Анализ стихотворения «Снег» (И. Ф. Анненский)

Иннокентий Фёдорович творил в период конца 19 и начала 20 веков, который принято называть Серебряным веком в литературе. Продолжая традиции поэтов 19 века, он употреблял символы, образы литературных течений 20 века. Многомудрый Литрекон представляет Вашему вниманию полный анализ стихотворения «Снег» по плану, которое вошло во второй сборник стихов автора, вышедший посмертно.

История создания

Любимым временем года поэта была зима. Автор часто своими произведениями признавался ей в любви. Зима 1909 года стала последней в жизни поэта. Иннокентий Фёдорович обычно не датировал свои произведения. Поэтому точного числа написания стихотворения мы не знаем, но, однозначно, это была зима (декабрь) 1909 года. Стихотворение «Снег» резко отличается от предыдущих «зимних» стихов автора, что связано, скорее всего, с его предчувствием о приближающимся уходе из жизни.

Это произведение Иннокентий Анненский написал в пяти разных вариантах, и, выбрав одно, по мнению автора, самое лучшее, отложил его в отдельную папку. «Лучший» вариант и вошёл в книгу поэта «Кипарисовый ларец», в раздел «Трилистник ледяной», которую уже после его смерти опубликовал сын автора — Валентин Кривич.

Писать стихи поэт начал ещё в детстве, но первую книгу издал только в 1904 году, когда ему было 49 лет. И. Ф. Анненский оказал благоприятное влияние на многих русских поэтов, среди которых Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова.

«Анненский – несомненно, самый философический поэт 20 века» (А. А. Пурин)

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Снег» написано в жанре элегия, что полностью оправдывает задумчивое, печальное настроение, присущее данному жанру.

Может показаться, что И. Ф. Анненский принадлежит к такому течению, как символизм. Да, от части, это так. Но у автора свой, особый, преломлённый символизм, основанный на романтизме, которому больше подойдет определение «психологический символизм».

Описание природы, пейзажей, мотив некой печали и философичность, тайный смысл, переданный через символы и образы – это группа особых признаков, характерных для пейзажной лирики Анненского.

Размер стихотворения «Снег» – двустопный анапест. Рифмовка – перекрёстная, с чередованием женкой и мужской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Снег» состоит из 5 катренов. Композиционно его можно разделить на две части.

  1. Первая часть – это первые два четверостишия, в которых автор пишет о неприятных для него нюансах зимы. Следует отметить, что Иннокентий Фёдорович провёл параллель между временем года «зима» и «зимним» возрастом человека. То есть, строки «от нее даже дыму не уйти в облака…» можно расшифровать, как неизбежность старости и всех изменений, связанных с возрастом.
  2. Вторая композиционная часть – это последующие 3 строфы, в которых автор, напротив, концентрирует всё своё и наше внимание на прекрасной детали – снеге.

Также можно отделить от второй части крайнюю строфу, обосновав это тем, что, по содержанию и настроению, она выделяется как из второй части, так и из стихотворения в целом. Третье четверостишие – это мысли о том, что весна уже не наступит. «На томительной грани всесожженья весны» — это размышление, предчувствие приближения ухода.

Опять же, проводя параллель и сопоставляя данное стихотворение с жизнью поэта, можно назвать его прощанием с жизнью, друзьями, творчеством.

  • Первая часть стихотворения – это описания тягот прогрессирующего недуга автора.
  • Вторую часть можно назвать поиском чего-то хорошего в сложившихся обстоятельствах, или же вторая часть – это тёплые воспоминания о прожитой жизни.
  • Третья часть – это смирение.

Образы и символы

«С тех пор, как себя помню, люблю заниматься историей и словесностью и чувствую антипатию ко всему элементарному и банально-ясному» (И. Ф. Анненский)

Лирический герой в стихотворении «Снег» практически во всех произведениях поэта автобиографичен. Им является сам автор. Лирический герой ведёт борьбу с самим собой, со своими чувствами и мыслями, страхами; он мечтающий, но, в то же время, отрицающий свои мечты. Поэт стремится отыскать в лирическом герое связь с природой, с окружающим миром. Описание чего-то конкретного в окружающем мире, природе имеет своё отражение в жизни человека. Для достоверной передачи своих мыслей Иннокентий Фёдорович часто прибегает к использованию цвета как символа.

«Этот нищенский синий
И заплаканный лед!»

Синий в произведениях поэта – это символ духовной углублённости, цвет покоя, но в то же время и символ печали. Причём, чем глубже цвет, тем сильнее и отчаяннее печаль и тоска. В нашем случае синева «нищенская», что сложно расшифровать, но можно предположить, что автор имеет ввиду положительную символическую составляющую, которая «обнищала» со временем.

«То сверкающе белый,
То сиреневый снег…»

  • Сиреневый цвет в поэтике автора – это цвет нежности, весны, цвет мечты и сна, цвет спасения, поиска идеала, цвет промежуточного состояния, что-то между земным и неземным. То есть неопределённый, подстраивающийся.
  • Белый цвет у Анненского не символизирует чистоту и невинность, как принято считать. Белый цвет у поэта – это цвет тумана и забвения, цвет памяти, смерти и скорби.

Прочитав эти строки отдельно от всего стихотворения, невозможно заметить что-то особенное: снег, обычно, белый, но, при определённом освещении может приобретать и другие оттенки, что вполне соответствует реальности. Но, опираясь на контекст и пользуясь историческими фактами об авторе, можно предположить связь лирического героя со снегом, что заставляет цвет играть «новыми красками».

Если снег воспринять как предметное определение внутреннего состояния лирического героя, то «сверкающе белое» состояние – это, скорее всего, память о былом, приятная тоска, которая сменяется «сиреневой» нежность, мечтами, пребыванием в некоем состоянии неги. Далее снег становится «ослабленно талым», что сопоставимо с небольшим угнетением духа, связанным с болезнью. Обо всех этих внутренних ощущениях лирический герой отзывается с любовью, он принимает их достойно, спокойно.

Говоря об образах в данном стихотворении, нельзя ни упомянуть о том, что зима – это образное определение жизненного заката, тогда как весна – это начало жизни, обновление.

«На томительной грани
Всесожженья весны»

Данные строки можно воспринять как смирение с тем, что «Весны» в жизни лирического героя уже не будет, как осознание того, что он уже «на грани», между жизнью и неизбежным уходом.

Темы, проблемы, настроение

Основные темы лирики Анненского сопоставимы с темами французских символистов эпохи декаданса, которым были присущи пессимизм, бросание вызова обществу. Тема смерти, тема тоски, одиночества, тема совести, тема любви являются основными в творчестве Иннокентия Анненского. Основная тема стихотворения «Снег» – это симбиоз двух тем, тоски и смерти.

  • Иннокентий Фёдорович был «не очень верующим». Создавая стихотворения на тему смерти, которых у автора достаточное количества, он не видел продолжение жизни, которую очень любил, после ухода, что не могло не нагонять тоску.
  • Тема тоски – это лейтмотив, проходящий через все произведения автора. Для него она определяется однообразием жизни, воспоминаниями об ушедшем.
  • Хотя темы не из ряда жизнерадостных, у Анненского они имели оттенок жизнелюбия. Во всех произведениях автора просматривается безграничное желание жить, что побуждает по-новому взглянуть на излюбленные автором темы.

Настроение стихотворения «Снег», опираясь на цветовой символизм автора, можно назвать «сиреневым». Оно нестабильное, меняющееся, как и мысли в голове, перетекающее. Послевкусие у данного стихотворения приятно-тоскливое, что так же непривычно для восприятия.

Основная идея

Смысл произведения «Снег» — это сопоставление жизни природы и жизни человека. Автор воспринимает все события, «движения», изменения в природе как возможность лучше узнать себя, человека.

По ходу стихотворения мы видим, как меняются мысли лирического героя, как меняется его восприятие происходящего, видим итог его размышлений. Все эти метаморфозы происходят последовательно, плавно, вытекают одно из другого, так же гармонично и естественно, как у природы.

Наверно, автор хотел, чтобы читатель понял это. И, по возможности, пользовался этим ценным знанием, умением в своей жизни. Такова главная мысль стихотворения «Снег».

Средства художественной выразительности

Стихотворение «Снег» написано очень чувственным, эмоциональным языком. Вот его основные тропы:

  1. В каждой из строф просматриваются фонетические средства выразительности. Например, аллитерация в первом четверостишие помогает передать глухую тяжесть «обузы», а ассонанс в третьей строфе помогает в восприятии гармонии и нежности природы.
  2. Стихотворение наполнено красочными эпитетами: «грузный полёт», «нищенский синий», «заплаканный лёд», «ослабелый…, сверкающе белый…, сиреневый снег», «талый…, усталый (снег)», «скользящий обрыв», «непорочные сны», «томительная грань».
  3. Метафоры: «обуза тяжка», «дыму не уйти в облака», «резанность линий», «нищенский синий и заплаканный лёд», «ослабелый снег», «выси открыв, он ложится усталый», «всесожженье весны».
  4. Сравнение: «точно стада в тумане».
  5. Олицетворение: «ложится усталый (снег)».
  6. Неологизм: «всесожженье».
  7. Анафора:

«Эта резанность линий,
Этот грузный полет,
Этот нищенский синий…»

«То сверкающе белый,
То сиреневый снег…»

  1. Автором использована инверсия в 1 и 4 строфах.

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

1 комментарий

  1. кира:

    Спасибо огромное за материал!!! Без него я бы вообще не написала бы сочинение. Все шикарно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *