Сочинение: Оболт-Оболдуев в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)

(451 слово) В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» основной проблемой является поиск счастливого человека. Странники задаются вопросом: кто же счастлив на Руси? В поисках ответа на этот вопрос они ходили по деревням и разговаривали с разными людьми — с крестьянами, с представителями духовенства, с народными заступниками. В данном сочинении пойдет речь о жизни дворянина.

Герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо» ищут счастливого человека. И прежде всего они обращаются к дворянину. На дороге они встречают помещика по имени Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев. Сначала надо обратить внимание на фамилию дворянина. Смысл фамилии показывает читателю, каким человеком является помещик. Оболдуй — это глупый и невежественный человек. И образ Гаврилы Афанасьевича подтверждает правильность его фамилии. Помещик не видит смысла в образовании. Он сам ничему не учился и еще критикует учреждение школ для крестьян.

Гавриле Афанасьевичу около шестидесяти лет. Он кругленький, румяненький и усатенький, во рту у него сигара. Оболт-Оболдуев — дворянин и очень гордится этим. У него есть жена и дети, о который он с удовольствием рассказывает. Гаврила Афанасьевич — богатый помещик. Он вспоминает, как хорошо он жил до отмены крепостного права. Барин совсем не приучен к труду, ведь все жизнь на него работали крестьяне. Целых сорок лет живет помещик в деревне, но даже не умеет ржаной колос отличить от ячменного. Понятно, что он ни дня не работал в поле и никогда сам не собирал урожай.

До отмены крепостного права Гаврила Афанасьевич очень любил охоту. С ностальгией он рассказывает мужикам, как проводил дни в лесу. У помещика было много прислуги и жил он «как у Христа за пазухой». Однако теперь ему живется уже не так радостно и легко. Невесело смотрит он на перемены в стране.

Помещик не производит впечатление злого человека. Он рассказывает, что относился к своим крестьянам, как отец. Оболт-Оболдуев с ностальгией вспоминает прошлое, когда вместе с крестьянами он отмечал праздники, воспринимал их как одну большую семью, по-дружески беседовал с холопами и с невинным любопытством ждал от них подарков. Но в то же время автор не дает нам забыть и о негативной стороне жизни крепостников. Оболт-Оболдуев проговаривается:

«Кого хочу — помилую,
Кого хочу — казню.
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!»

Оболт-Оболдуев искренне считает себя выше холопов и даже презирает их. Он думает, что может делать с ними то, что пожелает. В образе этого помещика воплощено русское рабство. Но, как и власть этого дворянина, оно уходит в прошлое.

Всю жизнь Оболт-Оболдуев жил за счет трудов других людей, за счет работы крепостных крестьян. А сам он ничего не умеет делать. Привыкнув жить за чужой счет, он уже не может найти места в новых условиях жизни. Он — типичный представитель неприспособленного к жизни дворянина, которому всю жизнь прислуживали другие люди.

Гаврила Афанасьевич символизирует прошлое, крепостничество. И с ним Некрасов уже расстается. Крепостнику больше нет места в новом этапе русской истории.

Автор: Ирина Юрьева

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector