Анализ стихотворения «Летний вечер» (Ф. И. Тютчев)

Семьдесят лет творец Тютчев излагал на бумаге то, что видел вокруг и переживал внутри. Фёдор Иванович всю жизнь неутолимо стремился лишь к одному – приблизиться к идеалу женской красоты и познать рядом с ним истинную разделённую любовь. В его лирике читатель видит тому подтверждение, а Многомудрый Литрекон видит в ней объект для разбора.

История создания

На склоне лет вместе с выходом в свет первого сборника стихотворений к поэту пришла писательская слава, а за ней и людское признание, но осознавать самого себя как состоявшегося поэта он не хотел. Подобные волнения были ему чужды, и вплоть до своих последних дней Фёдор Тютчев предпочитал всецело отдаваться страстной чувственности. В его судьбе были переломные моменты, в периоды которых он часто обращал свой творческий взор к природе. Проникновенно заглядывая в её живое естество, поэт отстаивал утончённое совершенство и одушевлённую свободу окружающего мира. Этот обособленный мир, хоть временами и вторит человеческим душам, остаётся полностью независимым, – таков главный посыл Фёдора Тютчева, которого современники прозвали певцом природы.

Стихотворение «Летний вечер» датировано 1866 годом. Оно написано спустя два года после смерти самой молодой возлюбленной Тютчева. В 1864 году Елена Денисьева скоропостижно умерла буквально на его руках от чахотки. Немного позже, вслед за своей матерью, ушли из жизни и двое из их общих троих детей. Фёдор Иванович, находясь в законном браке с другой женщиной – Эрнестиной фон Пфеффель, ещё при жизни своей обожаемой Лёли терзался тем, что он не достоин самоотверженной любви юной девушки, которая обрекла себя ради него на сложное своей неопределённостью положение в свете. После её смерти поэт и вовсе на несколько лет потерял стойкость, он отчаянно восклицал: «О Господи! И это пережить…» Счастье для Фёдора Тютчева было утрачено, но в очередном стихотворном обращении к природе нет ни единого намёка на его сердечную тоску.

Жанр, направление, размер

Вообще, если рассматривать всю пейзажную лирику Фёдора Ивановича Тютчева, к которой несомненно относится и «Летний вечер», можно заметить, как менялись на протяжении всей жизни настроения поэта – как по-разному он относился к окружающему миру. Состоящий из четырёх строф и написанный четырёхстопным ямбом, «Летний вечер» читается во всех смыслах легко. Это уже позднее произведение со своей контекстной философией. В нём чувствуется большая осмысленность и смиренность по отношению к неподдающимся человеческому влиянию жизненным силам.

Творчество Тютчева относится к «чистому искусству» — направлению, в рамках которого поэт отдает все силы, чтобы воспеть красоту. Только она имеет для него значение, поэтому представители «чистого искусства» часто описывали состояния природы и тонкости человеческих чувств.

Композиция

Разбор стихотворения немыслим без характеристики композиции.

  1. Первая строфа – это описание летнего заката, постепенно затухающий пламенный жар которого смывается прохладной морской водой с утомлённой за ещё не до конца прошедший знойный день земли.
  2. Вторая строфа – рассказ об отягощённом и не знающем покоя небе, накопившуюся усталость которого хотя бы в ночное время стараются снять влажные звёзды.
  3. В третьей строфе говорится о воздухе, находящемся и текущем подобно реке между разгорячённой землёй и остывающим небом, дарящим желанную свежесть всему вокруг. Именно в третьей строфе можно найти открытую отсылку к человеческим ощущениям – нам тоже начинает дышаться вольнее с наступлением вечера, а затем и ночи, когда застоявшийся воздух наконец-то приходит в движение.
  4. В заключительной четвёртой строфе перед читателем предстаёт в образе девы сама природа, умиротворённо спустившая обнажённые ноги в воду перед подступающим ночным покоем.

Образы и символы

Стихотворение наполнено образами и полностью лишено присутствия лирического героя. Перед нами метафоричные описания вечернего неба, где разворачивается целый спектакль, ведь автор описывает каждое действие: яркий закат, наступление темноты, ночь. Каждое событие – отдельный образ, создающий в воображении читателя иллюстрацию. Так, ночь ассоциируется с влажностью росы и становится волной, которая смывает жар дня и остужает землю. Закат ассоциируется с последним пожаром, который тихо затухает под спасительными струями ночи. Природа же становится девой, нашедшей прохладу в этом ночном купании. Символизм можно увидеть в следующих образах:

  1. Вечер становится символом освобождения и облегчения, который приходит к человеку и тушит пожар в его душе.
  2. Природа выступает воплощением всего живого, она гармонично сменяет времена дня, месяца и года, и каждую перемену встречает радостно. Она наделена мудростью, которой порой не достает человеку. Она все принимает как данность и в каждом новом повороте находит свой путь, не останавливаясь и не печалясь.

Темы и настроение

Основная тема — природа. Пейзаж у Тютчева живет своей жизнью и является полноценным героем, принимая человеческий облик. В «Летнем вечере» он скрывается от зноя дня в прохладной и влажной темноте ночи, и все вокруг омывает и ласкает его успокаивающим влиянием сумерек.

Другая тема – цикличность бытия, которое живет по строгому закону смены дня и ночи, тоски и радости, обретения и потери. Такова закономерность всякой жизни на Земле, и стоит жить в такт с нею, чтобы обрести гармонию с природой, космосом и своим сознанием.

Настроение стихотворения умиротворяющее и спокойное, чему способствуют и стихотворный размер произведения, и тропы, и образы, наделенные плавными и легкими чертами.

Основная идея

Кроме художественных образов и выразительных отсылок, в «Летнем вечере» есть философская подоплёка. Смысл стихотворения в том, что жизнь – это замкнутый цикл, состоящий из череды повторяющихся раз за разом событий и вызванных этими событиями эмоций. Подобно восхождению и заходу солнца, появлению и исчезновению звёзд, смене дня и ночи, в нашу жизнь приходят, воспламеняя душу, а после неизменно нас покидают, обдавая прохладой, одни и те же чувства. Разнящиеся в своей силе, все они имеют единую суть. Кто, как не Фёдор Иванович Тютчев, ясно осознавал, что любовь всегда будет любовью, тоска – тоской, а ненависть – ненавистью, какими бы оттенками их не наделили. Такова главная мысль произведения.

Поэт потерял одну из своих любимых женщин, в которой видел живое воплощение своих несбывшихся юношеских мечтаний, к которой был привязан наиболее страстно. Все четырнадцать лет их романтических взаимоотношений он видел, какую цену платит Елена Денисьева за возможность любить и временами находиться рядом с ним, и ненавидел себя за то, на какие страдания несправедливо обрекает преданную Лёлю. Несколько лет после её смерти он искренне тосковал и скорбел по ней, продолжая при этом любить находящуюся рядом жену Эрнестину, но позже, окончательно поняв, что всё приходящее, вновь стал испытывать жажду новой привязанности и возобновил отношения с давно знакомой Амалией фон Крюденер, по-прежнему не расставаясь с женой. К слову, у Тютчева до Эрнестины была ещё одна жена – Элеонора Петерсон. Он по-настоящему любил каждую из своих возлюбленных и испытывал жуткие угрызения совести за то, что не мог оставаться верным одной единственной женщине. Человек вообще редко понимает ценность происходящего с ним, ещё реже – извлекает какие-либо весомые уроки. Как контрастен и совершенен на его фоне одухотворённый образ природы. Она принимает всё как данность, остаётся верной этой данности и умеет быть счастливой как жарким днём, так и холодной ночью, не так важно, что с ней и что вокруг неё, дева-природа ценит и дорожит каждым моментом.

Средства художественной выразительности

Вся система образов выстроена с помощью эмоционально окрашенной поэтической лексики:

  • Эпитетов: «раскалённый шар», «мирный пожар», «светлые звёзды», «небесный свод», «влажными главами», «река воздушная», «сладкий трепет», «горячих ног», «ключевые воды».
  • Метафор: «шар земля скатила», «пожар волна поглотила», «звёзды взошли и приподняли», «река воздушная течёт», «трепет пробежал по жилам природы».
  • Инверсий: «солнца раскалённый шар», «шар земля скатила», «с главы своей земля скатила», «мирный вечера пожар», «пожар волна морская поглотила», «уж звёзды светлые», «и небесный свод приподняли».
  • Сравнений «трепет, как струя» и олицетворений – «земля скатила», «волна поглотила», «звёзды взошли и приподняли», «грудь дышит», «трепет пробежал», «коснулись воды».

Автор: Мария Гуцало

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *