​​​​​​​Краткая биография Н.С. Лескова: жизнь и творчество

Николай Семёнович Лесков – мастер художественного слова. Он мог создавать живописные и убедительные образы. В его работах часто прослеживается интерес к религиозным и философским темам, а также к социальным проблемам 19 столетия. Он исследовал тонкие психологические нюансы человеческих отношений и создавал ярких и многоплановых персонажей. Его талант и уникальный стиль заслуживают особого внимания и изучения, а произведения оставили неизгладимый след в отечественной литературе, обогатив её множеством ярких и глубоких произведений. Сегодня Многомудрый Литрекон подготовил для Вас краткую биографию литератора. После ознакомления обязательно прочитайте его интереснейшие работы. Приятного просвещения!

Детство и происхождение

Писатель не был столбовым дворянином, так как отец был выходцем из духовный среды – дремучим семинаристом. Оборвав все связи с духовной деятельностью, он стал проницательным следователем, который мог распутать любое сложное дело. За время службы получил чины, дающие право на потомственное дворянство.

Матерью литератора была Алферьева Елизавета Петровна. Её отцом был обедневший дворянин, что явно повлияло на судьбу детей: сёстры вышли замуж за богатых мужчин (одна за помещика, другая за англичанина), а брат стал профессором Киевского университета и известным медиком.

В семье было 5 детей. Старший сын, сам Николай Семёнович, стал известным русским литератором, а младший, Алексей Семёнович, пошёл по семейным стопам и получил степень доктора наук в области медицины.

Детство героя статьи сначала проходило в Орле, после же в селе Панино, в котором писатель и стал познавать быт простого народа.

Юность и образование

В десять лет Микола стал учеником первого класса Орловской губернской гимназии. Учился он плохо, из-за чего через пять лет получил свидетельство об окончании только двух классов. 

Спустя шесть лет поступил на службу, а ещё через три стал вольнослушателем в Императорском университете Святого Владимира в Киеве. Там увлёкся изучением польского языка, иконописью, а также состоял в религиозно-философском кружке для студентов.

Творческий путь

Творческий путь начался довольно поздно – в 25 лет. В «Санкт-Петербургских ведомостях» стали появляться его заметки, в «Современной медицине» и «Указателе экономическом» статьи, из-за которых позднее он оставил службу.

Наиболее плотно литератор сотрудничал с «Русской речью» и «Северной пчелой» (в 62-ом стал там постоянным сотрудником), а в «Отечественных записках» состоялся его дебют – были опубликованы «Очерки винокуренной промышленности», которые были написаны еще в 59-ом году после волны «литейных бунтов». Лесков считал, что земледелие и винокуренное производство в явном упадке. 

С 62-го года Лесков продолжал писать статьи, а уже через год стал публиковать первые повести, затем вышел и роман «Некуда». Это считается началом писательской деятельности. «Некуда» не обошли стороной разного рода критики, приписывая антидемократические взгляды. Это сильно повлияло на творческий путь Лескова и лишило его публикаций в популярных журналах.

После выпуска многих известных повестей, например, «Леди Макбет Мценского уезда», Николай Семёнович увлёкся и драматургией. Затем он написал роман «На ножах», после которого больше не обращался к этому жанру (в чистом виде). 

Затем идут публикации рассказов, повестей и серий произведений. 

Главные достижения

В самом начале 74-года 19 века Лескова назначили членом особого отдела Учёного комитета министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа. Он должен был писать рецензии – можно ли отправлять те или иные книги в библиотеки и читальни. Фактически он стал цензором. Однако эта должность не лишила его стремления к правде жизни, какой бы горькой она ни была. В работах Лескова очень ярко выражены противоречия и проблемы России. Н.А. Некрасов считал Лескова своим главным учителем, а Л.Н. Толстой назвал его «самым русским из наших писателей». Его перу принадлежат популярные произведения «Левша», «Очарованный странник», «Тупейный художник», «Старый гений» и т.д.

Николай Семёнович считается мастером использования русского разговорного языка. Он изучал фольклор и современную народную речь, что помогло ему создать индивидуальный авторский стиль, который выделял его на фоне других авторов. Узнать уникальную манеру Лескова можно по одному абзацу. Немногие авторы создали свой самобытный литературный язык, который стал настоящим брендом в мире искусства — узнаваемым и востребованным. Но этот стиль создавал и проблемы, ведь многие критики осуждали и высмеивали попытки писателя создать лубочный образ народа:

«Одним из излюбленных приемов языка Лескова были искажения речи и «народная этимология» непонятных слов. Мелкоскоп, долбица умножения, популярный советник, вексельбанты, хап-фрау, непромокабли, укушетка, верояции и пр. встречаются у Лескова на каждой странице, оскорбляя пуристское ухо его современников и навлекая на него обвинения в «порче языка», «вульгарности», «шутовстве», «вычурности» и «оригинальничании». (Калецкий П. Лесков // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 6. — М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во «Сов. Энцикл.», 1932. — Стб. 312—319.) 

Отношения с властью

После публикации статьи о коррупции полицейских врачей Лескова обвиняли во взяточничестве, из-за чего пришлось отказаться от дальнейшей государственной службы. 

Статью от 30.05.1862 (слухи о поджогах) в «Северной пчеле» демократическая публика посчитала доносом, а критика автора в сторону администрации вызвала гнев Александра II. Затем редакция отправила писателя в длительную командировку по западным провинциям и Парижу — от греха подальше. Его фигура вызывала осуждение с обеих сторон баррикад.

Прототипом одного из главных героев романа «Чёртовы куклы», который представляет собой сатирический роман-притчу, является Николай I. Вторая часть этой работы не прошла цензуру и не была опубликована. Так что с уверенностью можно сказать, что краткая биография Лескова полна парадоксов: и либералы, и консерваторы в равной степени не любили автора. Он же не шел против власти, но своей критикой, пусть и справедливой, навлек на себя опалу.

Личная жизнь

Первой женой литератора была Смирнова Ольга Васильевна, дочь купца из Киева. В браке они родили двух детей, Дмитрия и Веру, но мальчик умер ещё младенцем. Со временем у его жены обострилось психическое заболевание, её поместили в больницу.

Второй женой, неофициальной, стала Савицкая Екатерина Степановна. У неё уже были два сына и дочь, при этом в браке с Лесковым родился ещё один сын – Андрей. Уже будучи взрослым человеком, он написал книгу о своём отце, построил карьеру в армии. 

За неофициальную связь Лескова осуждали, ведь он был весьма религиозен, что не мешало ему нарушать церковные предписания.

Единственная правнучка писателя (внучка Андрея) награждена медалью за вклад в развитие балета в Бразилии; является хранительницей классической традиции русской балетной школы.

Интересные факты

Каждая биография обязательно должна дополняться интересными фактами. Вот дополнительная информация про Н.С. Лескова:

  • Лучшими годами своей жизни он считал период странствования по России;
  • Лесков использовал очень много псевдонимов, при этом нам известны как минимум 26 из них;
  • Лесков часто в своих работах высмеивал нигилистов, например, в романе «На ножах». Этот же роман писатель считал худшим своим произведением;
  • В то же время «На ножах» считают поворотным пунктом – после него творчество Лескова заиграло новыми красками и стало похоже на иконопись;
  • Рассказ «Запечатленный ангел» является чуть ли не единственным произведением художественной литературы, где упоминаются адописные иконы. Через год после его публикации Лесков написал статью «Об адописных иконах». Краткое содержание рассказа можно прочитать тут;
  • Л.Н. Толстой, с которым Лесков очень сдружился, поменял мнение литератора о церкви. В некоторых поздних работах, например, «Полунощниках», прослеживается антицерковная тематика;
  • Был вегетарианцем и считал недопустимым употребление живых существ в пищу. За это его часто высмеивали.

Последние годы

К концу жизни его произведения стали более сатирическими, а сам автор более публицистичен. Многие работы не проходили цензуру, а те, что вышли, не очень нравились публике, но Лесков к этому относился достаточно спокойно. Ему не нужно было одобрение, так как он понимал, что все будут давиться, но читать его произведения. Дискуссионность и острота проблем привлекала критиков и читателей самых разных взглядов.

В последние 5 лет его мучила астма, из-за которой он и умер в марте 95-го года. Похоронили его на Волковском кладбище (Санкт-Петербург).

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *