Верно ли утверждение: «Зло, чтобы существовать, должно притворяться добром»?
(427 слов) Добро и зло всегда вступают в противоборство. Человек постоянно сталкивается с выбором между ними. Положительное начало привлекательно и обязательно приводит к чему-то хорошему, однако часто оно предполагает долгосрочную перспективу. Сиюминутную выгоду часто приносит зло, поэтому от него сложнее отказаться. Пытаясь оправдать свои помыслы и прикрыть их чем-то хорошим, личность подменяет нравственные понятия и оправдывает себя. А как зло притворяется добром, рассказывали многие писатели-классики.
Например, А. Н. Островский в своей драме «Гроза» разоблачает закостенелое общество, в котором царят не добро, любовь и счастье, а отжившие устои, жестокость и лицемерие. Причины поступков здесь – «так заведено», «так всегда было», «так положено». По сути, делать можно все, лишь бы никто не знал. И эта показная добродетель прикрывает зло и самодурство. С этим столкнулась главная героиня Катерина. В родительском доме она привыкла жить в любви, правде, свободе, а в доме мужа столкнулась с давлением и диктатурой матери мужа Кабанихи. Свекровь прикрывала добродетелью свое желание тиранить всех окружающих. И ее дети Тихон и Варвара подчинялись этому укладу, пытаясь не бороться, а убегать. Катерину же окончательно задушила эта обстановка. Ханжество, прикрывающее пороки, привело к трагедии. Этот пример доказывает: если за «добрыми намерениями» скрываются злые поступки, то это значит, что перед нами зло, которое только маскируется под добро.
А. И. Солженицын в рассказе «Матренин двор» показал безусловно добрую женщину Матрену. Она помогала многочисленным родственникам, соседям, а те пользовались добротой и принимали это как должное. В молодости Матрена чуть не вышла замуж за Фаддея, но тот пропал в Первую мировую войну. Спустя три года женщина вышла замуж за Ефима, брата Фаддея, а тот вскоре все же вернулся из плена, угрожал “зарубить” обоих, но потом успокоился и завел свою семью, которой Матрена помогала всю жизнь. Она взяла себе на воспитание младшую дочь бывшего возлюбленного — Киру. Из-за помощи родственникам Матрена и погибла, они ее уговорили отдать горницу. Пожилая женщина помогала перевозить ее через железнодорожные пути и попала под поезд. Почти никто из близких героини не чувствовал своей вины в случившемся. Родственники быстро растащили ее имущество и даже не вспоминали старушку добрым словом. Для них гибель человека стала возможностью для личного обогащения. Так, прикрываясь родственными чувствами, эти люди вершили зло, но даже себе не признавались в этом.
Чтобы добиться своих целей, люди с недобрыми намерениями могут прикрывать их чем-то социально одобряемым: родственные узы, показная добродетель, традиции, любовные отношения и многое другое. Но нельзя бить из любви, красть по традиции или унижать кого-то из родственных чувств. Если жестокость объясняется даже самыми уважительными причинами, добром это являться не может, это лишь прикрытие для насилия и несправедливости. При принятии решений необходимо соотносить цели, средства и предполагаемый результат, чтобы понимать истинные намерения окружающих.
Автор: Мария Копусова