Анализ стихотворения «Предчувствую тебя» (А. А. Блок)

Александр Блок является ярчайшим представителем русского символизма. Его современники говорили, что всё он делает «по-настоящему», при этом сам чувствует некую фальшь… Возможно поэтому каждое произведение поэта максимально глубоко проникает в сердце каждого читателя, передавая те ощущения, идею, заложенную автором в нём изначально. Многомудрый Литрекон провел анализ одного из ранних произведений поэта, стихотворения «Предчувствую тебя», по плану и предлагает ознакомиться с его результатами в данной статье.

История создания

Разбираемое стихотворение «Предчувствую тебя» относится к блоковскому циклу стихов «Стихи о Прекрасной Даме», который создавался на протяжении нескольких лет (1897 – 1904 гг.). Дело в том, что Александр Александрович Блок был приверженцем философии Владимира Сергеевича Соловьёва о Вечной Женственности, а точнее приверженцем отчасти, со своим пониманием данной концепции философа. «Прекрасная Дама» Блока – эта символ красоты, символ добра. В стихах поэт «Её» называет Дочерью света, Таинственной девой, Вечной любовью, Светлой, Тихой, Владычицей Вселенной… Всё это Александр Александрович нашёл в Любови Дмитриевне Менделеевой, с которой они были знакомы с самого детства. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» посвящен именно ей! Блок любил свою жену, но боялся «разрушить» свой идеал плотской любовью, чем огорчал саму Менделееву, также любившую его, своего поэта.

Близкие отношения между Блоком и Менделеевой начались в 1898 году, а в 1901 году поэт написал «Предчувствую тебя». Данный год стал очень плодотворным, Александр Александрович писал, не переставая, причем каждое стихотворение непременно посвящал своей любимой – Любови Дмитриевне.

Эпиграфом разбираемого стихотворения являются слова Владимира Соловьева, что можно считать неоспоримым доказательством того, что Блок нашёл свою «Прекрасную Даму».

«Нам, его близко знававшим, стоял он прекрасной загадкой то близкий, то дальний (прекрасный — всегда). Мы не знали, кто больше, — поэт национальный, иль чуткий, единственный человек, заслоняемый порфирою поэтической славы, как… тенью, из складок которой порой выступали черты благородного, всепонимающего, нового и прекрасного человека…» (Андрей Белый)

Жанр, направление, размер

Однозначно стихотворение «Предчувствую тебя» относится к философской лирике. Философия — это особая форма восприятия мира, это мировоззрение, которое в очень редких случаях совпадает у двух личностей. Философия Блока идеалистическая, что вполне объясняет его первый сборник стихов.

В разбираемом стихотворении также можно заметить элегические признаки. Поэт делится своими внутренними переживаниями, «предчувствиями» с читателем. Также произведение можно считать элегией, так как его стихотворная строфа представляет собой двустишие, что изначально являлось обязательным признаком данного жанра.

Стихотворение «Предчувствую тебя» относится к модернистскому направлению. Блок до глубины души — символист, все его произведения, даже поздние, приближенные к реализму, являются детищами символистского течения.

Младосимволисты, к коим относится Блок, так же, как и декаденты, опирались на идею Ницше о сверхчеловеке, но, в отличие от них, не противопоставляли себя толпе, а хотели спасти человечество, мир.

Размер стихотворения «Предчувствую тебя» – это пятистопный и шестистопный ямбы, который непоследовательно сменяют друг друга. Рифмовка перекрёстная, с чередующимися женской и мужской рифмой.

Композиция

Стихотворение «Предчувствую тебя» состоит из 6-ти двустиший. Композиция кольцевая.

  1. 1 строфа – вступление. Первое упоминание главного образа произведения.
  2. 2 строфа – отражение чувств автора, отражение его отношения к главному образу.
  3. 3 строфа повествует о неких страхах поэта, касающихся того же главного образа. Данное двустишие начинается точно так же, как и предыдущее: «Весь горизонт в огне». Такое построение усиливает эмоциональный окрас стихотворения, позволяя читателю полнее, точнее понять переживания поэта, его трепетные отношения к «Ней».
  4. 4 и 5 строфы– это предвкушения автора. «И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. О, как паду — и горестно, и низко, Не одолев смертельные мечты!». Лирический герой (сам поэт) представляет встречу с героиней, предвидит её превосходство над собой, над каждым, но также он предчувствует «непонимание» …
  5. 6 строфа – последнее двустишие, которое замыкает композиционное кольцо произведения. Автор упоминает и о горизонте («Как ясен горизонт!»), и «Её» облике, о которых говорилось в первых двух строфах. Данное двустишие, хоть и заканчивается упоминанием страха, но оно достаточно позитивное, наполненное надеждой, приятным предчувствием. «Как ясен горизонт! И лучезарность близко»,

Образы и символы

Лирический герой разбираемого стихотворения, герой цикла «Стихи о прекрасной Даме», герой 1 тома «трилогии вочеловеченья» — это юный герой- романтик, герой-идеалист, стремящийся к идеалу, верующий в «Вечную Женственность», ищущий «Прекрасную даму».

Главным образом стихотворения «Предчувствую тебя» является «Она», «лучезарность», которую он видит в своей избраннице, в Любови Менделеевой, с которой возобновил отношения после долгой разлуки в 1900 году.

Данное произведение является пророческим, является символом само по себе, хоть и не пестрит символами как таковыми. Поэт пишет:

«Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.»

Данные строки можно считать авторским провиденьем. Поэт смотрит в будущее и видит его светлым и радостным.

Огонь – символ победы, торжества добра жизни, света над тьмой, символ очищения, а также символ домашнего богатства, что объясняет ожидание автора скорого обручения с любимой.

Молчание является знаком согласия, соответственно, если поэт пишет, что он «молча ждёт», значит он смиренно подчинился происходящим событиям.

Но далее автор пишет о сомнениях:

«Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.»

То есть «горизонт в огне», но поэт сомневается, что его избранница разделит с ним его мировоззрение. И ведь Блок был прав. Любовь Менделеева негодовала по поводу блоковского отречения от неё как от обычной женщины, негодовала по поводу своей «неприкасаемости», что в дальнейшем привело к её уходу к Андрею Белому, другу Александра Александровича.

В следующем двустишие поэт пишет, можно сказать, о своей «ошибке», называя её «смертельной мечтой», которая почти разрушила брак поэта.

Но все же «ясен горизонт», то есть автор видит своё будущее светлым, называет свою возлюбленную «лучезарностью», которая и осветит его дальнейшую жизнь.

Важным является также то, что поэт обращается к героине на написанное с большой буквы «Ты», что объясняет его отношение к ней. Для автора она является родной, но помимо этого он её превозносит, ставит на пьедестал, преклоняется пред ней.

Темы, проблемы, настроение

В стихотворении «Предчувствую тебя» затронута тема любви, тема ожидания чудесных перемен, связанных с появлением в жизни поэта любимой женщины.

Также в произведении затронута актуальная на сегодняшний день проблема, а точнее, вечная проблема. Она заключается в шествии рука об руку, неразлучности радости, счастья и тревоги, возникающей из-за страха потери этого самого счастья. Поэт в стихотворении «Предчувствую тебя» несколько раз упоминает о своем страхе, чем придает произведению не совсем радостное звучание.

Настроение «Предчувствую тебя» можно назвать неровным. Оно светлое, радостное, ведь оно о будущем, о приятных изменениях в жизни лирического героя, но в то же время этот «свет» приглушают сомнения, беспокойство.

«Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.»

Основная идея

Смысл произведения «Предчувствую тебя» заключается в парадоксальности жизни, в сплетении противоположностей: мечта у Блока смертельна, счастье у Блока тревожно, приход любимой — страшен. Данным стихотворением автор хотел сказать, что он знает о неразлучности радости и тревоги, но это его не угнетает, он с этим смирился, данное обстоятельство не заставит его отказаться от счастья, надвигающегося на него.

«Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты…»

Данные строки вместили в себя основную мысль произведения «Предчувствую тебя». Здесь отражено и радостное ожидание, и смиренное терпение, и страх перед изменениями. Лирический герой боится, что «лузезарность» потеряет свой свет, что любовь потеряет сакральный смысл. Возможно, именно здесь поэт выразил свои опасения по поводу последствий физической близости с женой. Быть может, он боялся, что его идеал непременно разрушится, «изменит облик», если бытовая и физическая стороны любви сделают их отношения тривиальными и пустыми.

Произведение невелико по размеру, каждая строфа состоит из двух строк.
Это также можно объяснить авторским глубоким пониманием, чувствованием жизни, которая не нуждается в излишних комментариях.

Средства выразительности

Анализ стихотворения Блока «Предчувствую тебя» был бы не совсем полным без перечисления тропов:

  1. Эпитеты: «ясен нестерпимо», «молча жду», «дерзкое подозренье», «привычные черты» «горестно и низко (паду)», «смертельные мечты».
  2. Метафора: «весь горизонт в огне».
  3. Олицетворение: «года проходят мимо», «лучезарность близко».
  4. Анафора:

«Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты…»

  1. Автором использовано такое средство выразительности как рефрен. «Но страшно мне: изменишь облик Ты…» повторяется в конце 3-й и 6-й строф, что указывает на важность данной строки, на её определяющее значение в передаче главной идеи произведения.
  2. Также поэтом использована инверсия.
  3. Многосоюзие: «и ясен нестерпимо, и молча жду…», «и горестно, и низко…».
  4. Риторическое восклицание: «О, как паду — и горестно, и низко,
    Не одолев смертельные мечты!».
  5. Просматривается аллитерация: «дерзкое возбудишь подозренье» (звенящий звук «з» режет слух, передавая резкость и боль происходящего, в данном случае боль предчувствия).

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *