Анализ стихотворения Молодость (М.И. Цветаева)

Когда человек на своём жизненном пути доходит до определённой точки, ему хочется оглянуться назад, посмотреть на пройденную часть пути, подвести итоги и сформировать своё отношение к событиям прошлого. Желание переосмыслить прошлое испытала Марина Цветаева, будучи на пороге своего тридцатилетия. Многомудрый Литрекон предлагает Вам окунуться в творчество поэтов Серебряного века и познакомиться с анализом стихотворения Марины Цветаевой «Молодость».

История создания

Стихотворение написано в 1921 году. Буквально, на одном дыхании – первая часть 18 ноября, вторая – 20. И посвящено собственной Молодости. Для понимания истории создания стихотворения важно и то, что «Молодость» написана за год до окончания гражданской войны. Можно представить себе обстановку: тяжелейший быт, неизвестность, беспокойство за близких и будущее, а в скором времени и разлука с Родиной. Всё это стимулирует дать своеобразный отчёт о прожитом и пережитом.

Цветаевой только исполнилось 29 лет, психологически важная для многих дата. На пороге тридцатилетия поэтесса обращает свой взор на юность и прошедшие годы.

На молодость Марины Цветаевой пришлось много событий и глубоко личных переживаний: смерть матери, ранний брак с Сергеем Эфроном, рождение старшей дочери Ариадны, которая впоследствии обогатит русскую литературу своим творчеством. Романтические отношения с Софией Парнок и смерть младшей дочери Ирины. Новая разлука с мужем из-за гражданской войны (1917 — 1922), тяжёлый быт в последние годы. Все эти глубоко личные события её жизни, требовали переосмысления, и таким переосмыслением стало стихотворение «Молодость». Переосмысление у поэта происходит иначе, чем у людей другого склада. То, что годами хранилось в душе Марины, выстрелило в эти два дня – 18 и 20 ноября.

Жанр, направление, размер

По жанру «Молодость» – элегия. Это лирическое стихотворение о глубоко личных переживаниях. Само обращение к олицетворённой молодости, личный диалог с ней, подчёркивает его лиричность. С одной стороны, это разговор с той собой, которая была прежде, юной, неопытной, неосторожной.

С другой стороны, это обращение именно к молодости, оно выходит за рамки диалога с собой и включает как сугубо личное, так и нечто, свойственное в юности многим. Например, горячность, необдуманность поступков.

Для написания этого стихотворения Цветаева выбирает один из самых мелодичных размеров – пятистопный хорей, что придаёт ему оттенок очень личного, льющегося из самой души, диалога.

Композиция

Стихотворение «Молодость» имеет чёткое разделение на первую и вторую части. В первой поэтесса сожалеет об ошибках молодости, винит её за события прошлого. В это части явственно присутствует мотив отказа от прошлых лет.

  1. Таким образом, первая часть стихотворения – обвинение, упрёки к собственной молодости, за которыми стоит разочарование. Изобилуют негативные чувства: обида, боль, разочарование.
  2. Вторая часть – примирение и прощание перед разлукой. Неким портключом (с помощью этого артефакта герои саги о «Гарри Поттере» осуществляют перемещение в какое-либо место) между двумя частями выступает кумашный лоскуток. Цветаева примиряется с собственной Молодостью. И во второй части мы видим понимание, принятие и грусть от предстоящей разлуки.

Образы и символы

Символику и образность «Молодости» также лучше рассматривать отдельно в каждой из частей, чтобы лучше осмыслить динамику образов.

В начале стихотворения видно, как Марина Цветаева хочет поскорее перевернуть эту страницу своей жизни: «как листок срывают календарный» – сорвать и забыть. Образы непарного, то есть лишнего сапожка, чужих грехов и бесполезности встречаем мы в первой части. Вот, чем была наполнена юность. За этим слышится разочарование. Именно это чувство стучится через образы первой части стихотворения: разочарование в прошлом, а возможно, и в молодой себе. Поэтессу переполняют негативные чувства к собственной молодости. И поэтому она не видит в ней ничего хорошего. Даже ничего пригодного для творчества в молодости не нашлось «…не взяла задумчивая Муза». Однако это не так, в эти годы Цветаевой было написано множество замечательных стихотворений и стихотворных циклов. Но субъективное ощущение автора именно такое. И на данный момент молодые годы воспринимаются Цветаевой как период бесплодный и тягостный.

«Ты была мне ношей и обузой» – пишет поэтесса. Примечательно, что ношу обычно несут по доброй воле, «своя ноша – не тянет» – говорят в народе. А вот обуза – нечто действительно тяжёлое и кем-то навязанное. Это неоднозначное отношение, которое, возможно, и самой Цветаевой осознавалось не до конца, нарастает к концу первой части. И мы видим некоторое смягчение в отношениях автора и её Молодости. Цветаева выразила к своей молодости и юной себе то бурное, то тяжёлое, что, лилось через край, и теперь в её душе появляется место другим чувствам. Она была переполнена негативным отношением к событиям тех лет, к собственным поступкам и мыслям. Но когда выразила их сполна, смогла увидеть в молодости и то другое, что в ней, безусловно, было.

И вот, среди образов разочарования появляется образ, который автору ценен, – лоскуток кумашный (конец первой части). Даже форму слова лоскуток Цветаева выбирает уменьшительно-ласкательную. Это показательный образ. Теперь, когда переполняющие негативные чувства выражены, поэтесса осознала, что её молодость всё-таки важна для неё.

Во второй части настроение меняется окончательно. Цветаева по-прежнему не простила себе ошибок, совершённых в прошедшие годы, но теперь называет Молодость сестрой, использует ласковые имена для неё: «моя голубка», «золотце моё». С первой строчки видно, как поменялось настроение автора! «Из ласточек – в колдуньи». То есть с молодостью у Цветаевой ассоциируется существо трепетное, нежное – ласточка, а говоря о последующих годах, она превращает себя в колдунью. В этой части проглядывают ностальгические нотки – за образами смуглой Молодости, малиновой юбки стоят какие-то события жизни автора, которые навевают воспоминания. Эти образы-символы передают то новое отношение, к которому пришла Цветаева к концу первой части и полностью осознала во второй: любовь, печаль от разлуки и последующее примирение. И пусть Молодость, а значит, и саму юную Марину, Цветаева не простила до конца, но частично приняла и смогла полюбить.

Отдельно стоит сказать о главном герое и одновременно главном образе стихотворения – образе Молодости. Его можно разделить на две составляющие: с одной стороны – это все прошедшие годы, то есть события жизни, что случились поэтессой. С другой – за Молодостью (которая всегда в стихотворении с большой буквы), стоит сама юная Марина Цветаева. Та Марина, которая думала, чувствовала и поступала на протяжении всего этого периода. Поэтому можно предположить, что Молодость – это символ прошедших лет и одновременно молодая Марина Цветаева. Именно к этому сочетанию и обращается поэтесса, с ним ведёт столь личный диалог.

Темы

Тематика стихотворения «Молодость» – переосмысление опыта, выраженное через обращение к образу Молодости. Анализ пережитых событий и осознание безвозвратности прошедших лет.

Автор осознаёт, что ни прошедшие годы, ни юную себя она вернуть не сможет. И несмотря на разочарование, которое испытала поэтесса, оглянувшись назад, она осознаёт ценность прошедшего периода.

От того в последних строчках появляется мотив передачи своей молодости другим. «Вырванная из грудных глубин» – то есть от сердца. Мы часто говорим: «От сердца отрываю». Это значит, делюсь чем-то очень дорогим. Пусть период молодости не был совершенным, но он уникален и больше никогда не повторится. И поэтому всегда будет ценен.

Проблемы

Проблематика стихотворения «Молодость» строится на внутреннем конфликте. Вероятно, у 29-летней Цветаевой были представления о том, что она хотела увидеть, оглянувшись назад. Но она увидела другое и испытала сильное разочарование, обиду на себя и свои юные годы (первая часть стихотворения). Этот конфликт разрешается по ходу стихотворения, когда поэтесса осознаёт, что не только плохое, но и хорошее было в её молодые годы. Как и любой конфликт, через боль, он привёл к принятию и духовному росту. Так как пережить боль от несоответствия собственных представлений и реальности – всегда очень трудно, это большая работа.

Вторая проблема – это безвозвратность времени и необходимость проститься с прошлым. Или проблема переосмысления прошедших лет. Период молодости закончен. Впереди многое другое, но ни те года, ни юную себя не вернуть. Цветаева чувствует необходимость остановиться и переосмыслить свою молодость, проститься с ней.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Молодость» – какими бы ни были прошедшие годы, они были уникальны, больше никогда не повторятся и потому важны. Настроение стихотворения меняется от первой ко второй части, но общий настрой «Молодости» можно назвать грустным. Это разная грусть: грусть разочарования и боли, грусть принятия несовершенства и грусть прощания. Этот путь был пройден автором от первой до последней строчки.

Ещё один важный смысл стихотворения «Молодость» – необходимость принять себя в разные периоды жизни. Именно это даёт ощущение целостности. Без тех лет, ошибок и удач не было бы той 29-летней Марины Цветаевой, которая оглядывается назад и прощается с прошлым. Именно эти годы сделали её способной принять свою Молодость такой, какой она была.

Средства художественной выразительности

Стихотворение «Молодость» образное и изобилует разнообразными тропами.

  1. Первый троп, с которым мы сталкиваемся, появляется уже в названии – «Молодость». В данном стихотворении Молодость выступает в качестве главной героини. Это олицетворение. Молодость наделяется человеческими чертами. К олицетворению также можно отнести и «задумчивую Музу».
  2. Эпитеты в стихотворении: «чужая молодость»; «малиновая юбка»; «лазоревая шаль»; «непарный сапожок».
  3. Сравнения: «так листок срывают календарный»; «щедростью твоей давясь, как щебнем»; «как с любовником с тобой прощаюсь».
  4. Метафоры: «мой сапожок непарный»; «ты была мне ношей и обузой»; «ничего из всей твоей добычи не взяла задумчивая Муза»; «моя морока»; «мой лоскуток кумашный»; «из ласточек – в колдуньи»; «золотце моё»; «сестра»; «янтарь»; «голубка»; «разор души моей»; «вырванная из грудных глубин».
  5. По одним только образным средствам можно проследить меняющееся настроение автора: от чужой Молодости до Сестры, способной утешить.

Автор: Таисия Ишниазова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *