Структура ЕГЭ по русскому языку 2021: разбираем все задания

Именно сейчас у выпускников началась горячая пора и стартовали экзамены. В апреле пройдет итоговое сочинение. И в июле будет экзамен по русскому языку. Важно уже сейчас разобраться в его условиях и быть готовыми ко всему.

Допуск

В итоговом сочинении выпускник должен выбрать одну тему из пяти предложенных. Точная тема неизвестна, но в 2021 году одиннадцатиклассникам предлагают следующие направления:

  1. «Между прошлым и будущим»
  2. «Забвению не подлежит»
  3. «Время перемен»
  4. «Я и другие»
  5. «Разговор с собой»

За успешное написание сочинения школьник также получает «зачет» (вот критерии) и допускается к ЕГЭ.

Изменения в ЕГЭ 2021

Подробнее рассмотрим сам экзамен по русскому языку. Он пройдет 3-4 июня. В этом году крупных изменений в задания не внесли. Однако произошли следующие поправки:

  • Баллов (первичных) стало 59 (+1 за сочинение);
  • Изменился критерий К2 в сочинении (теперь в комментарии к проблеме недостаточно просто указать связь между двумя аргументами, нужно еще проанализировать причину их связи, то есть не просто сказать, что первая иллюстрация противопоставляется второй, а также объяснить, почему это происходит);
  • Изменилось задание 9: теперь в словах нет пропущенных букв (то есть придется сначала разобрать его по составу, потом понять, под какое правило подходит каждое слово, соотнести это с заданием).

Анализ заданий ЕГЭ

ЕГЭ по русскому языку включает 27 заданий: одно сочинение и 26 заданий с кратким ответом.

  1. В первом задании необходимо прочитать небольшой текст и найти варианты ответа, в которых отражена его главная мысль.
  2. Во втором номере нужно вписать пропущенное в тексте из прошлого задания слово.
  3. В третьем задании необходимо выбрать значение слово в контексте фрагмента из первого номера.
  4. В четвертом номере требуется вспомнить ударения и выбрать верный/неверный вариант.
  5. В пятом задании проверяется знание паронимов: нужно найти неверно употребленное выделенное слово и заменить его паронимом (представить – предоставить, годовалый – годовой, техничный – технический, эффективный – эффектный и так далее).
  6. В шестом номере нужно исправить лексическую ошибку – найти лишнее слово («неожиданный сюрприз», «свободная вакансия», «VIP персона», «период времени», «май месяц»), слово в несвойственном значении («упал навзничь на диван», «упал ничком на лед»), неверный фразеологический оборот («играла большое значение»), двусмысленность («Бабушка и Маша пошли домой, и она (кто именно?) посмотрела на дерево»).
  7. В седьмом задании необходимо вспомнить правила склонения, особенно стоит обратить внимание на падежные окончания существительных во множественном числе, а также числительных.
  8. В восьмом номере нужно установить соответствие между названием ошибки и ее воплощением в предложении. Стоит обратить внимания на сочетание слова с предлогом и подлежащим со сказуемым, правописание причастных и деепричастных оборотов, приложений (обычно это названия в кавычках). 
  9. В девятом задании просят выбрать проверяюмую/непроверяемую/чередующуюся гласную. Для выполнения этого задания нужно знать чередующиеся корни, а также уметь подбирать однокоренные слова. Если и корень не чередующийся, и слово не подбирается – значит, гласная непроверяемая. 
  10. В десятом номере нужно выбрать номер строки, где пропущена одна и та же буква. Здесь предлагают вспомнить правописание приставок (правописание «пре» и «при», а также верное написание гласной или согласной на стыке приставки и корня).
  11. В одиннадцатом задании вроде бы нужно опять искать пропущенную букву, но в этот раз в суффиксах или корнях. 
  12. В двенадцатом номере вновь пропущенные буквы, здесь проверяют правописание окончаний глаголов, отглагольных прилагательных и причастий. 
  13. В тринадцатом задании нужно найти высказывание, где «не» пишется слитно или раздельно. Даже знание самых простых правил здесь помогут: слитно будет, если слово не употребляется без «не» или его можно заменить синонимом без «не». Раздельное написание у глаголов и деепричастий, а также при наличии противопоставления (не зря же тут приводятся предложения, а не отдельные слова).
  14. В четырнадцатом номере необходимо правильно (слитно, раздельно, через дефис) написать производные предлоги, наречия и некоторые существительные. Знание написания этих слов сразу показывает Вас с лучшей стороны, ведь многие люди не только «заграницу» пишут неправильно (путают, когда это наречие, а когда существительное с предлогом), но даже во «вряд-ли» ошибаются и пишут именно так, через дефис (верное употребление – «вряд ли»). Некоторые из этих слов нужно просто запомнить, для других есть простой способ: если между частями слова можно вставить другое слово, значит, пишется раздельно («он уехал за границу страны» – «он уехал заграницу»)
  15. В пятнадцатом задании требуется выбрать, в каких случаях пишет «Н» или же «НН». Не забудьте повторить правописание «Н» в суффиксах прилагательных, полных и кратких причастиях.
  16. В шестнадцатом номере «любимое» многими задание – расстановка запятых. Здесь можно не стесняться, рисовать на КИМе схему предложения, подчеркивать подлежащее и сказуемое, отмечать причастные (выделяются после определяемого слова) и деепричастные обороты (выделяются всегда). 
  17. В семнадцатом задании такая же схема выполнения, отличаете лишь то, что нужно выписывать цифры, на месте которых должна быть запятая, а не выбирать номера предложений с определенным количеством запятых, как в прошлом номере.
  18. В восемнадцатом номере нужно опять вспоминать запятые, но в этот раз во вводных словах и конструкциях. Обычно, если их можно выбросить, то запятые ставятся («Однако, здравствуйте» – «Он был устал, однако (=но) продолжал готовиться к экзамену»).
  19. В девятнадцатом задании вновь расстановка запятых в сложноподчиненном предложении. Тут почти всегда есть запятая при союзе «который», не забудьте повторить.
  20. В двадцатом задании просят ставить запятые в последний раз. Перед выпускниками вновь сложноподчиненное предложение, здесь внимание уделяется запятым на стыке союзов. 
  21. В двадцать первом задании нужно вспоминать пунктуацию в бессоюзном сложном предложении. Здесь проверяют, знаете ли Вы, когда ставить запятую, тире или двоеточие.

Далее размещается текст, по которому делаются последние задания (в том числе, сочинение).

  • В двадцать втором номере нужно выбрать высказывания, описывающие смысл текста.
  • В двадцать третьем задании проверяется понимание выпускником типов речи (повествование, рассуждение, описание) и видов связи предложений в тексте.
  • В двадцать четвертом номере нужно выписать фразеологизм (устойчивых выражений), пару синонимов (слов со схожим значением) или антонимов (слов с противоположным значением). 
  • В двадцать пятом задании снова проверяется, как вы можете оценить связь предложений в тексте. 
  • В двадцать шестом задании ученик может блеснуть знаниями синтаксических и выразительных средств (троп). Нужно помнить, что такое эпитет, метафора, сравнение, гипербола, риторические вопросы и обращения, вопросительное и восклицательное предложение, лексический повтор, диалектизм, аллегория, метонимия, обращение, ряды однородных предложений.
  • В двадцать седьмом задании нужно написать сочинение. Именно за него вы получите 25 баллов. Критерии выставляются за каждый пункт плана сочинений: формулировка проблемы, комментарий проблемы с примерами из текста, отражение авторской позиции, собственного мнения. Вот их подробное описание. Также оценивается цельность и связность, точность и выразительность, грамотность (орфография, пунктуация, грамматика, речь, этика, фактическая точность). О том, как правильно написать сочинение на ЕГЭ, расскажет отдельная инструкция.

Более подробный разбор каждого задания расположен по соседству. Удачной подготовки!

Автор: Мария Копусова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector