Итоговое сочинение: Доброта — это сила или слабость?
(469 слов) Многие люди считают, что доброта говорит о слабости характера, ведь такой человек часто прощает или вовсе не замечает плохого отношения к себе. Почему? Наверное, потому, что он не может дать отпор, и ему легче промолчать. Но я думаю, что это не так, ведь зачастую проявление доброты требует именно силы, а не слабости. Спасение жизни, прощение обиды, первый шаг к примирению — на все это нужно напряжение воли. Чтобы показать силу доброты на примере, перечислю несколько героев из русской классики.
В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» есть по-настоящему добрый герой — Савельич. Он давно опекает барского сына Петра, и ради службы ему пришлось поступиться личной жизнью, ведь своих детей у него нет. Зато к чужому ребенку Савельич проявляет искреннее участие. Он любит своего молодого хозяина и всегда стремится прийти к нему на выручку. Весьма показательным является эпизод, когда Савельич предлагает Пугачеву себя взамен Петра, чтобы на плаху взошел старик, а не юноша. Тогда слуга был готов отдать свою жизнь, лишь бы спасти Гринева-младшего. Также храбро поступает герой: когда Петр сам предлагает ему отсидеться в крепости или ехать домой, пока он пойдет вызволять Машу. Даже тогда Савельич идет за своим барином на верную смерть, хотя его никто к этому не принуждает. Столь же нежно и трепетно герой относится к невесте Петра — Марье. По дороге к Гриневым он сопровождает и охраняет ее также верно, как своего хозяина. Так, Савельич проявляет истинное благородство души, которое невозможно без силы духа. Ради спасения Петра он рискует головой, а решиться на такой поступок может только сильный человек.
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» тоже есть очень добрый герой — Павел Петрович Кирсанов. У него сложный характер: в нем уживаются и отзывчивость, и высокомерие. Герой не кричит на всех углах об освобождении крестьян, но он же постоянно заступается за них на деле. Он — аристократ, помещик, но горячо поддерживает решение младшего брата размежеваться с крестьянами и отдать им землю. Он же влюбляется в простую девушку Фенечку и, несмотря на свои чувства, просит брата жениться на ней, а потом и вовсе уезжает, чтобы не мешать молодым строить свое счастье. Несмотря на свою вспыльчивость и категоричность, Павел Петрович жертвует всем ради своей семьи: постоянно снабжает младшего брата деньгами, принимает его союз с Фенечкой и сам отказывается от нее. Видя в Базарове угрозу их браку, он вызывает его на дуэль и вынуждает его покинуть имение. Как мы видим, все проявления доброты Кирсанова требуют от него волевых решений. Павел Петрович вновь и вновь ограничивает себя, чтобы помочь другим. Он согласен даже на жертву, если она нужна для реализации его великодушных намерений.
Таким образом, доброта — это проявление силы духа, потому что любое ее проявление требует волевого усилия. Помогая другим, мы всегда отказываемся от своих интересов, а это под силу далеко не каждому человеку. Более того, иногда ценой великодушного поступка является самая настоящая жертва, и добрые люди идут на нее. В этом и заключается их сила.