Что такое «связь времён»?
«Связь времен» — это преемственность поколений, которая выражается в причинно-следственности всего, что нас окружает. Наши знания и достижения делятся на эпохи и века, у каждого изобретения есть год создания. Все, что мы имеем, уходит корнями глубоко в прошлое. Об этой закономерности писали многие авторы, которые призывали беречь полученное наследие.
Связь времен проследил М.А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита«. Параллели между Москвой 20 века и древним Иерусалимом позволяют сделать вывод, что люди разных эпох реагировали на тиранию одинаково. Как и Пилат, Берлиоз и Латунский побоялись власти и решили слепо обслуживать ее интересы, чтобы сохранить положение и достаток. Будучи умными наблюдателями, они наверняка понимают, что поэзия Бездомного — это дилетантизм, а роман Мастера — искусство. Однако признать это открыто означает лишиться всего, что им дорого. Вспомним вопрос Пилата, обращенный к проповеднику: «Ты думаешь, что я готов занять твое место?«. И сразу после этого он спешит оправдаться даже перед ничтожным секретарем: «Я твои мысли не разделяю». Точно такие же слова и мотивы кроются в статье Латунского и поведении Берлиоза. Они спешат отрапортоваться, выслужиться перед своим кесарем, даже если он ничего не заметит. Раболепство духа тем страшно, что поражает умных и образованных людей, которые могли бы что-то изменить. Невольно сравнивая представителей двух эпох, мы видим древние и глубокие корни данного социального явления. Это и есть связь времен.
Интересные наблюдения мы можем увидеть и в историческом романе В. Пикуля «Честь имею». Главный герой окончил Академию Генерального штаба и стал разведчиком. Свою карьеру он начал в преддверии Первой мировой войны, а продолжил уже в СССР и накануне Второй. Повествование мозаичного типа: каждая глава относится к разным временным промежуткам, и мы узнаем героя не сразу, а постепенно, видя его детство, молодость и зрелость в осколках воспоминаний, выстроенных в сложном, нелинейном порядке. Такой тип композиции позволяет увидеть параллели между двумя войнами. Удивительно, но ни в одном, ни в другом случае руководство страны не могло адекватно оценить угрозу и принять превентивные меры, чтобы ее сгладить. Напротив, многие представители элиты бессознательно ослабляли страну накануне важного шага, так как были заняты совсем не тем, чем следовало бы. Недооценивая угрозу, они наивно полагали, что государство готово ко всему, но не представляли, что «все» продлится не пару месяцев, а несколько лет. Эти наблюдения позволяют сделать вывод, что исторические уроки не были осознаны и применены. Прослеживание связи времен, их общих черт и различий, помогло бы увидеть ошибку и ее исправить. Воплощенная автором преемственность эпох — это и есть наглядная демонстрация «связи времен».
Таким образом, все эпохи тесно взаимосвязаны между собой. Настоящее является следствием прошлого и причиной будущего. Это и есть «связь времен», которую необходимо видеть и использовать для обучения и прогресса. Ведь все, что нас окружает, уже было в том или ином виде. А значит, можно сделать полезные выводы, изучая историю.