Анализ стихотворения «Слёзы» (М. И. Цветаева)

Вольтер говорил: «Поэзия – мелодия души». Она может рассказать о прекрасном и возвышенном, милом и трогательном, может говорить об ужасе и страхе, бедах и страданиях… Поэзия затрагивает струны души, хранит в себе мудрость поэта, его переживания и чувства. Что же скрыто в стихотворении «Слёзы» Марины Ивановны Цветаевой? Многомудрый Литрекон предлагает Вам отправиться в мир эмоций и страстей одного из самых искренних поэтов Серебряного века.

История создания

Стихотворение Марины Ивановны Цветаевой «Слёзы» впервые было опубликовано во втором сборнике стихотворений поэтессы «Волшебный фонарь» (1912 год). Книга состоит из трёх разделов и начинается следующим обращением к читателю:

«Милый читатель! Смеясь, как ребёнок,
Весело встреть мой волшебный фонарь.
Искренний смех твой, да будет он звонок
И безотчётен, как встарь.

Все промелькнут в продолжении мига:
Рыцарь, и паж, и волшебник, и царь…
Прочь размышленья! Ведь женская книга —
Только волшебный фонарь!»

В «Волшебном фонаре» можно увидеть зарисовки семейного быта и семьи М. И. Цветаевой, пейзажи Москвы и Тарусы. Стихотворение «Слёзы» напечатано в третьем разделе сборника под названием «Не на радость», которое настраивает читателя на «минорный лад».

Что же такое «волшебный фонарь»? Это аппарат для создания проекции, который заменял людям того времени телевизор. С помощью такого прибора можно было устроить просмотр пленки прямо у себя дома. В 18 веке иезуиты и другие религиозные деятели обманывали доверчивых людей и выдавали проекции за видения адовых мук. Народ тут же окрестил изобретение «волшебным». Наделив свой сборник таким названием, Цветаева подметила сходство своих зарисовок из жизни с чередой пленок, которая завораживает, впечатляет, трогает, а порой и пугает зрителя.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Слёзы» можно отнести к жанру элегия. В нём, разговаривая с читателем, Марина Ивановна Цветаева размышляет об ушедшей любви, на смену которой должны прийти слёзы. Лирическая героиня грустит, всё вокруг заставляет её плакать: и «тёмная передняя», и «вешние берёзки», и «озябший котёнок»…

В 1934 году Цветаевой была опубликована статья «Поэты с историей и поэты без истории». В ней она разделила творцов на две категории: поэты «стрелы», поэты мысли и поэты «круга» — чувства. Ко второй категории и относила себя М. И. Цветаева. Вся её поэзия и стихотворение «Слёзы» пронизаны искренним чувством, которое поэтесса не скрывала ни от себя, ни от своего читателя. Именно поэтому лирическая героиня Цветаевой – это она сама.

Литературоведы относят Цветаеву к такому направлению поэзии, как модернизм.

Стихотворный размер, которым написано стихотворение «Слёзы» (4-х стопный и 2-х стопный дактиль), выбран Цветаевой неслучайно. По словам Н. С. Гумилёва, «дактиль – говорит о стихиях в покое». Слёзы, о которых рассказывает читателю поэтесса, не равны рыданию, это не надрывное чувство, скорее лёгкая грусть и сожаление. Поэтому лирическая героиня говорит с читателем спокойно, размеренно. В каждом катрене стихотворения три строки написаны 4-х стопным дактилем, а четвёртая – 2-х стопным. Такое графическое изображение строки напоминает слёзы: солёная капля медленно скатывается по щеке и крупной каплей падает с подбородка.

Композиция

Стихотворение «Слёзы» состоит из четырёх катренов, которые условно можно разделить на две части.

  1. Первая часть (первый – третий катрен) – это размышления поэтессы о слезах, о том, почему человек может плакать.
  2. Вторая часть (четвёртый катрен) – размышление лирической героини об ушедшей любви, о «милом», который унёс с собой «и покой и молчанье», но не смог унести слёз Цветаевой.

Смысл названия

Название – самая сильная часть стихотворения. Именно в нём хранится тема. Слёзы – центральный образ лирического произведения Цветаевой. Именно о нём размышляет лирическая героиня.

О чём мы плачем? Почему плачем? Что такое слёзы: слабость или сила? На эти вопросы отвечает М. И. Цветаева в своём стихотворении.

Образы и символы

Если изобразить схематически образную систему данного стихотворения, то главным образом, как было написано ранее, являются «слёзы». От него отходят образы-причины: «тёмная передняя», не зажжённый «канделябр», «соседняя крыша», «снежок», «вешние берёзки», «озябший котёнок». От всего этого лирическая героиня может плакать, от этого в её глазах появляются слёзы. В стихотворении также изображены и два других образа: «лирическая героиня» и «милый», ушедшая любовь.

Буквальных образов-символов в стихотворении нет, однако Цветаева здесь сравнивает себя с «котёнком» и «детьми». Оба эти создания маленькие, беззащитные и абсолютно искренние. Именно в этой позиции чувствует себя лирическая героиня, когда плачет. Она плачет от душевного холода, она плачет по-детски искренне.

Темы, проблемы, настроение

Основной темой стихотворения «Слёзы» является вопрос: «Слёзы – это слабость или сила?» И Цветаева легко и непринуждённо отвечает: «Сила»:

«Только слезами мы путь обозначим
В мир упоений, не данный судьбой…»

Слёзы помогают облегчить душу, избавиться от страданий, накопившихся в ней. Если человек плачет, значит, он чувствует! Не зря Цветаева сравнивает себя с «детьми». Ведь именно они являются самыми искренними, самыми чистыми.

Тематика и проблематика стихотворения отражены в списке:

  1. Одиночество. «Мы плачем о тёмной передней, где канделябра никто не зажёг» — в этой фразе проявляется частая причина расстройства — отсутствие кого-то, кто ждал бы нас в темной передней.
  2. Сожаление о молодости. «Плачем о юных, о вешних берёзках» — так автор определил еще одну причину слез — болезненные воспоминания об ушедшей юности.
  3. Неудовлетворенность в жизни. Лишь слезами, своими искренними чувствами, человек может проложить тропу «в мир упоений, не данный судьбой». В реальности люди окружены холодом и равнодушием, и лишь яркие эмоции помогают им разорвать этот круг.
  4. Разлука. «Милый, ты много из сердца унёс!» — человек после разрушения отношений чувствует себя опустошенным и разочарованным.

В последней строфе М. И. Цветаева говорит о том, что «милый» не смог унести её слёз. Он не смог подарить лирической героине освобождение, она ещё страдает и не может подняться в заветный «мир упоений».

Настроение стихотворения «Слезы» грустное, но спокойное, без надрыва.

Основная идея

Смысл стихотворения «Слёзы» вытекает из его проблемы. Марина Ивановна Цветаева говорит своему читателю, что плакать не стыдно, что только через слёзы можно обрести покой и лёгкость. В них мы изливаем душу и лечим ее от тоски, уныния, одиночества, разлуки.

Главная мысль стихотворения «Слёзы» состоит в том, что человек не находит в реальности тех эмоций, которые определяют «мир упоений». Лишь разговор с собой и открытые шлюзы души помогают нам перенестись в другое измерение и почувствовать то, что скрыто в обыденности и сдержанности.

Средства выразительности

Марина Ивановна Цветаева в своём стихотворении «Слёзы» широко использует эпитеты:

  1. «о тёмной передней»
  2. «о вешних берёзках»
  3. «над озябшим котёнком»
  4. «о несмолкающем звоне»

Они помогают читателю погрузиться в атмосферу грусти, помогают понять, что заставляет лирическую героиню плакать.

В стихотворении используются и сравнения:

  1. «как дети»
  2. «как над собой»

Одним из главных средств выразительности здесь является знаменитое цветаевское тире («Отнято всё, — и покой и молчанье…»). Им она показывает оторванность «милого» от лирической героини, говорит читателю о том, что их отношения закончены, оборваны.

Играет поэтесса и со словообразованием. В стихотворении используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («снежок», «берёзках», «котёнком»). Все они работают на раскрытие идеи стихотворения. Слова с уменьшитель-ласкательными суффиксами обычно используют дети, так они выражают своё отношение к окружающему миру. Лирическая героиня хочет быть этим ребёнком, способным чувствовать искренне и выражать эти чувства через слёзы.

Автор: Дарья Барановская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *