Анализ стихотворения «Июль» (Б. Л. Пастернак)

Пастернак Борис Леонидович является одним из крупнейших русских поэтов 20 века. Одной из выдающихся черт лирики автора является любовь к природе. Он пишет о природе как о едином целом, не разделённом на живое и неживое, он пишет философские стихи, где природа является отражением внутреннего мира человека. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с одним из «природных» стихотворений Пастернака, со стихотворением «Июль». Анализ по плану поможет Вам быстро разобраться в прочитанном тексте.

История создания

Стихотворение «Июль» относится к поздней лирики поэта. Оно было написано летом 1956 года, в то время, когда Борис Леонидович пребывал на даче в Переделкино. Пастернаку нравилось проживать на даче, которую он получил от Литфонда. В уютном доме, находящемся в лесу, автором написано множество произведений, в том числе и роман «Доктор Живаго».

Поздний период творчества поэта характеризуется одухотворённостью изображенной им природы, простотой в изложении, глубокими образами в лирике, наполненными символическим значением. Данный период тесно связан с ранней лирикой поэта. «Ранние» темы вновь укрепляются в творчестве автора в 40-50-х годах.

Жанр, направление, размер

Произведение «Июль» относится к пейзажной лирике автора. Борис Леонидович очень часто обращается к данному жанру, придавая философское звучание строкам, описывая мир природы и мир человека как единое целое, неразлучное, отражающее друг друга. 

Пастернак – поэт-модернист, которому присущи и черты футуризма, и черты символизма, что только лишь подчёркивает индивидуальность автора, его самобытность.

Размер стихотворения «Июль» – четырёхстопный ямб. Рифмовка стихотворения перекрёстная, с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Июль» состоит из 7 ёмких строф. Произведение «Июль» можно разделить на 3 смысловые части.

  1. 1-я часть – это первая строфа. Она состоит из четырёх строк, обособленных на конце точками. Данное четверостишие немного запугивает читателя, погружает его в атмосферу мистики, загадки. Автор данной строфой вгоняет читателя в ступор, дабы была возможность дальнейшее воспринимать с трепетом, более глубоко, с замиранием сердца. 
  2. 2-я часть – это последующие 2 катрена. Предположив в конце первой строфы, что все загадочные звуки издаёт домовой, автор описывает происходящее в доме, оправдывая всё тем же домовым. «Везде болтается некстати, мешается во все дела…»; «Вбегает в вихре сквозняка и с занавеской, как с танцоршей, взвивается до потолка.»
  3. 3-я часть – заключительные 4-е четверостишия. В них выясняется кто этот самый баловник, шалящий в доме. 

«Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?»

«Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.»

Образы и символы

Повествование ведётся от лица жильца дома, в котором происходят мистические действа. Этот жилец – лирический герой стихотворения «Июль», в котором можно разглядеть автора. Герой внимательно, с трепетом, «вслушивается» в атмосферу дома, его воображение рождает таинственные образы. 

Прочитав стихотворение «Июль», подсознание рисует очень объёмный, яркий образ таинственного поселенца. Первыми строками поэт интригует читателя: «приведенье», «шаги над головой», «тени», «домовой». 

Далее образ становится более чётким, но недостаточно точным. Он, поселенец дома, «болтается», «мешается», «крадётся», «срывает», «вбегает», «взвивает». Этими разнообразными глаголами автор указал на противоречивость «жильца», на его взбалмошный характер. Именно это описание придало читателю уверенность, что «гость» не такой уж и опасный, как казалось вначале стихотворения.

Далее образ становится абсолютно ясным, и «серые» догадки читателя превращаются в «светлое», вполне конкретное лицо. Это «летний дачник-отпускник»!

«Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.»

Поэт описывает «странного гражданина», который таскает в одежде пух одуванчиков, лопуха, который входит в дом через окно, громко разговаривает… Отношение к данному образу кардинально меняется, оно становится доверительным, немного восторженным, образ вызывает улыбку.

В стихотворении «Июль» не встречается ни единого символа! Но обволакивающий образ лета, созданный поэтом, настолько таинственный, чудесный, что его вполне можно принять за символ, который можно расшифровать как чудо, поселившееся в доме, в жизни человека.

Темы, проблемы, настроение

Данное стихотворение выше мы уже охарактеризовали как пейзажная лирика. Но хочется уточнить, что, как таковой, чистой пейзажной лирики у Пастернака не встречается. Хотя у Бориса Леонидовича множество стихов с названиями, которые сразу предупреждают читателя о предмете повествования, о природе: «Февраль», «Весна», «Зимняя ночь», «Июльская гроза», «Август», «В лесу»… 

Природа для поэта – это не отдельное, а часть от чего-то целого, большого, которое нельзя разделить, но можно рассмотреть с разных ракурсов. Любовь, природа, творчество –  вот это «целое», вот три неразлучные темы, которые пронизывают все произведения автора. Рассматривая творчество Бориса Леонидовича с данной точки зрения, можно сказать, что стихотворение «Июль» — это размышления поэта о жизни с «природного» ракурса, попытка объяснения жизни с помощью природы. 

Проблемой всех произведений автора можно считать проблему восприятия мира. В данном стихотворении она тоже просматривается, поэт воспринимает лето не как «антураж», не как окружающий интерьер, а как отдельную личность, живое существо, которое имеет свой характер, мнение.

Настроение стихотворения «Июль» светлое, забавное, очень оптимистичное, можно сказать, что стихотворение детское, но философское звучание всё же присутствует, добавляя произведению тайны и глубины. 

Основная идея

Главная мысль произведения «Июль» — это единство человека и природы. 

Лето в стихотворении — «дачник-отпускник», поселившийся в доме лирического героя. Олицетворение, использованное поэтом, позволяет читателю легче понять смысл произведения «Июль», которая заключается в том, что природа такой же «полноправный гражданин планеты», как и человек (а, может быть, и более полноправный), что природу нужно уважать, как и человека, что природой можно и нужно восхищаться, вдохновляться. 

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Июль» не только украшают произведение, но и ясно передают авторские подтексты:

  1. Эпитеты: «баловник-невежа», «жилец приезжий», «недолгий роздых», «степной нечесаный растрепа», «целый дом», «воздух луговой».
  2. Метафора: «летний дачник-отпускник».
  3. Сравнение: «и с занавеской, как с танцоршей».
  4. Главным средством выразительности, на котором строиться всё произведение, можно назвать олицетворение. Автор пишет о лете как о живом существе: «июль… снял комнаты у нас внаём», «июль, таскающий в одежде…», «июль, домой сквозь окна вхожий. Всё громко говорящий вслух».
  5. В стихотворении использована инверсия.

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector