Творчество Н.С. Лескова
Николай Семёнович Лесков — это один из известнейших русских писателей девятнадцатого века. Он имел скандальную репутацию, был в бойкоте и у либеральных, и у консервативных изданий, получил признание довольно поздно. Лесков был знатоком русской речи и русской души. Сегодня Многомудрый Литрекон написал для Вас сочинение на тему «Творчество Лескова» и готов им поделиться. Обязательно ознакомьтесь с биографией этого великого писателя и публициста. Приятного просвещения!
(713 слов) Николай Лесков пришёл к литературному творчеству достаточно поздно – до 26 лет его жизнь крутилась вокруг службы (интересно, что и службу пришлось оставить из-за статей о взяточничестве, которые привели чиновника к конфликтам с начальством). Первыми работами стали заметки и уже упомянутые статьи в газетах, знаменитых журналах, например, «Отечественных записках».
Литературным дебютом сам Лесков считал «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)», 1861 г., рассказывающие, что в губернии существует 30 заводов, которые производили спирт. Затем идёт повествование о процессе транспортировки, доставки, поставки, деньгах и других важных моментах. Это является первой крупной его публикацией.
Со временем он перешел к написанию передовых, критических статей, этнографических очерков о быте, а уже в 1863 была опубликована первая повесть «Житие одной бабы», а там и вторая – «Овцебык». В «Житии одной бабы» рассказывается история крепостной Насти, у которой сложная судьба: её насильно отдают замуж за противного мужика, она беременеет от другого, сбегает с любимым, попадает в тюрьму, рожает там ребёнка (который умирает почти сразу), её возвращают к мужу, она сходит с ума, вновь сбегает ради поисков любимого и замерзает. В повести «Овцебык» мы читаем про монастырского послушника Василия Петровича, у которого была кличка «Овцебык». Он наивен, жалок, неженат в свои годы, да и всех женщин недолюбливал. Василий Петрович был недоволен своей жизнью, поэтому в итоге совершил суицид.
Так дело доходит и до публикации первого романа, то есть радикального дебюта. В 1864 свет увидел «Некуда» – историю нескольких главных героев – социалисте, нигилистке, о которых Лесков пишет с явной симпатией, а также некоторых идеологов революционного движения, к которым явно чувствуется отвращение. Персонажи романа имеют прототипы, что отразилось весьма печально на творчестве и жизни писателя – его прозвали доносчиком и перестали публиковать во многих журналах.
Затем публикуется повесть «Воительница», посвящённая знаменитому живописцу-баталисту Михаилу Осиповичу Микешину и являющаяся первым опытом «лесковского сказа». После этого публикуется самая известная повесть (очерк) Н.С. Лескова – «Леди Ма́кбет Мценского уезда», открывающая серию так называемых исключительно типических женских портретов. Главной героиней является Измайлова Катерина Львовна – купчиха, которая влюбляется в приказчика Сергея. Она ради него убивает свёкра, своего мужа и племянника; после отправляется на каторгу вместе с возлюбленным. Сергей же увлекается другой девушкой. В конце повести Измайлова хватает лиходейку и тонет вместе с ней в Волге. Героиню часто сравнивают с Катериной Кабановой – героиней «Грозы» А. Островского, но называют её не «лучом света в тёмном царстве», а «молнией, порождённой самим мраком».
Через пару лет новый опыт – Лесков пробует себя в роли драматурга: выходят пьесы «Расточитель», «Обойдённые», «Островитяне». Первую даже ставит Александрийский театр.
В 39 лет писатель пишет «На ножах» – роман, который он считает худшей своей работой. Одновременно с этим «На ножах» считается поворотным пунктом – ведь всё дальнейшее творчество, выходившее из-под пера Лескова, является «иконостасом святых и праведников» России. Так появляется на свет трилогия «старгородских хроник», включающая в себя романы «Соборяне» и «Захудалый род», а также неоконченные «Старые годы в селе Плодомасове» (повесть). В разные года Лесков пишет рассказы «Фигура», «Человек на часах», «Несмертельный Голован», «Очарованный странник» и некоторые другие, а затем объединяет их в уже знакомый сборник «Праведники», в котором герои не могут терпеть зло и пытаются противостоять ему.
В 1881 мир увидел виртуозность лесковского сказа, насыщенную игру слов и большое количество неологизмов – всё это в «Сказе о тульском косом Левше и о стальной блохе», более известном как просто «Левша». Сам Лесков признавал, что в этом рассказе присутствует «коварство собственного стиля» – непонятно, где добро, а где зло.
В 80-х годах 19 века появляются и другие серии произведений. Например, египетские этюды «Скоморох Памфалон» и «Аза», которые переводились на немецкий язык, а в целом входят в серию произведений о Египетских и Ближневосточных праведниках раннего Христианства. Одновременно с этим рождается и цикл для детей, куда вошли «Неразменный рубль», «Христос в гостях у мужика», «Отцовский завет» и прочие.
В последние годы жизни Николай Лесков стал писать ещё более острые и сатирические работы, а его отношение к церкви сильно изменилось. Так мир увидел «Загон», «зимний день», «Дама и фефёла»; роман «Чёртовы куклы» и повесть «Заячий ремиз» даже не смогли пройти цензуру и не были напечатаны, некоторые другие печатались избранно и даже не все главы.
Таким образом, всё творчество Николая Семёновича Лескова отражает жизнь обычных людей, то есть крестьян, мещан и других. Читатели наблюдают на страницах книг за бытом и духовной стороной каждого человека, борьбу светлого и тёмного. Сюжеты писателя оригинальны и достаточно яркие, язык – живой и народный, присутствуют сказовая манера повествования, наивность рассказчика, отличающие Лескова от других.
Автор: Анастасия Александрова