Берлиоз в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)
(492 слова) Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» считается одним из лучших произведений русской литературы ХХ века. Его знают, любят и читают не только в России, но и по всему миру. Одна из причин, по которым этот роман снискал себе такую популярность, – многочисленная галерея ярких образов и запоминающихся персонажей. Иногда фигуры, которые на первый взгляд кажутся эпизодическими, на самом деле имеют для художественного мира произведения большое значение. Таков, например, образ Михаила Александровича Берлиоза, уважаемого литератора и председателя МАССОЛИТа (Московской Ассоциации Литераторов).
С Берлиоза фактически и начинается роман. Первая картина, предстающая перед глазами читателя, – разговор на Патриарших прудах. Тогда Михаил Александрович Берлиоз раскритиковал поэму молодого автора Ивана Бездомного о Христе; раскритиковал за то, что Христос у Бездомного получился «ну совершенно как живой». Атеистическое сознание почётного советского литературного критика и преданного члена партии просто не могло стерпеть такого кощунства.
В первой же главе читатель узнаёт кое-что и о внешности Берлиоза. Это низенький, полненький мужчина средних лет, лысоватый, в больших очках в чёрной роговой оправе. На нём серый костюм и шляпа – всё это кажется бесцветным. Внешность Берлиоза не отталкивает и не привлекает, к ней явно просится определение «ничем не примечательная». Однако облик героя для автора и не особенно важен. Гораздо большее значение для романа имеют умонастроения персонажа.
Итак, Михаил Александрович Берлиоз – убеждённый атеист, почётный литератор, слепо преданный своей партии. Он уверен в завтрашнем дне, убеждён в постоянности собственного благополучия. Секрет его успеха состоит именно в покорном подчинении власти и советским реалиям, в которых ему довелось жить. Литератор не пишет сам, но воспитывает поколение за поколением истинно советских писателей, которые будут так же слепо преданы партии, как и он сам.
Михаил Александрович – состоятельный мужчина; он живёт в большой квартире на Садовой, имеет дачу, планирует поездку в Кисловодск и вообще ни в чём не нуждается. Его образ – собирательный портрет советского псевдоинтеллигента первой половины ХХ века. Это герой узко мыслящий, застывший в вакууме советского восприятия мира. Поэтому он просто оказывается нежизнеспособным.
Даже после встречи с самим Сатаной герой не меняется, его атеистические убеждения не поколебались. До последних минут своей жизни Михаил Александрович отказывается верить в возможные изъяны собственной картины мира, в существование Бога и Дьявола. Предсказание Воланда о его, Берлиоза, скорой смерти от потери головы только веселит героя. Однако пророчество Воланда сбывается в той же главе романа – литератор трагически погибает под колёсами трамвая, поскользнувшись на подсолнечном масле и лишившись головы на трамвайных путях.
Итак, роман начинается со смерти Михаила Александровича Берлиоза. Это происшествие на Патриарших прудах запускает цепочку нелепых, странных и трагических событий, в результате которого Иван Бездомный попадает в психиатрическую лечебницу, а Воланд со своей свитой отправляется карать порочных москвичей.
Интересно, что линия Михаила Александровича Берлиоза лейтмотивом проходит через весь роман. Именно в день похорон Берлиоза безутешная Маргарита встречает Азазелло и получает приглашение на Бал Сатаны; из черепа Берлиоза, как из чаши, Воланд пьёт на балу вино.
Таким образом, смерть Михаила Берлиоза срабатывает в романе как «спусковой крючок» для череды фантастических и трагических событий, а сам Берлиоз является собирательным образом пороков общества советской Москвы 30-40-х годов ХХ века.
Автор: Фаина Пастернак