Краткое содержание повести «Левша» и отзыв для читательского дневника (Н.С. Лесков)

Краткий пересказ повести «Левша» — это основа читательского дневника. Кроме нее, Многомудрый Литрекон приготовил для своих читателей отзыв, где описываются главная мысль и мораль произведения. Сюжет «Левши» передан им в сокращении, но он подробно освещает все основные события из книги. Приятного просвещения!

Краткий пересказ

(580 слов) Российский император Александр Павлович путешествует по Европе, чтобы «чудес посмотреть». С ним едет «донской казак Платов», который по заграницам бывать не любил и «всё государя домой манил». Но государь очень заинтересован иностранными изобретениями и постоянно указывает на них Платову. Что вот, мол, всему надо нам у иностранцев поучиться. Платов же эту мысль уверенно отвергает, сказывая царю, что русский народ не промах и без всяких новшеств мы, например, «воевали и двенадцать язык прогнали». Император всё равно восхищается очередным изобретением англичан. На это Платов развинчивает однажды английскую «пистолю» и показывает, что внутри механизма «сделана русская надпись», и указано имя создателя пистоли – «Иван Москвин во граде Туле». Александр на это досадует, говоря Платову, чтоб он ему «не портил политику».
Англичане показывают металлическую «закожную блоху», которая столь мала, что её можно увидеть только в «мелкоскоп». Она заводная и умеет танцевать «дансе». Блоху дарят императору, он, восхищённый и покоренный, возвращается наконец на родину.

После смерти Александра править начинает император Николай. Случайно найдя блоху, он задумывается, что бы это значило. Платов рассказывает историю её появления и добавляет:

«Это точно работа тонкая, а надо бы подвергнуть её русским пересмотрам в Туле, не могут ли наши мастера сего превзойти».

Император Николай любит народ и уверен в его умельцах. Похвалив Платонова, он отправляет его к русским мастерам.

Тульские мастера берутся за дело. Они не сказывают Платову, что именно хотят сделать, но говорят, что не посрамят своё отечество и царя. Они затворяются в домике и начинают безвылазно и совершенно секретно работать три дня. Платов возвращается и грозно требует показать, что они сотворили. Ему показывают. Он ничего не видит: только ту же блоху, которую он и отдал. Платов страшно ругается, но рабочие говорят, что в том и секрет весь: нужно только внимательнее посмотреть. Платов этому не верит и, схватив одного из мастеров – косого Левшу – везёт к императору, чтоб Левша сам объяснил, в чём же весь этот секрет. Оказывается, русские умельцы «аглицкую блоху на подковы подковали!». Но ещё удивительнее то, что сам Левша – изготовлял гвоздики для этих подков, которые уж совсем ни в какой «мелкоскоп» увидать нельзя. Обрадованный государь посылает подкованную блоху назад англичанам, чтоб они увидели, на что способен русский народ, а вместе посылает и Левшу.

Англичане восторженно принимают гостя, дивятся, что он, наук точных не зная, арифметики не зная вовсе, имеет такое мастерство. Левша охотно всё им рассказывает, а ведёт себя независимо и верно: ему предлагают остаться в Англии, жениться, познать науки и быть первым мастером – он отказывается: всему ему ценней и любимей родной дух, родные края, своя Тула и Россия. Он хочет поскорей вернуться домой и к тому же, побывав на английских заводах, он узнаёт один оружейный секрет, который срочно хочет сообщить императору.

Левша возвращается на корабле домой. В пути он знакомится с матросом, они заключают пари: всё спиртное пить поровну. К концу возвращения оба настолько напиваются, что сильно заболевают. Английского матроса увозят тут же в посольский дом, где активно начинают лечить. Левшу же, как неизвестного пьяницу, забирают в тюрьму. В больном состоянии он сказать ничего не может. Его обкрадывают и везут в больницу. Потом в другую и в третью – нигде не принимают. Всё дело происходит на морозе. Наконец, Левшу сдают в больницу для бедняков, но из-за всего этого пути и жестокой нерасторопности людей он уже умирает. Но перед смертью он просит чиновников передать тот секрет, что он узнал у англичан: нельзя чистить оружия кирпичом – из-за этого они не стреляют. Секрет этот считают вздором и императору не передают. Хотя он правдив и нужен.
В финале сообщается, что «таких мастеров, как баснословный левша, теперь уже нет в Туле».

Отзыв

(351 слово) Моё впечатление от повести Лескова «Левша» я бы назвал довольно праздничным. Это произведение оставляет фееричное ощущение, как от прикосновения к чему-то живому, динамичному и яркому. Я думаю, это из-за того, как написана эта повесть. Автор использует в качестве формы для своей мысли сказ – особый жанр, который заключается в подражании простонародной речи. Но «простота» этой речи — вовсе не что-то глупое, недалёкое и плоское. Наоборот. Это – живая, уникальная, образующая свой мир речь, которая тем интересней и необычней ощущается, что в нашем времени, в современной культуре она едва ли встречается. И именно эта самобытность радует восприятие.

В то же время фееричность этой повести заключается в самом сюжете: он вроде бы вполне реален, но как раз-таки из-за использования сказа, всеми своими фразами, описаниями достигается эффект непредсказуемой реальности, местами суровой, но в целом пронизанной необычным, неунывающим духом русской жизни. И именно в этом, я думаю, и состоит главная мысль и авторская задача «Левши»: раскрыть своеобразие русского духа – посредством прямой передачи языка человека из этой же народной среды. Заставляет задуматься и постоянное сравнение между «нашим» и «заграничным», которое автор проводит через всё повествование. В чём-то условия жизни в показываемой Англии, условия прогресса в ней лучше тех, которые присутствуют в России. Но вместе с тем Лесков показывает верность своему делу, своей истории, своему дому, которая живёт в русском человеке, и эта верность – возвышает его, ведёт по жизни, несмотря на все трудности. Мне понравилась эта мысль, и самому мне хотелось бы отчётливей ощущать её, двигаясь в размытом информационном пространстве современного мира. Сказ Лескова изменил к лучшему мое мнение о многих особенностях народного быта и нрава. В частности, я понял великую силу смирения Левши и его товарищей. Они терпят зверское обращение чиновников, но не из-за алчности или рабства. Они делают это из любви к родине. «Левша» учит нас ценить одаренность русского человека и понимать его интересный, невысказанный в словах характер.

Мое мнение о «Левше» разделяют многие мои сверстники, которым тоже хочется гордиться своей культурой. Конечно, история Левши, как одарённого, искреннего творца, заставляет задуматься – а есть ли в наше время подобные самородки и умельцы? Но, очевидно, конечно же есть – и может быть, совсем недалеко.

Автор: Степан Самарин

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *