Характеристика госпожи Простаковой в пьесе «Недоросль» (+ таблица с цитатами)
Многомудрый Литрекон желает Вам приятного просвещения и просит обратить внимание на краткую цитатную характеристику госпожи Простаковой с таблицей. Тут два варианта. Если что-то нужно исправить или добавить, делитесь своим мнением в комментариях.
Вариант 1
(431 слово) Госпожа Простакова — главная героиня пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль«. Ее образ воплотил в себе порочные черты, свойственные многим помещицам того времени: самодурство, грубость, жестокость и алчность. «Презлая фурия», как назвал ее Правдин, держит в страхе и повиновении весь дом, но только потому, что все остальные его обитатели не могут перекричать истеричную барыню, которая никого не желает слышать.
«…С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!..» — в этом героиня видит свою заслугу.
С первых же страниц читатель убеждается в том, что госпожа Простакова отличается агрессивностью, грубостью и вульгарностью. Она не уважает даже собственного супруга, называет его «уродом» и «рохлею», поднимает на него руку. Слуг она именует «скотами» и «холопьями», преданную няню Еремеевну — «старой ведьмой». Простакова не бранит лишь своего единственного сына — Митрофана. Хотя ему скоро должно исполниться 16 лет, мать считает его «дитем» и упорно отгораживает от любой критики. Ради него она готова «драться с отцом родным». Материнская любовь Простаковой заслуживает сочувствия, но она же губительно сказывается на формировании личности Митрофана. Юноша лишен ответственности и самостоятельности, всегда прячется за мать и слепо копирует ее поведение. Даже оскорбления для слуг он повторяет с уст госпожи Простаковой.
Однако Простакова достаточно хитра, чтобы скрывать свое «злонравие», когда ей это нужно. Ради денег героиня способна забыть про «великий» и «старинный» род Скотининых и унизиться перед теми, кто богаче. Лицемерие провоцирует алчность: героиня очень любит деньги и ставит их выше собственного достоинства. Например, она резко меняет свое отношение к Соне, когда узнает, что она стала перспективной невестой:
«Услышав, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости…»
Все эти негативные качества Простаковой заслуживают осуждения. Но не только она виновата в том, что стала такой. Судя по описанию ее семьи, корень зла нужно искать именно там. Ее мать и отец были настолько безответственны и равнодушны, что из восемнадцати детей выжили всего двое. Почти все отпрыски погибли из-за невнимательности и халатности родителей. Скотинины ничему не учили своих наследников. Это объясняет, почему героиня не обладала ни умом, ни тактом, ни пониманием того, что это вообще такое. Даже удивительно, что она, в отличие от своей матери, так любила сына и оберегала его. Правда, она тоже не смогла воспитать своего наследника, ведь не видела в образовании надобности и подавала плохой пример.
Простакова не была единственной в своем роде. Автор на примере ее образа показал проблему «злонравия», которое царило в дворянских кругах. Дурное воспитание передавалось от поколения к поколению и порождало порочный круг. Единственный выход писатель видел в государственном контроле за такими семьями. И сегодня стало очевидно, что этот подход верен.
Вариант 2
(448 слов) Госпожа Простакова – дворянка-помещица, одна из главных персонажей классицистической комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Её образ вполне можно назвать собирательной характеристикой необразованного, невежественного русского провинциального дворянства. Однако персонаж госпожи Простаковой чуть сложнее и интереснее его классической трактовки и заслуживает более детального анализа и характеристики.
С одной стороны, госпожа Простакова – героиня полностью отрицательная, закономерно подвергающаяся обличению со стороны положительных персонажей. Её образ полностью выдержан автором «Недоросля» в классицистическом каноничном стиле. Во-первых, говорящая фамилия утверждает основные черты её образа – простоту и невежественность; она не умеет ни читать, ни писать, ничего не смыслит в науках, которым преподаватели обучают Митрофанушку, её подрастающего сына. Во-вторых, характер Простаковой лишён каких-либо положительных черт, а её неграмотность, самодурство, цинизм и неоправданная жестокость не имеют границ и возведены Денисом Фонвизиным в абсолют. Простакова озлоблена на весь мир, бесчеловечна к крепостным, и единственная любовь, смысл её жизни сводятся к Митрофану – он единственный человек в её окружении, кто не вызывает у Простаковой раздражения. Женщина, «презлая фурия», как её называют за глаза окружающие, жестока даже с мужем – мягкий, глупый и забитый господин Простаков вечно страдает от её унижений и непреходящей жестокой злобы. Его жена также отличается неуёмной властностью и требует полного подчинения от всех вокруг, начиная со слуг и заканчивая членами собственной семьи. Этим, кстати, госпожа Простакова напоминает Марфу Кабанову (Кабаниху), героиню драмы Александра Островского «Гроза», которая будет написана практически на сто лет позже, в следующем веке. Кабаниха вела себя точно так же, своим жестоким самодурством задавливая всех и вся. Возвращаясь к госпоже Простаковой, нельзя не вспомнить хрестоматийную фразу Стародума, которой он окончательно развенчал воспитательные методы и жизненные установки Простаковой, указывая на Митрофанушку:
«Вот злонравия достойные плоды!»
С другой стороны, если попытаться проанализировать образ госпожи Простаковой с точки зрения современной психологии, он становится невероятно трагичным. По сути, сын Митрофан, до которого женщина сузила свою реальность, являлся единственной надеждой необразованной и глупой помещицы на продолжение рода и его спасение от позора. При должном воспитании и образовании Митрофан действительно мог бы вырасти из недоросля в мужчину, способного вывести семью из дикой провинциальной глуши невежества. Простакова вкладывала в сына всё, что могла ему дать, не имея образования, ума и здравого взгляда на реальность. Её любовь к сыну была безграничной, безразмерной и переросла в губительную гиперопеку, которой она сама же разбила свои надежды на то, что Митрофанушка вырастет достойным человеком. Всячески ограждая его от мирских бытовых забот, Простакова воспитала деградирующего циничного ленивца под стать себе же и своим родным. Такой взгляд на её образ и на всю её семью в целом приносит в комедию Дениса Фонвизина больше трагического, нежели смешного.
Таким образом, несмотря на то что отрицательный образ госпожи Простаковой полностью выдержан автором «Недоросля» в классицистическом стиле, он может вызывать сочувствие читателя, поскольку представляется чуть сложнее, глубже и трагичнее классицистического шаблона.
Перед Вами таблица с цитатной характеристикой Простаковой:
Черты характера Простаковой | Цитаты |
Любовь к сыну |
|
Алчность и корыстолюбие |
|
Невежество |
|
Гиперопека |
|
Жестокость и агрессивность |
|
Грубость и неуважение к мужу |
|
Злонравие и бессердечность |
|
Плохое отношение к крестьянам |
|
Властность и деспотизм |
|