Сочинение: Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)

(347 слов) Народ в поэме-эпопее Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» – положительный герой. С ним автор связывал надежды на будущее, хотя и осознавал всю слабость крестьянского протеста и незрелость масс для борьбы, революционных действий.

Крестьянство в произведении неоднородно, оно представлено некоторыми группами. Большинство – пассивно, но на их фоне выделяются те, кто осознает ценность свободы, собственную необходимость, кто уважает себя. Такими являются народные заступники: Ермил, который становится на сторону восстающих крестьян, староста Влас и другие герои. Особенно выделяется среди них Еким Нагой — представитель трудящихся крестьян. Он не похож на забитого темного крестьянина патриархальной деревни. Он горячо защищает свою честь, произносит пламенную речь в защиту народа. Не менее важным образом является Савелий, которого называют богатырем свято-русским. Он олицетворяет стойкость народа. Когда Матрена рассказывает о Савелии, она иронически говорит: «Счастливец тоже был», — так как знает, что этот человек прожил горькую и полную страданий жизнь, но не зря, ведь он был вольнолюбив, боролся за то, что многие еще не осознали. Савелий вместе с товарищами убил угнетателя Фогеля, который превратил крестьян в истерзанных и загнанных рабов. За это он отправился на каторгу, но и оттуда несколько раз бежал, не смирившись с несправедливостью. Неслучайно он заканчивает свой путь в монастыре: глубокая духовность героя заставляет его отправиться на поиски истины, которую народ находит в христианской вере. Так, крестьяне в поэме предстают не невежественными бунтарями, а трагическими героями на уровне Гамлета или Фауста: они не только бросают вызов судьбе, но и ищут правду, благообразие, смысл бытия в жизни, исполненной страданиями.

Наряду с положительными крестьянскими персонажами есть и другие типы, преимущество дворовые – барские подхалимы и предатели. Например, таков Яков, холоп примерный, раб в душе, способный только на то, чтобы убить себя, отомстить помещику, или же Шутов, шпион из своих, или староста Глеб, согласившийся уничтожить завещание помещика об освобождении восьми тысяч людей ради вознаграждения (глава “Крестьянский грех”). Образы этих крестьян рисуются в тонах сатирического обличения. Автор осуждает рабскую униженность, холопство, духовную нищету подневольных людей.

Поэтический мир данной поэмы – мир резких социальных контрастов и острых противоречий. Некрасов подчеркивает временный характер темных сторон крестьянского быта, надеется на духовный «рост» людей. Именно в народе он видит достаточную силу, чтобы развить Россию.

Автор: Алика Латинская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *