Сочинение: Проблематика произведения «Один день Ивана Денисовича» (А.И. Солженицын)

(664 слова) Повесть «Один день Ивана Денисовича» во многом автобиографична. Сам писатель прошёл Великую Отечественную войну, а затем был осуждён на несколько лет по ложному обвинению. За публикацию первого тома «Архипелаг ГУЛАГ» Александр Исаевич был изгнан из страны. Солженицын написал известную повесть «Один день Ивана Денисовича», когда пребывал в Экибастузском особом лагере зимой 1950-1951 гг. Произведение А.И. Солженицына показывает суровую жизнь заключённых, жертв сталинского режима. Рассмотрим и проанализируем проблематику этого произведения.

Основная проблема произведения «Один день Ивана Денисовича» — судьба жертв сталинских репрессий. В описании одного дня автор выразил все годы своего заключения. В образе Ивана Денисовича Шухова предстаёт сам писатель. Он показывает, какая обстановка царила в лагере и какие законы там действовали. Лагерь Солженицын противопоставляет реальному миру. Ведь в тюрьме свои законы, распорядок дня, непривычный для человека. Каждый здесь находит свой путь выживания, большинство из них — безнравственные и унизительные. Но для главного героя Ивана Шухова такой путь заключается в ежедневном труде, ведь он смог сохранить человечность и гордость в этих условиях.

Образ Шухова является собирательным. В нем Солженицын отразил всех солдат, героически сражающихся за Родину во время Великой Отечественной войны, а после этого получивших чудовищную неблагодарность со стороны власти. Как и многих, Шухова обвинили несправедливо в том, что ему поручили выполнить секретное немецкое задание.

Центральное место в произведении «Один день Ивана Денисовича» занимает нравственная проблематика. Иван Солженицын затрагивает очень важные и актуальные проблемы в повести: проблема милосердия и сострадания, уважения, сохранения человеческих качеств в суровых условиях, проблема справедливости, отношения к труду. Главный герой, Иван Шухов, является ярким представителем простого русского народа. Он добрый, трудолюбивый, выносливый и жизнестойкий. Безусловно, Иван Шухов вызывает уважение. Ведь он сумел сохранить человечность, доброту и милосердие в нечеловеческих условиях. Он готов отдать последнее товарищу ради того только, чтобы сделать ему приятное. Из сострадания он угощает печеньем Алёшку-баптиста. Данный герой также вызывает уважение, поскольку он сохранил достоинство и честность. Также восхищение вызывает и командир, который относился к своим подчинённым как отец. Таким образом, с помощью описания различных героев Солженицын раскрыл определённую грань лагерной действительности: есть люди, которых эта система не сломала, они борются с ее влиянием, но большинство заключенных обречено нравственное умерщвление.

В повести писатель также описал суровые условия лагеря, где находились заключённые. Например, Шухов вспоминает, как у него забрали ботинки и выдали валенки или как заставляли собирать хлеб в чемоданы. Проблема ужасного отношения начальства к заключенным является одной из главных. Люди умирали сотнями, так и не дождавшись вещей первой необходимости — еды, воды, первой помощи, медицинского ухода.

Проблема отношения к человеку — еще один важный вопрос произведения. С иронией автор отмечает, что человек в лагере дороже золота, ведь он является трудовым ресурсом и бесплатно выполняет тяжелейший труд, необходимый для развития экономики и промышленности страны. Но начальство относится к людям только с потребительской точки зрения. Никакого равенства и братства здесь нет, оно только на плакатах. Время в лагерном пространстве также течёт согласно своим законам. Тут год за три, и те предназначены для работы, как будто перед нами не люди, а бездушная техника. Солженицын рассказывает о том, что личное время для заключённого составляет всего лишь двадцать минут: 10 минут на завтрак и по 5 минут на обед и ужин.

Солженицын в повести «Один день Ивана Денисовича» поднимает типичную проблему «маленького человека», но уже под другим углом. Его маленький человек противостоит государству, и вызывает не жалость или осуждение, а гордость за то, что есть сильные духом люди, способные не сломаться в лагерной действительности. Ведь основная задача лагерей — сделать каждого маленьким человеком, небольшой частью огромной системы.

Основная идея произведения «Один день Ивана Денисовича»— показать, как жестокая реальность может погубить душу человека. “Слава тебе, Господи, еще один день прошел», — так заканчивает Солженицын своё произведение. Шухов отмечает, что данный день выдался «почти счастливым». В этот день герою, на удивление, повезло: на обед получил лишнюю порцию каши, в надзирательской оказался озадачен лишь мытьём полов, незаметно пронёс ножовку в лагерь и, самое главное, не заболел.

Таким образом Александр Солженицын поднял актуальные вопросы для своей эпохи и сделал это так, что его посыл понял каждый читатель, ведь повесть написана простым языком, соответствующим простому народу и его лагерному быту. Он мастерски изобразил суровые будни жертв сталинских репрессий.

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

комментария 4

  1. Василий:

    Ошибка в последнем абзаце. Александр Солженицын

  2. RA wears PRADA:

    Ошибка в 4 абзаце, правильно будет умерщвление

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *