Анализ басни «Осел и соловей» (И. Крылов)

«А судьи кто?» — восклицает Чацкий в произведении Грибоедова «Горе от ума». Слушая необоснованную критику, люди задумываются: «А может, не стоит мне этим заниматься, не мое». Из-за таких вот ослов много сгинуло талантов. А кто-то продолжал творить, несмотря на трудности и невзгоды, и радовать нас своим дарованием. Проблему необоснованной критики раскрыл Иван Крылов в басне «Осел и соловей». Анализ по плану поможет читателю разобраться в содержании работы.

История создания 

Басня «Осел и соловей» написана в 1811 году. В ее основе лежит подлинная история из биографии самого И. А. Крылова. Русский педагог, переводчик, литературовед В. Кеневич рассказал об этом случае потомкам. 

Прознав о талантливом баснописце, какой-то вельможа (возможно, граф Разумовский или князь Голицын) пригласил к себе И. Крылова с просьбой прочитать свои басни. Баснописец сделал это с большим удовольствием. Вельможа сдержанно поблагодарил Ивана Андреевича, спросив при этом: 

«Почему вы не переводите так, как И. И. Дмитриев?» 

Это сопоставление задело поэта за живое. Когда Крылов вернулся домой, у него зародилась идея написать басню, раскрывающую проблему неадекватной критики, убивающей мотивацию творить. Автор излил свою горечь в басне «Осел и соловей».

Жанр и направление 

Творческая направленность басен Крылова — реализм. Автор с помощью эзопова языка описывает проблемы, образы, ситуации, характерные для действительной жизни.

Басня — литературный жанр, короткий рассказ в стихах сатирического содержания, за которым скрывается глубокая нравственная проблема. Крылов стал одним из самых известных баснописцев своего времени. Он не только адаптировал шедевры других остроумцев в русской среде, но и сочинял оригинальные басни, отличавшие его от того же И.И. Дмитриева.

Композиция и конфликт 

В басне отсутствует завязка, И. А. Крылов сразу переходит к развитию действия. Для того чтобы больше передать нелепость критики Осла, автор возвышает искусство пения Соловья. В основе композиции лежит прием антитезы.

В басне Крылов описывает двух персонажей — Осла и Соловья. Очень хорошо показаны противоречия между героями. Насколько глуп, невежественен и туп Осел, настолько прекрасен в своем пении Соловей. 

Конфликт между мастерами своего дела и невеждами, не разбирающимся в конкретном деле, — вечен. Каждый раз мы сталкиваемся с такими людьми, которые критикуют то, что мы делаем. Автор неслучайно делает акцент на том, как прекрасно пение Соловья и как все вокруг замирает, слушая чудесный его голос. И только потом переходит к “судье” — Ослу. Осел плохо отзывается о творчестве Соловья и сравнивает его с Петухом. Хотя сам петь не умеет вовсе.

Смысл названия 

В названии раскрыта антитеза. Осел противопоставляется Соловью. Образы животных были выбраны неслучайно. Осел издавна ассоциируется у людей с упрямым и глупым животным, которое способно только выполнять простейшую работу, и то с понуканием и угрозами. А вот соловья слушатели возвышают, ведь он умеет так красиво петь, как никто другой. Эта птица сопровождает влюбленных и создает звуковой фон для самых умилительных сцен.

Соловей олицетворяет самого автора. А вот за маской Осла может быть кто угодно. Возможно, это собирательный образ вместе взятых невежественных, глупых вельмож, которые с уверенностью знатоков судили о творчестве, а сами не могли создать ничего. А может быть, граф Разумовский или князь Голицын. Мнений существует очень много.

Суть: о чем? 

Басня «Осел и Соловей» рассказывает нам о том, как, прознав о талантливом певце, Осел решил послушать пение Соловья с намерением составить свое суждение о признанном певце. Пока Соловей пел, его слушали все вокруг. Даже пастух отложил дела и улыбнулся пастушке. Пение птицы настроило всех на лиричный лад.

Осел же раскритиковал пение Соловья и посоветовал ему взять уроки вокала у Петуха. Услышав такой комментарий о своем искусстве, Соловей улетел. А автор заключил:

Избави, бог, и нас от этаких судей.

Главные герои и их характеристика 

Главные герои басни «Осел и соловей» и их характеристика представлены Литреконом в списке:

  1. Осел — самодур, который сам не понимает, о чем речь, и начинает разглагольствовать. Он бестактен в своем обращении к соловью, “дружище” — приветствует Осел Соловья. С самого начала он пришел, чтобы оценить, а не насладиться искусством пения. Осел пришел «сам посудить». Он не разбирается ни в пении, ни в искусстве, скорее всего, и слуха то у него тоже нет, но считает, что знает лучше других. Возможно, он даже не вслушивался в чудесное пение. И поэтому предлагает Соловью поучиться у посредственности Петуха. 
  2. Мы видим отличное сравнение между красивым голосом Соловья и криком Петуха. Соловей — талантливый исполнитель, артист. Как тонко в басне подмечена реакция природы на прекрасный голос Соловья: «Затихли ветерки». Природа, как и все окружение, восхищается «любимцем и певцом Авроры». Сама Аврора благоприятствует Соловью. Крылов делает акцент на богатстве тембра голоса Соловья. Тем самым показывает, он — настоящий мастер своего дела, талант от Бога. Автор олицетворяет его с профессионалами и выдающимися мастерами. Для этого И. А. Крылов использует средства художественной выразительности «тянул, переливался», «свирелью отдавался»

Темы, проблемы, настроение

Основная тема басни «Осел и Соловей» — насмешка над мнимыми ценителями искусства, глупцами и невежественными людьми, которые лезут со своими советами сплошь и рядом. Эти знатоки, как правило, не разбираются в том, что судят. Более того, они и используют искусство лишь в роли мальчика для битья. Им важно самоутвердиться за счет тех, кто реально что-то делает. Их критика слепа и преследует одну цель — опустить творца и восславить рецензента.

Тематика басни «Осел и Соловей» включает в себя и тему значимости искусства для людей. Автор описал, что пение птицы благотворно повлияло на слушателей: 

«Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался».

Не менее важную проблему поднимает Крылов в басне — поклонение недотворцам. 

С незапамятных времен повелось на Руси преклоняться перед чужой культурой и не ценить свою. Несмотря на то, что в России все больше стало появляться талантливых людей (соловьев), многие критики и судьи (ослы) считают, что где-то делают лучше. Образ Петуха приведен в басне вовсе не случайно. Он олицетворяет не только скудный вкус Осла, но и другой метод творчества. Петухи все поют одинаково и копируют друг у друга песню. И Осел привык к этим крикам, потому что живет среди них на скотном дворе и считает их вершиной вокального совершенства.

Вот так и “судья” Крылова отдал предпочтение переводу. И. Дмитриев — прекрасный баснописец, поэт, переводчик. Но вельможа больше уделяет внимание его переводам, потому что так было модно в те времена. 

Проблематика басни «Осел и Соловей» включает в себя и проблему реакции творца на критику. Соловей просто улетел и оставил «знатока» наслаждаться криком петухов. Но и другие слушатели пострадали от выпада Осла, лишившись музыки.

Основная идея

Автор высмеивает невежество и критиканство — вот главная мысль басни «Осел и Соловей». Осел не разбирается в искусстве, но рвется судить пение мастера своего дела. Автор с презрением относится к своему персонажу. Нельзя судить то, в чем ты глуп и слеп. Осел не уважает не только Соловья, но и себя. Своим высказыванием он выставляет себя посмешищем. Насколько иронично выглядят его высказывания после вдохновенного пения Соловья! А что делать Соловью? Он не стал спорить. А зачем? Осел все равно останется невеждой в своем темном царстве. И вспорхнул Соловей, полетел подальше от некомпетентного судьи. Таким образом, невежественные и глупые люди считают, что они знают все лучше других и начинают давать советы. “Диванными” критиками мы все можем быть, а надо бы попробовать сделать что-то самим. Вот в чем заключается смысл басни «Осел и Соловей». 

Чему учит?

Не судите никого, если сами не знаете, как это сделать правильно, — вот мораль басни «Осел и Соловей». Не уничтожайте таланты! Люди иногда мнят себя экспертами во всем и думают, что они имеют право судить других и раздавать не прошенные советы. Нравственный урок басни автор выводит в самом конце: «Избави, бог, и нас от этаких судей».

Чему учит Крылов в басне «Осел и Соловей»? Главная тема басни — насмешка над невежеством, глупостью. Необразованные, бестактные, глупые люди нас все время учат, даже не задумываясь над тем, что могут погубить талант и обидеть ненароком. Неслучайно именно Осел выразил образ бестактного человека. Здоровая критика профессионала лишней не будет никогда. Но проблема в том, что каждый возомнил себя всемирным судьей. Вот так и Осел решил, что может судить то, в чем сам он недалек. Так называемые “судьи” не видят настоящего таланта. А может и видят, но не хотят замечать. Своя критика интересует их намного больше. Басня Крылова «Осел и Соловей» заставляет задуматься о том, что высказывать свое мнение нужно корректно и логично, опираясь на факты и аргументы. Если же Вы в теме не сильны, не стоит строить из себя мудреца. Иначе окажетесь в роли осла.

Критика 

Басни Крылова были прекрасно восприняты критикой. 

Так, В. Жуковский выделяет одну из особенностей басни — мораль. 

“Басня есть нравственный урок, который с помощью скотов и вещей неодушевленных даете вы человеку; представляя ему в пример существа, отличные от него натурою и совершенно для него чуждые” 

По мнению, русского литературного критика В. Белинского, басни Крылова олицетворяют наше русское, национальное, а не просто перевод. 

“Басни Крылова — русские басни, а не переводы, не подражания. Это не значит, чтоб он никогда не переводил, например, из Лафонтена”. 

Белинский также отметил: «веселую насмешливость» русского ума, «умение чисто по-русски смотреть на вещи и схватывать их смешную сторону в меткой иронии». 

А вот мнение педагога и критика Д. И. Тихомирова о смысле басни: 

“Крылов критикует невежественность, губительную умственную темноту. Невежды и глупцы часто принимают на себя роль судей”. 

Сложно не согласиться с мнением Тихомирова. Люди, критикующие все и вся, и есть те самые глупцы, невидящие, кроме собственного мнения, ничего, и живущие в собственном темном мире. Ведь, по сути дела, такие люди умеют только судить мастерство других. 

Автор: Екатерина Грушевская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector