Василиса Ильинична в романе «Тихий Дон»: характер и судьба (М.А. Шолохов)
Роман-эпопея Михаила Шолохова «Тихий Дон» славится не только широкой исторической ретроспективой и реалистическим изображением всех превратностей жизни, но и галереей ярких образов и судеб. Автор писал истории человеческих жизней, изломанных и извращённых войной, трагедиями, потерей родных и близких и другими катаклизмами, которые только способны обрушиться на человеческую судьбу. Особенно яркой и интересной для анализа является галерея женских персонажей «Тихого Дона», среди которых нельзя не выделить образ Василисы Ильиничны Мелеховой – жены Пантелея Прокофьевича и матери главных героев романа, которую все герои называют по-простому – Ильиничной.
Именно материнская всепрощающая и всепоглощающая любовь становится ключевой чертой характера Ильиничны. В её образе Михаил Шолохов воплотил свойства идеальной матери, сильной духом женщины, готовой на всё ради своих детей. Её строгость, стержень, внутренняя сила проявились и во внешности героини. Величавая походка, «дородный стан» Василисы Мелеховой не изменились, не ослабели под гнётом возраста: автор использует в её описании порой противоречивые эпитеты, называя Ильиничну «мудрой и мужественной старухой».
В отношениях с Пантелеем Прокофьевичем Ильинична проявляет себя как образцовая жена. Жёсткость мужа, порой доходящая до жестокости, не сломила женщину и не поколебала её любви к нему. В разговорах с Натальей Коршуновой, когда та стала её невесткой, Ильинична часто вскользь упоминает о собственной супружеской жизни, в которой было не так много счастливых и радостных моментов. Пантелей Мелехов изменял жене, порой бил её – Михаил Шолохов описывает домашнее насилие как норму в казачьих семьях того времени. В то же время Василиса никогда не опускала руки, не держала обид на мужа – она до конца жизни была хранительницей очага дома Мелеховых, голосом разума в этой семье.
Удивительная выдержка этой женщины проявилась и в её отношении к детям. Ильинична воспитывала детей в любви, приучала их к состраданию, доброте, прививала внутренний стержень. Она, как настоящая мать, никогда не делила детей на «своих» и «чужих»: всегда привечала Митьку Коршунова, который с детства был другом её младшего сына, а позже даже простила Мишку Кошевого, убившего её старшего сына Петро – простила ради дочери и её личного женского счастья. В огне революции и жерле войны Ильинична до конца оставалась собой, призывала детей к примирению, старалась поддержать и помочь разрешить личные переживания. Она была единственной поддержкой для Наташи, обиженной и постоянно отвергаемой Григорием, до последнего отговаривала её от аборта, утешала рассказами о собственной молодости и делилась житейской мудростью.
Судьба не пощадила эту женщину, всецело посвятившую себя любви к мужу и детям. Ильинична тяжело переживала смерть Пантелея Прокофьевича, однако ещё большим ударом для неё стала смерть старшего сына. Василисе Мелеховой было суждено в ужасе наблюдать, как погибают её родные, не имея возможности ничего с этим сделать и как-то предотвратить эти смерти. Последней её мечтой было увидеть младшего сына Григория живым и здоровым, но и это бедной женщине не удалось:
«Удивительно, как коротка и бедна оказалась жизнь и как много в ней было тяжелого и горестного, в мыслях обращалась она к Григорию… И на смертном одре жила она Григорием, думала только о нем…».
Итак, в образе Ильиничны Михаил Шолохов воплотил идеал жены и матери, показал сильный характер казачки, готовой на всё ради своей семьи. Василиса Мелехова оставалась верна мужу, детям и собственным принципам и в огне революции, и в жерле войны. Это характер истинно мощный, согбенный, но не сломленный ни войной, ни семейными конфликтами, это голос разума семьи Мелеховых.
Автор: Фаина Пастернак