Сочинение: История души человеческой в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

(458 слов) «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…» – писал М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени». На примере противоречивого внутреннего мира возможно отразить эпоху, изучить психологию, задаться вопросами судьбы. В поэме «Мцыри» писатель раздумывал: «А душу можно ль рассказать?». Автор создал образ человека, который одновременно отталкивает и притягивает, раскрыл пороки современников и вызвал к ним сочувствие. Герой получился неоднозначным и живым из-за истории его души. Лермонтов пожертвовал логикой повествования остросюжетных произведений ради глубокого и детального погружения в психологию героя. Внутреннее напряжение – принцип замысла и композиции.

Лермонтов принес императору Николаю I роман в составе двух книг. Первая из них государю понравилась. В ней описывалась душа Максима Максимыча, опытного и доброго офицера, чья жизнь – верное служение. Штабс-капитан — открытый и мудрый человек. Его голос и поступки подарили рассказчику саму историю, но не сберегли Бэлу, к которой старый солдат проявлял отцовскую заботу. Во второй книге автор от простого внутреннего мира Максима Максимыча с понятной моралью перешел к сложному и запутанному нутру молодого дворянина. История его души состоит из условного круга: всего мало – получение желаемого – пресыщение – скука и страдание. В повести «Бэла» герой очаровывается красотой черкешенки, с помощью манипуляций разыгрывает план, похищает бедную девушку, заставляет полюбить, затем Григорию надоедает времяпровождение с дикаркой, а после ее настигает смерть от кинжала несчастного и озлобленного мужчины, у которого брат Бэлы украл коня благодаря Печорину. В части «Тамань» дворянин стремится разгадать тайну слепого мальчика и сказочной ундины, узнает их секрет и чуть не умирает, нарушает спокойствие «мирных контрабандистов», впервые предполагает, что приносит несчастье. В главе «Княжна Мери» молодой офицер завидует чувствам Грушницкого к девушке, жаждет насладиться ее невинностью, реализует замысел по соблазнению, разбивает Мери сердце, убивает на дуэли человека, навсегда теряет Веру, которая понимает и любит Григория. Его душа «живет» продуманными интригами с врагами. Печорин разрушает мир других людей в угоду самолюбию и увеселению, сравнивает себя с Вампиром. Ему чужды дружба и любовь, у него есть только потребность в них. Его глаза «не смеются», когда смеется он. Григорий рассуждает: «Полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов», — однако в попытке оправдать ужасные поступки он обманывает себя. В двух откровенных монологах для Максим Максимыча и Мери герой признается в том, что беспрерывно разочаровывается в материальных благах, светских обществах, науках, человеческих чувствах, потому и не может спокойно жить. Печорин много рефлексирует. Ему плохо в бесконечном кругу, его душа обессилена. В последней главе «Фаталист» Григорий разочаровывается в самой судьбе, уверенно считает себя «топором» в ее руках. Тогда наступает смертельная скука, единственный выход от которой – путешествие. Печорин подтверждает свое пророчество и погибает.

«Герой нашего времени» – психологический роман. В нем главы расставлены не в хронологическом порядке, чтобы показать историю души человеческой, которая заинтересовала читателей больше, чем самые остросюжетные авантюры. Роман стал классикой, закрепившей за автором место на литературном Олимпе России.

Автор: Евгения Васильева

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *