Трусость — главный порок в романе «Мастер и Маргарита»
(395 слов) Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова— это не только история о любви, дьяволе и творчестве, но и глубокое размышление о человеческих пороках. Одним из ключевых мотивов произведения становится трусость. Проблема трусости проходит через весь роман Булгакова, связывая ершалаимские и московские главы. Сам Воланд утверждает: «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков», и это подтверждается судьбами ключевых персонажей. Рассмотрим наиболее яркие эпизоды, в которых проявляется трусость.
Понтий Пилат: трусость перед властью. Эпизод: Суд над Иешуа и последовавшая казнь. Пилат понимает невиновность Иешуа, симпатизирует ему, но боится потерять власть и вызвать гнев императора. Он пытается спасти философа, подсказывая ему, как оправдаться, но когда тот отказывается лгать, Пилат утверждает смертный приговор. После казни прокуратор мучается угрызениями совести, но его трусость уже привела к непоправимому – он предал не только Иешуа, но и самого себя. За трусость Пилат наказан вечными муками совести – две тысячи лет он сидит на лунной дороге и ждет прощения.
Мастер: трусость перед травлей и отказ от борьбы. Эпизод: Судьба романа о Понтии Пилате. Мастер, столкнувшись с критикой, не выдерживает давления и сжигает свою рукопись. Он отказывается бороться за свое творение, предпочитая уйти в клинику Стравинского. Даже когда Маргарита предлагает ему вернуться к жизни, он пассивен и не верит в возможность счастья. Его трусость приводит к духовной гибели – только благодаря вмешательству Воланда он получает «покой», но не «свет».
Берлиоз и литераторы МАССОЛИТа: трусость перед идеологией. Берлиоз перед смертью видит пророческий сон (отрубленную голову на блюде), но отказывается верить в мистику, чтобы не противоречить атеистической доктрине. Члены МАССОЛИТа отрекаются от талантливых произведений, пишут по шаблону, боятся власти. Иван Бездомный, осознав правду о Воланде, сначала пытается бороться, но затем смиряется и становится профессором, забыв о своих стихах. Их трусость превращает их в конформистов, лишая индивидуальности.
Москвичи: трусость перед силой и корысть. Зрители в Варьете после сеанса черной магии отрекаются от своих поступков (денег, нарядов), боясь последствий. Сотрудники театра и жильцы дома на Садовой лгут и подстраиваются, лишь бы избежать наказания. Никанор Иванович (председатель жилтоварищества) берет взятки, но при аресте валяет дурака, притворяясь невиновным. Их трусость делает их жертвами мистического возмездия – аресты, сумасшествие, позор.
Трусость в романе – корень всех бед. Она приводит к предательству (Пилат), творческой капитуляции (Мастер), конформизму (МАССОЛИТ), моральному разложению (москвичи).
Булгаков показывает, что даже умные и талантливые люди (как Пилат и Мастер) могут сломаться из-за страха. Единственный, кто не боится, – Маргарита, и именно она спасает Мастера. Таким образом, роман утверждает: только преодолев трусость, человек может обрести свободу.
Автор: Анастасия Соколова