Анализ поэмы «Черный человек» (С. А. Есенин)

Крестьянский поэт, желтоволосый с голубыми глазами, воспевающий красоту рязанских полей — такого Есенина все мы знаем. Однако рязанский сельский паренек писал не только про белую березу и страну березового ситца. Есенин — это еще и про надрыв, отчаяние, хаос, маяту, боль, вечное опьянение, распад личности. Поэма «Черный человек» — попытка глубокого мрачного самоанализа, подводящая итог жизни поэта, воплощающая в себе всю накопившуюся боль.

История создания

1926 год, журнал «Новый мир», первая публикация «Черного человека». А теперь вернемся в 1923 год. В это время 28-летний поэт путешествует по Америке с Айседорой Дункан, с которой в этом же году расстается, и, что нам сейчас особенно важно, именно в 1923 создает первоначальный вариант «Черного человека» — еще более трагический, монументальный и страшный. Софья, следующая после Айседоры женщина Есенина, отмечает, что слушать поэму было невозможно — разрывалось сердце. Вариант 25-го года сокращен и менее драматичен — по словам современников.

Чтобы понимать замысел «Черного человека» таким, каким его задумал Есенин, важно знать контекст. Черный человек — не бред воспаленного алкоголем сознания, это не в одночасье написанная поэма, ведь идея пришла к поэту еще во время заграничных гастролей, где его одолевала страшная тоска по родине, где казалось, что он никому больше не нужен.

Считать, что «Черный человек» — предсмертная исповедь поэта, как видите, ошибочно. Есенин как минимум два года жил в том мраке, что описан в произведении.

Жанр, направление, размер

Жанр: лироэпическая поэма, не лишенная, однако, и драматизма, ведь налицо трагический внутренний конфликт, разрывающий лирического героя на части. В ней есть и роли, и реплики, и даже ремарки автора. Произведение можно сыграть на сцене. Поэтому можно сделать вывод, что оно сочетает в себе все три рода литературы: эпос (перед нами история с линейной композицией, героями и характерными чертами того времени, когда это происходит), лирика (это произведение в стихах), драма (ее черты описаны выше).

Направление сложно определить точно. По новаторству и времени создания это модернистское произведение, сочетающее в себе черты мистического реализма, романтизма и экзистенциализма. В реальности и обыденности нашего героя сомнений нет, но его видение выходит за пределы действительности. В диалоге много резких и грубых подробностей из жизни поэта. Все это указывает на мистический реализм. Романтизм ощущается в пейзаже, который транслирует чувства героя. Основными темами, как и принято в рамках направления, являются одиночество, смерть, внутренние противоречия личности. На экзистенциальные корни поэмы указывает озарение в момент пограничного состояния (герой пьян, сознание покидает его, и только тогда высвобождается его истинная сущность, испытывающая экзистенциальную тошноту от всей его жизни).

Размер стихотворения: дольник

Композиция

Поэме присуща театральная композиция, где сразу две сюжетные линии представлены в виде диалогов. Начинается поэма в виде разговора с воображаемым (а может быть и нет) другом. Друг молчит. Вторая линия — с Черным человеком — также имеет форму диалога. Поэтому так любят читать поэму со сцены. Достаточно надеть на руку черную перчатку, и лирический герой превращается в черного человека (кстати, в хронике Есенина есть стихотворение, озаглавленное «Человек в черной перчатке»). В этом и состоят особенности композиции.

Поэма имеет 3 смысловые части.

  1. Завязка, первая часть — знакомство с психологическим состоянием героя и его черным человеком.
  2. Первая часть закольцовывается во вторую — кульминацию, начинающуюся с того же «Друг мой, друг мой». Во второй части наступление Черного человека приобретает необратимый характер. Решено — с ним надо покончить – трость летит в переносицу.
  3. И наконец — развязка. Лирический герой один стоит в комнате.

Смысл названия

Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам – третий
Сидит. (А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)

Мифологический черный человек — это целый архетипический образ, имеющие свои особенные черты. Например, он всегда двойственен. С одной стороны, он несет в себе зло и деструктив, но с другой стороны, именно он подталкивает человека к глубокому самоанализу и проверке на прочность.

Одно из первых упоминаний черного человека в коннотации некой человеческой тени в русской литературе, встречается у Пушкина в произведении «Моцарт и Сальери». Черный человек незваным гостем является к Моцарту и заказывает “Реквием”. На протяжении всего времени Моцарта не покидает мысль, что он пишет свою предсмертную мессу. У Пушкина черный человек — это не Франц фон Вальсек, одетый в черное — это предзнаменование судьбы, пророчество, предупреждение.

Черный человек в литературе — символ личностной трагедии, внутреннего кризиса, угнетающей обстановки в мире. «Черный человек», вынесенный Есениным в название, лишь подчеркивает всю глубину переживаний поэта.

Образы и символы

В поэме два одинаково важных действующих лица: образ черного человека и образ лирического героя. Один лирический, который не может быть второстепенным хотя бы в силу жанра, второй — черный, которого мы можем либо отождествлять с лирическим, либо рассматривать, как духа или видение.

Есенин=лирический герой=черный человек?

Консервативные литературоведы за такое высказывание нас по головке не погладят. Нельзя отождествлять лирического героя с автором. Однако, стоит посмотреть, как много в поэме автобиографических черт. И упоминания об Айседоре Дункан («женщину, 40 с лишним лет»), и автопортрет «желтоволосого, с голубыми глазами» из Рязани. Стоит вспомнить, какую боль вызывало прочтение этой поэмы Есениным у его друзей, потому что они знали — беда с ним. Поэтому обрушим на себя гнев литературоведов и приравняем лирического героя к автору.

Мысль о том, что Есенин страдал раздвоением личности, что позволит нам считать лирического героя и черного человека одним целым, чуть более спорная. Тут возможны несколько раскладов. Первое, черный человек действительно альтер эго поэта, его второе я, и этот разрыв надвое так разрушает поэта. Второй вариант: черный человек — иллюзия воспаленного сознания, вызванная постоянной бессонницей («Так ненужно и глупо страдал бессонницей”) и алкоголем («Осыпает мозги алкоголь»).

Дмитрий Быков, настаивая на биполярности личности, говорит о постепенном распаде ее, что проявляется даже грамматически: «Ей на шее ноги маячить больше невмочь». Что такое шея ноги? Непонятно. Чёрный человек как вторая личность Есенина, его чёрная, разрушающая часть, злобно нашёптывающая на ухо, что все его искусство ничего не значит, а единственное, что осталось в поэте — похоть и «дохлая лирика».

Темы и проблемы

Проблематика произведения весьма богата, здесь каждый найдет для себя злободневный вопрос.

Экзистенциальное одиночество. Лирический герой заперт внутри собственного сознания. Он страдает не от нехватки общества, а от ненужности этому обществу, от пропасти, что лежит между ними. Никто не в силах его понять, и он все же отчаянно пытается найти понимание в друге, до которого тщится достучаться. А, может, и не тщится, ведь на призыв почему-то приходит именно черный человек. В этом и заключается трагизм поэмы.

Двойничество. Измученное сознание поэта порождает чёрного человека. Это смело можно подтвердить последними строчками: «Я один…». Но весь трагизм в том, что теперь внутри одного тела заперто два человека. И один, как бы странно это не звучало, пытается помочь другому. Черный бросает лирическому герою вызов. Ошибочно дихотомически делить двух героев на добро/зло, делая при этом чёрного человека дьяволом. В чем он виноват? Почему он отрицательный герой? Он вскрывает пороки своего собеседника, выводит наружу всю его грязь. Он скорее помощник, от которого можно либо принимать, либо не принимать помощь. Работать над этим или нет. Может, это и есть тот самый единственно возможный друг, который отозвался на призыв.

Тема душевной болезни. Лирический герой действительно болен, и это не фигура речи. Он не может спать, не может существовать – чёрный человек перечеркивает все то светлое, что осталось в жизни поэта. Он оскверняет любовь, творчество, искусство, то, во что автор ещё верит. Тут очень ярко выражена психологическая симптоматика.

Постоянное притворство, игра на публику. Лирический герой скрывает свои истинные чувства. Его привыкли видеть веселым, поющим кабацкие песни, крестьянским поэтом. Разве что с дудочкой его не представляют. А на самом деле внутри него – много больше.

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство.

Пограничное состояние. Герой находится на грани – скоро то, что кроется под его черепной коробкой, сведёт его с ума. И именно в этот момент на него нисходит озарение, он вдруг видит себя со стороны, и увиденное его разочаровывает.

Разочарование. Пожалуй, самая очевидная тема. Герой разочаровывается во всем. Искусство — «дохлая, томная лирика». Родина — сборище «громил и шарлатанов». О любви теперь едко – «и какую-то женщину, сорока с лишним лет, называл скверной девочкой». Даже его состояние самоанализа обесценивается — «ненужно и глупо страдал бессонницей».

Основная идея

Основную идею из огромного количества синонимов «разочарование, надрыв, одиночества, пограничное состояние, страх жизни и страх смерти» вычленить достаточно сложно. Это все верно. Смысл поэмы чисто технически – преподнести внутренний слом через диалог с «чёрным человеком». Главная мысль всего повествования — бесконечный трагизм, спрятанный вглубь «счастливого человека», которого все видят, но никто не понимает.

Возможно, этим произведением автор подводил некий итог своей деятельности, обесценивая ее. Талантливому поэту присущи сомнения, колебания, и он редко бывает доволен собой. Состояние Есенина было усугублено буквально всем: кризисом среднего возраста, когда радость юности прошла, а уверенности зрелости еще нет, окружающей обстановкой (неудовлетворенностью революцией, конфликтом с властями), общим мировым трендом разочарования и саморазрушения.

Средства выразительности

Тропы в поэме «Черный человек» тоже радуют многообразием.

  • Повторы. Они в тексте даны для усиления заданной атмосферы. Поэма сразу начинается с повтора «друг мой, друг мой» – подчеркивает грусть обращающегося. «Чёрный человек, чёрный». Анафора на чёрный создаёт нагнетающее и устрашающее настроение. Затем в тексте мы снова встречаем трёхкратный повтор «чёрный человек». Нагнетает тоску и страх, это уж точно. Суммарно в тексте 14 раз звучит «чёрный».
  • Сравнения. «Как рощу в сентябрь, осыпает мозги алкоголь». Более элегантно расписываться в собственном алкоголизме мало кто мог. «Гнусавит надо мной, как над усопшим монах» — с одной стороны, просто художественное сравнение, с другой – пасхалка, что герой уже мертв.
  • Метафоричные олицетворения. Каждый нерв в поэте напряжен, органы не чувствуют его, работают как-то сами по себе – «голова моя машет ушами, как крыльями птица». Пейзаж создается тоже сложными метафорами: «И деревья, как всадники, съехались в нашем саду». «Метели заводят веселые прялки» — очень милая с первого взгляда строчка, если бы перед ней не было метафоры «снег до дьявола чист». Вот ещё примеры олицетворений, их в тексте много – «месяц умер, синеет рассвет».
  • Эпитеты. Их так много, что можно играть в игру «кто больше найдёт». Они тоже для атмосферы нагнетания. Даже если эти слова в привычной жизни имеют положительную коннотацию, в этом стихотворении являются вспомогательными инструментами для создания устрашающей действительности. Мерзкая книга, веселые прялки, неловкие души, зловещая птица и т.д.
  • Парцелляция и инверсия. Эти приёмы удачно передают ритм диалога – быстрый, скачкообразный, пугающий, например: «Это ничего, что много мук приносят изломанные и лживые жесты».
  • Градация. В диалоге можно проследить такую градацию: гнусавит, бормочет, говорит, хрипит. В такой последовательности это делает чёрный человек по мере развития сюжета. Каждая новая его реплика содержит нарастающую по смыслу ремарку.

Автор: Анастасия Чернышева

Читайте также:

комментария 4

  1. Евгения:

    Что такое «шея ноги» — это нога птицы.
    Голова моя машет ушами, (голова — это птица)
    Как крыльями птица.
    Ей на шее ноги
    Маячить больше невмочь. ( не может больше стоять птица)

  2. Зелёный:

    Шея ночи а не ноги. Есенин опечатался

  3. Елена:

    С.А. Есенин познакомился с Айседорой Дункан в Москве, в мастерской Якулова, где в 20-х годах 20 века собиралась московская богема.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *