Анализ стихотворения «Лебёдушка» (С. А. Есенин)

Творческое наследие Сергея Есенина достаточно велико. Около 530 стихотворений было написано им. Одно из известнейших произведений проанализировал Многомудрый Литрекон и предлагает ознакомиться с данным разбором ниже. Перед Вами анализ стихотворения «Лебёдушка» по плану.

История создания

Стихотворение «Лебёдушка» относится к раннему творчеству поэта. Оно было создано в период с 1913 по 1917 года.

В 1912 году Сергей Есенин переехал в Москву, стал работать в мясной лавке. Но уже в 1913 году поступил вольнослушателем в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского, стал работать в типографии И. Д. Сытина. Сергей Александрович уверенно и достаточно быстро продвигался к своей цели.

«Я ведь «Божья дудка»…Это когда человек тратит из своей сокровищницы и не пополняет. Пополнять ему нечем и неинтересно. И я такой же» (С. А. Есенин)

В этот период публикуются такие произведения как «Там, где капустные грядки…», «Ус», «Воробышки», а также анализируемое стихотворение — «Лебёдушка».

«Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве» (С. А. Есенин)

Основные мотивы лирики Есенина в рассматриваемые годы – это природа, любовь к животным, к Родине, крестьянский быт, народное творчество. Стихотворение «Лебёдушка» похоже на рассказ, наполненный печалью, драматизмом, передаваемый из уст в уста, повествующий о чём-то вечном, постоянном, не всегда понятном, то есть оно напоминает русский фольклор.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Лебёдушка» написано в жанре былины.

Былина – это эпическая песнь, в которой повествуется о каком-либо значащем событии, о герое, совершившем яркий поступок. Основными признаками этого жанра являются наличие сюжета и необыкновенные герои. Все эти черты присутствуют в «Лебёдушке», к тому же данному произведению присущ определенный «стиль речи», манера, в которой написано оно, также присутствуют определенные, своеобразные средства выразительности. Главной задачей былин является напоминание об идеале, о том, к чему следует стремиться.

Сергей Есенин – модернист, соответственно направление, в котором написано разбираемое стихотворение, тоже модернистское. Эта культурная тенденция всеобщего обновления подарила нам множество смелых литературных экспериментов. Вот и Есенин переосмыслил жанр былины и наделил его новаторскими чертами.

Какие же черты позволяют утверждать, что Есенин — модернист? Во-первых, поэты – модернисты были открыты всему новому, они искали новые жанры, прибегали к давно забытым старым (как в данном случае), а во-вторых, их лирический герой был сильным, смелым, бесстрашным, что также полностью оправдывает верно-выбранное направление стихотворения.

Размер стихотворения «Лебёдушка» – пятистопный хорей. «Лебедушка» также интересна ещё тем, что имеет неточные жесткие рифмы, то есть последние слоги в словах не рифмуются, но созвучны, поэтому произведение читается легко и мягко.

Композиция

Произведение «Лебёдушка» состоит из 28 строф. Его можно разделить на 5 композиционных частей, на 5 элементов, отражающих развитие конфликта произведения.

1-я часть – пролог. Данная часть «открывает» сюжет, описывает место действия и какие-либо общие обстоятельства, оправдывающие дальнейшие события. В стихотворении пролог включает в себя первые 3 четверостишия, в которых поэт описывает природу, прекрасный рассветный пейзаж.

«Из-за леса, леса темного,
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые…»

Сергей Александрович использует повторение одного и того же слова («…леса, леса…»), что является одним из признаков былинного жанра, использует уменьшительно–ласкательные формы слов, которые также относят данное произведение к былинам. Автор пишет о хвойном лесе, об озере, пишет о звуках в данный миг.

«…И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.»

2-я часть – предыстория, экспозиция. Данная часть знакомит читателей с главными героями, с их жизнью, с их индивидуальными чертами, особенностями, чтобы в дальнейшем читателю было проще и легче понять действия героя, согласиться с его решениями, оправдать его.

8 последующих строф стихотворения являются экспозицией. Сергей Александрович вводит в произведение главных героев – лебёдушку с детками. Поэт сравнивает лебёдушку с зоренькой, такой же прекрасной, тихой и «естественной». Данная часть «спокойная» и «мягкая» по своему звучанию. Автор пишет о гармонии всего происходящего. Даже лилии «не боятся» происходящего вокруг действия, они «перешёптываются».

«У побережья зеленого,
Наклонив головки нежные,
Перешептывались лилии
С ручейками тихозвонными.»

Также поэт пишет о материнской заботе, о материнском страхе за детей, пишет неопытности, беззащитности «малышей».

3-я часть – завязка. Данная часть повествует об имеющемся конфликте, противоречиях. К данной части можно отнести последующие 7 четверостиший стихотворения. В них поэт пишет о присутствующих в мире угрозах, которые теребят материнское сердце, не дают ему покоя, пишет о действиях матери в случае опасности, вводит ещё одно героя, точнее антигероя – молодого орла, как олицетворения всех зол.

«Хоронились лебежатушки
Под крыло ли материнское,
И когда гроза скрывалася,
Снова бегали-резвилися…
Но не чуяла лебедушка,
Не видала оком доблестным,
Что от солнца золотистого
Надвигалась туча черная…»

Данные строки описывают печальный факт о том, что не всё можно предусмотреть, предугадать…

4-я часть – кульминация, наивысшая точка напряжения, когда опасения проявляются в действии, когда то, чего не желали, случается. В разбираемом стихотворении к данной части относятся 7 следующих строф.

Трагичная часть описывает нападение орла на лебедушку, описывает самоотверженность матери, которая на последнем издыхании защищала детей, описывает безжалостность орла, его кровожадность…

«А орел, взмахнувши крыльями,
Как стрела на землю кинулся,
И впилися когти острые
Прямо в шею лебединую…
А орел когтями острыми
Раздирал ей тело нежное,
И летели перья белые,
Словно брызги, во все стороны…»

5-я часть – развязка. В данной части описывается исход конфликта, даже если противоречия не устранены, как в случае разбираемого стихотворения. Ведь все окружающие лебедят опасности остались, остались хищники, нападающие на выслеженную добычу, осталось неизвестное и «холодное» будущее без матери, которая была всем миром для малышей…

«Колыхалось тихо озеро,
Камыши, склонясь, шепталися,
А под кочками зелеными
Хоронились лебежатушки.»

Образы и символы

Лирический герой произведения «Лебёдушка», а точнее героиня – лебедушка, мать, оберегающая своих детей. Она романтична, она прекрасна, она любит самоотверженно и жертвенно, она является символом материнства и красоты, она – идеал.

Образ матери в произведении является центральным. Это интересно ещё тем, что автор, Сергей Александрович Есенин, очень редко в своих произведениях касался данной темы. В основном он писал о бабушке и дедушке, которые воспитали его. Но всё же в лирике поэта данная тема присутствует! Последний период творчества Есенина включает определенное количество стихотворений, главным образом которых является мать.

«Лебёдушка» принадлежит к раннему творчеству поэта, поэтому образ матери здесь завуалирован, представлен в виде символа – лебёдушки. Данный образ выбран не случайно, ведь лебедь является символом возрождения, мудрости, красоты, чистоты и милосердия, символом Девы Марии.

В произведении также присутствуют другие интересные образы. Образ зорьки, которую поэт описывает с трепетом.

«…Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые…»

От этого неповторимого света «загорались ярким пламенем сосны старые, могучие», «роса жемчужная отливала блестки алые». Именно с прекрасной, вдохновляющей зарей поэт сравнивает главную героиню.

«Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебедушка.»

В стихотворении также присутствует образ озера, которое является основным местом действия. Поэт называет озеро «гладью зеркальной», пишет, что вокруг него «перешептывались лилии с ручейками тихозвонными».

Озеро символизирует женское начало, символизирует очищение, исцеление, покой. Лилии, которые окружают описываемое озеро, являются символом материнства, плодородия, в некоторых странах данный цветок до сих пор является символом жертвенной материнской любви.

В разбираемом стихотворении все образы устремлены к одному, они едины, имеют общий смысл, тему – материнство. Даже коршун, который «играет отрицательную роль» в произведении, является символом материнства в Египте.

Дальнейшие события стихотворения знакомят читателя с ещё одним образом.

«…от солнца золотистого
Надвигалась туча черная —
Молодой орел под облаком
Расправлял крыло могучее…»

В произведении орел – это олицетворение хитрости, зла, это угроза. Но вот символика этой птицы довольно положительна. Орел является символом побед, мудрости, символом божественной любви, а если орел несет в клюве змею, то является также символом победы над грехом.

В стихотворении орел «слился с тучей», то есть он с ней стал единым целым, а туча является олицетворением препятствий, трудностей, то есть в том, что орел является антигероем, сомнений быть не может.

Змея – еще один интересный образ. Она чуть не стала добычей орла.

«…змея на солнце выползла
И свилась в колечко, грелася.
И хотел орел со злобою
Как стрела на землю кинуться,
Но змея его заметила
И под кочку притаилася…»

Именно змея «в колечке» символизирует цикличность явлений, вечность. Как бы грустно не звучало, но данные «расшифровки» символов утверждают, что в жизни всё циклично, что жизнь продолжается, что всегда будут существовать охотники и добыча, что это естественно…

«Распустила крылья белые
Белоснежная лебедушка»
Данные строки вселяют надежду!

Белые крылья символизируют превосходство, свободу, вдохновение, защиту и любовь. Лебедь–мать оберегает своих детей даже в «помертвелом» состоянии, ещё раз подтверждая то, что не требует подтверждений, свою безграничную любовь.

Также хочется отметить, что в произведении встречается упоминание о росе («кругом роса жемчужная отливала блестки алые», «росинки серебристые, словно жемчуг, осыпалися») и о слезах («из глаз родимой матери покатились слезы горькие»). Эти два «явления» описаны в разных частях стихотворения, но следует отметить, что роса является символом слёз Богородицы, слёз Матери.

Тема, проблемы, настроение

Основной темой произведения «Лебёдушка» является – бессознательная любовь матери к своим детям, существование незащищенной мечты и идеала в мире, в котором также есть неидеальное, ранящее.

В произведении поднята и полностью раскрыта проблема уязвимости, невозможности защитить что-то очень ценное, самое светлое, самое необходимое, по-настоящему нужное, проблема попытки защитить всё это, а также победа, которая является неоспоримой, естественной, но имеющей жертвы…

Настроение произведения «Лебёдушка» драматичное, трагичное, но в то же время светлое, ведь остались лебедята, дети прекрасной матери, дети красоты, идеала, которые вырастут в таких же прекрасных лебедей, идеальных и жертвенных.

Основная идея

В чем заключается смысл стихотворения «Лебёдушка»? Данным произведением поэт хотел рассказать нам о вечности, цикличности прекрасного, но рассказать через боль, через «потери», раны, чтобы главная мысль стихотворения проникла в самую глубь.

«А орел когтями острыми
Раздирал ей тело нежное,
И летели перья белые,
Словно брызги, во все стороны.

Колыхалось тихо озеро,
Камыши, склонясь, шепталися,
А под кочками зелеными
Хоронились лебежатушки.»

Две последние строфы выполняют и функцию «ножа», проникающего вглубь, и функцию «целебного бальзама», заливающего получившуюся рану, в данных строках есть и боль, и надежда.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Лебёдушка» разнообразны и красивы. Они помогают создать нужную тональность и пробудить чувства в душе читателя.

  1. Эпитеты: «леса темного», «красно зорюшка», «ясной радугой», «огоньки-лучи багровые», «ярким пламенем», «сосны старые, могучие», «покрывала златотканые», «роса жемчужная», «озеро серебряное», «белоснежная лебедушка», «ватага стройная», «тихая заводь», «лента темная и широкая», «трава шелковая», «головки нежные», «ручейки тихозвонные», «луг пестреющий», «росинки серебристые», «цветы лазоревы», «солнца золотистого», «равнина бесконечная», «крыло могучее», «седое облако», «ногами помертвелыми», «тихо колыхалось».
  2. Сравнение: «огоньки – лучи», «выплывала, словно зоренька, белоснежная лебедушка», «ватагой стройною продвигались лебежатушки», «пролегла струя лентой», «росинки серебристые, словно жемчуг, осыпалися», «цветы…, как гости чужедальние, улыбались дню веселому», «и хотел орел со злобою как стрела на землю кинуться», «орел, как точка черная, стал к земле спускаться кольцами», «орел…, как стрела на землю кинулся», «летели перья белые, словно брызги…».
  3. Метафора: «загорались сосны», «роса жемчужная отливала блестки алые», «дробилась гладь зеркальная а колечки изумрудные», «затон молчаливый», «волны пряные», «гроза скрывалася», «око доблестное», «расправлял крыло могучее», «бросал глазами молнии», «замер в воздухе распластанный», «грозный взмах крыла», «гладь зеркальная», «горькие слезы».
  4. Олицетворение: «подымалась, рассыпала зорюшка», «наряжали сосны», «камыши, склонясь, шепталися», «прилегла трава», «наклонив головки нежные, перешептывались лилии», «цветы лазоревы распускали волны пряные», «камыши, склонясь, шепталися».
  5. Фразеологизмы: «травушка – муравушка».
  6. Звуковая анафора:

«Позади ватагой стройною
Подвигались лебежатушки…»;

«Погулять на луг пестреющий,
Пощипать траву душистую…»;

«Побежали детки к озеру,
Понеслись в густые заросли…»;

  1. Лексический повтор: «из-за леса, леса темного».
  2. Разговорная лексика: «хорониться».
  3. В произведении очень часто встречается инверсия. Например: «подымалась красна зорюшка», «загорались ярким пламенем сосны, старые, могучие», «позади ватагой стройною подвигались лебежатушки», «у побережья зеленого, наклонив головки нежные, перешептывались лилии» и др.
  4. Параллелизм:

«В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли темных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебедушка.» (выплывает солнышко и лебедь)

«А орел, взмахнувши крыльями,
Как стрела на землю кинулся,
И впилися когти острые
Прямо в шею лебединую.

Распустила крылья белые
Белоснежная лебедушка
И ногами помертвелыми
Оттолкнула малых детушек.» (орел крыльями взмахнул – лебедь крылья распустила)

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

1 комментарий

  1. Людмила:

    Спасибо! Прекрасный анализ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *