304. Всегда ли легко различить добро и зло?
Казалось бы, добро и зло, как чёрный и белый цвета, невозможно перепутать. Но ночью все кошки серы. Так и добро, как я думаю, можно перепутать со злом. Ошибиться достаточно легко. Слишком часто жизнь ставит нас в двусмысленное положение, когда мы оцениваем поступки человека совсем не так, как их оценил бы он сам.
Первый пример, который мне хотелось бы привести в качестве литературного аргумента, — это история Ильи Ильича Обломова, заглавного персонажа произведения А. И. Гончарова. Илюша рос в идеальных условиях. Родные не давали ему ничего делать по дому, избавляли от любых забот, оберегали, зато сытно кормили и поддерживали в нем веру в его собственную исключительность. Так и вырос мальчик неприспособленным мужчиной, расточительным хозяином, строителем воздушных замков, у которых никогда не будет прочного фундамента. Илья Ильич не смог реализовать своей потенциал в обществе, не сумел устроиться по службе. Он не мог даже одеться без посторонней помощи. Деньги на проживание обеспечивала давно заброшенная деревня Обломовка, где на сытость барина работали изнуренные крестьяне. Сам Обломов стал всего лишь паразитом, доброта и ум которого зря пропадали на диване, где убивал свое время герой. Так добро семьи и благое намерение родителей Ильи обратились в ад для героя, в самое настоящее зло, разрушающее душу и подрывающее моральные устои.
Другой пример — деятельность Емельяна Пугачева, о котором писал А. С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка». Император-самозванец поднял крестьянской восстание во имя великой идеи свободы и равенства, поэтому люди за ним пошли. Кому-то он даровал веру в лучшее, кому-то смысл жизни. Что это, если не добро? Но когда на пути Пугачева оказывались неприятели, он не щадил никого, будь то патриархальная черта Мироновых из Белогорской крепости или свирепый разбойник с большой дороги. В данном случае зло трудно отличить от добра, потому что в жизни не бывает ничего однозначного. С одной стороны, люди идут за справедливостью и освобождением от векового рабства, но их путь к светлому будущему обагрен кровью сотен невинных жертв. Разве можно благословить такой путь? Конечно же, нет, поэтому благие намерения Пугачева оборачиваются массовыми расправами и казнями в финале произведения.
Таким образом, можно удостовериться в том, что добро иногда скрывается под маской зла и наоборот, поэтому нелегко отличить одно от другого. А иногда никто даже не старается поменять добро и зло местами, но это все равно происходит, буквально против воли человека. Жизнь многозначна и сложна, так что людям сложно безошибочно пройти свой путь, ни разу не приняв жестокость и беззаконие за благие и справедливые намерения.