Аргументы по направлению «Время перемен» для итогового сочинения

«Время перемен» — одно из лучших направлений итогового сочинения 2020-2021. Оно четко сформулировано и дает представление о том, какие темы будут на экзамене. Тем не менее, Многомудрый Литрекон советует Вам не расслабляться и готовиться с первых дней осени. Необходимо заготовить впрок качественные аргументы из литературы, которые помогут не растеряться в нужный момент. Качественно раскрыть тему может только тот, кто имеет в голове свой банк аргументов, куда он ежедневно вносил новые вклады. Приятного просвещения!

Из русской литературы

  1. А. Платонов, «Юшка». Может ли человек изменить мир? Разумеется, да, если он готов приложить к этому значительные усилия. Это доказывает пример из рассказа Платонова «Юшка». Главный герой жил в небольшом городе, где каждый житель норовил выместить на бессловесном и кротком помощнике кузнеца всю ненависть и злость. Даже дети бросали в Юшку камни и смеялись над ним. Так проходили годы, и люди не стеснялись говорить своей жертве, что она пришла в этот мир напрасно. Они считали Юшку ничтожеством, потому что он мало зарабатывал, не имел семьи и всегда болел. Однако после его кончины обитатели города поняли, что потеряли нечто очень важное. Всю злость, которую они срывали на Юшке, люди теперь несли домой, и жизнь их стала гораздо хуже. Именно поэтому все они пришли проводить «ненужного человека» в последний путь, чтобы отдать запоздавшую дань уважения тому, кто действительно смог изменить мир, хоть и ненадолго. Последним подарком Юшки своим соседям стала его приемная дочь, которая стала лечить людей только потому, что когда-то помощник плотника оплатил ее образование. Так, герой смог поменять атмосферу в городе, где жил, и вложил свою лепту в его счастливое будущее.
  2. А. Платонов, «Возвращение». Как война меняет жизнь людей? К сожалению, последствия вооруженного столкновения народов ужасны и пагубно отражаются на быте и нравах мирных жителей. Об этом писал А. Платонов в рассказе «Возвращение». Герой приехал домой с фронта и увидел, как изменилась жизнь его семьи. Дети повзрослели слишком рано и несли на своих плечах груз нищеты, лишений и одиночества. Супругу годы тоски и страха состарили и заставили искать помощи у другого мужчины. Угнетенная женщина была рада супругу, но сквозь радость проглядывала мука ожидания. Несколько лет разлуки отдалили людей друг от друга. Алексей Иванов тоже изменял жене и стал далек от семейного очага. Он даже попытался сбежать от самых близких людей, потому что не выдержал напряжения первых часов. Очевидно, что война разрушила семейные связи и устроенный быт, и герои вынуждены были через страдания и боль обретать все утраченное снова.
  3. М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Могут ли новые технологии сделать людей лучше? К сожалению, многие нравственные и социальные проблемы не решаются с помощью гаджетов и других инноваций. Это доказывает М.А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Гениальный хирург научился лечить многие болезни и даже сумел создать нового человека, пересадив органы человека псу. Однако его выдающееся открытие не смогло зайти дальше физиологических изменений в природе. Нравственные, интеллектуальные, моральные и этические сферы, определяющие мировоззрение индивида, остались неподвластными Преображенскому. Шариков стал человеком только внешне, но не внутренне. Он перенял все самые плохие черты у нового окружения и своего донора органов — вора и рецидивиста. Сам он не смог развиваться полноценно и стать самодостаточной личностью, имеющей не только права, но и обязанности. Поняв это, профессор превратил Шарикова в собаку и закончил эксперимент. Филипп Филиппович признал бессилие технологий изменить человека к лучшему.
  4. А.Н. Островский, «Гроза». Какие явления меняют жизнь людей? Зачастую все они связаны с переменой места и окружения. Например, А.Н. Островский в пьесе «Гроза» познакомил читателей с историей Катерины, которая попала в совершенно другой мир после замужества. Она воспитывалась в дворянской среде, получила образование и пользовалась в своей семье свободой и уважением. Родители любили ее и не стесняли душевных порывов юной девушки. Однако когда она вышла замуж за купца Тихона, ее окружили запреты, упреки и ханжество нового окружения. В доме всем заправляла Марфа Игнатьевна — мать Тихона. Купчиха возненавидела невестку и превратила семейную жизнь юной четы в череду мучений под ее неусыпным контролем. Теперь Катерина не имела прежних свобод, о ней не заботились, ее мнения не спрашивали. Даже супруг отдалился от нее и постоянно сбегал из ненавистного дома. Негативные изменения в судьбе героини были вызваны тем, что она попала в другую среду и вынуждена была подстроиться под ее нормы поведения.
  5. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Можно ли заставить человека измениться к лучшему? К сожалению, нет, ведь только мы сами можем развить потенциал и бороться с пороками, иначе полезные знания не будут применяться и быстро забудутся, а борьба с негативными чертами характера и вовсе не будет начата под чьим-то давлением. Это подтверждает пример из «Тихого Дона». Григорий Мелехов начал встречаться с замужней женщиной и пошел против правил своего окружения, ведь связь не была тайной. Его отец рассердился и заставил юношу жениться не по любви, а ради того, чтобы замять скандал. Упреки, запреты, увещевания и угрозы недолго действовали на Григория. Он так и не смог забыть Аксинью и ушел из дома вместе с ней, покинув Наталью и свою семью. Попытки заставить его измениться ничего не дали, ведь он сам не хотел исправляться, потому что понимал, что не грешит, а искренне любит. Пока человек сам не захочет перемен, никто не сможет навязать их ему: результат угроз долго не прослужит.
  6. А.П. Чехов, «Ионыч». Почему человек деградирует? Причина заключается в том, что рутина жизни и окружение, отставшее в развитии, негативно влияют на личность. Это доказывает пример из рассказа Чехова «Ионыч». Главный герой переехал в уездный город и познакомился с обывателями, которые застряли в однообразии дней и не меняли ни привычек, ни взглядов, ни целей. В этом «болоте» молодой и активный Дмитрий вскоре стал увязать, потому что нигде не мог найти применения своим способностям. Однообразная медицинская практика вскоре наскучила Старцеву, а новых знаний и навыков взять быть неоткуда. Общение с Туркиными тоже ничего ему не дало: Катерина, возомнившая себя талантливой, отвергла его, и он погряз в одиночестве и меланхолии. Через несколько лет он понял, что и интеллигентное общество Туркиных, и любовь к их дочери были миражами: они ничем не отличались от других обывателей города. В итоге амбициозный и умный человек, мечтавший принести пользу обществу, превратился в алчного, жадного и уродливого Ионыча, который работал только ради денег и ненавидел пациентов. Дмитрий Старцев деградировал из-за негативного влияния среды и собственной слабости, ведь не смог ему противостоять.
  7. А.П. Чехов, «Вишневый сад». Есть выражение «под лежачий камень вода не течет», которое отражает закономерность развития человека: если он не будет стараться, ничего в его судьбе не изменится. Об этом писал А.П. Чехов в пьесе «Вишневый сад». Любовь Раневская и ее брат Гаев долгое время закладывали имение и жили на эти деньги, поэтому долги и проценты поглотили их имущество. Они не хотели расставаться с родовым гнездом, однако ничего не сделали, чтобы спасти его от разорения. Они лишь говорили громкие речи и сорили последними деньгами, но реальных шагов для спасения недвижимости они не предприняли. Все предложения Лопахина были встречены инфантильными и пренебрежительными репликами. В итоге Раневская и Гаев лишились дома и сада, потому что «под лежачий камень вода не течет».
  8. В.Г. Распутин, «Живи и помни». Как война меняет человека? К сожалению, боевые действия далеко не всегда обнажают мужество, доблесть и другие героические качества характера. Зачастую она будит в людях плохие свойства души: жестокость, трусость и эгоизм. Это подтверждает литературный пример из повести «Живи и помни». Андрей дезертировал из армии, потому что устал находиться в голоде и холоде. Он воевал рядом с домом и скрылся в лесу, в охотничьей сторожке. Скрываться ему помогала жена, которая одна знала о его местонахождении и тянула на себе все тяготы двойной жизни. Ей пришлось поступиться многими принципами, чтобы сохранить жизнь мужа. А он эгоистично принимал ее жертву, не думая о будущем супруги и ребенка, которого она носила. Война сломила героя и сделала Андрея ничтожным человеком, равнодушным к семье и помешанном на собственном выживании и комфорте.
  9. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Почему люди боятся перемен? Причина вполне ясна: они не хотят принимать связанную с ними ответственность. Так и герои пьесы «Горе от ума» не желают слушать нравоучения Чацкого и менять свой устаревший уклад жизни. Многие из них понимают, что обвинения приехавшего из-за границы соотечественника справедливы, но не принимают необходимость изменений к лучшему. Почему? Потому что им самим придется потерять нечестное нажитые привилегии и потрудиться, чтобы получить новые. Отмена того же крепостного права разорила бы их, ведь сами они работать не умели и не хотели, и все за них делали крестьяне. Повальное невежество тоже невозможно заменить на высокий уровень образования без труда и лишений. Придется отказаться от многих часов праздности и заставить себя учиться. Не менее сложно развивать отечественную культуру, отказавшись от заимствований с иностранных источников. Герои пьесы, может, и рады бы измениться, но не хотят брать на себя ответственность за перемены, ведь она влечет за собой титанические усилия, без которых нет прогресса.
  10. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Почему так сложно изменить себя? Ответ можно найти в романе «Евгений Онегин». Мировоззрение главного героя сформировалось под влиянием легкомысленного и инфантильного общества, развращенного праздностью и богатством. Однако Евгений был умным человеком и понял, что его образ жизни нужно менять. Он презирал свое окружение и решил начать все заново в деревне, где не было тлетворного влияния высшего света. Первые дни в деревне прошли в упоении от новых впечатлений, но потом герой охладел и к ним. Оказалось, что попытки изменить себя требовали не только переезда, но и каждодневного труда. Развитие нужно было подкреплять работой над собой и отказом от плохих привычек. Поэтому герой не выдержал испытания любовью и не взял на себя ответственность за свою судьбу. Он так и остался праздным, эгоистичным и инфантильным барином с либеральными замашками. Ему было сложно измениться, потому что он не привык к труду и не смог заставить себя работать, чтобы стать героем своей мечты.

Из зарубежной литературы

  1. Джек Лондон, «Мартин Иден». Должен ли человек меняться вслед за окружением? Попытки подстроиться под чужие мнения и планки далеко не всегда обоснованы логически. Если изменения влекут за собой отрицательные последствия, то необходимо отказаться от них, а не идти на поводу у других. Это доказывает пример из романа «Мартин Иден». Главный герой, бедный моряк, встретил красивую и образованную девушку и влюбился. Но она была из богатой семьи, поэтому он решил сначала стать достойным ее, а уж потом сделать предложение. Мартин стал заниматься самообразованием и вскоре превзошел окружение Рут. Он изменился, но не получил от этой перемены ничего, кроме боли и разочарования. Развитый ум и богатый опыт открыли ему глаза на общество, куда он так старался попасть. Герой понял, что эти люди ценили других только за успех, а не за знания или таланты. Возлюбленная тоже разочаровала его, ведь оказалась такой же меркантильной и ведомой особой с посредственным умом. Внутренний разлад Мартина привел его к самоубийству: потеряв любовь и цель в жизни, он утопился. Попытки догнать окружение лишили его покоя и счастья.
  2. Фридрих Шиллер, «Коварство и любовь». Однажды писатель и философ Вольтер сказал: «Попробуйте изменить себя, и вы поймете, насколько ничтожны ваши шансы изменить других…». С ним нельзя не согласиться, ведь процесс саморазвития у каждого из нас протекает очень тяжело. Например, героиня пьесы «Коварство и любовь», леди Мильфорд с огромным трудом переборола свой эгоизм и потратила на это все силы своей души. Став содержанкой влиятельного человека из-за нужды в деньгах, Эмилия переняла некоторые его качества: стала жестокой, мстительной и циничной. Поэтому она намеревалась бороться за сердце человека, который ей понравился, не заботясь о его согласии и воле. Героиня думала лишь о своих желаниях. Однако знакомство с добродетельной Луизой изменило ее: Эмилия решила отпустить Фердинанда и уйти от герцога. Она уехала в монастырь, чтобы очистить душу. Зная о том, что герцог присваивает деньги своего народа, она, тем не менее, никак не может это исправить, ведь все ее силы ушли на самосовершенствование. Если раньше она была уверена в своей власти что-то изменить в мире, то после волевого решения уйти в монастырь она растеряла уверенность в себе и не смогла никак помочь ни Луизе, ни Фердинанду, ни народу, который обкрадывал герцог.
  3. Даниэль Дефо, «Робинзон Крузо». Писатель А. Жид сказал: «Чтобы открыть новые части света, нужно иметь смелость потерять из виду старые берега». С этим утверждением трудно не согласиться, ведь без отваги и жертв не бывает открытий. Это доказывает пример из романа «Робинзон Крузо». Главный герой решился променять благополучную и сытую жизнь на берегу на приключения в море, чтобы открыть для себя мир, полный новых впечатлений. Шторм вынес его в необитаемый остров, где моряк прожил 28 лет. Все эти годы он не унывал, а осваивал богатства острова, поэтому и смог выжить. Изучая местность, Робинзон добился многого и сделал важные открытия, которые он впоследствии привез на родину. Он приручил диких коз, научился делать сыр, посадил зерно и смог печь лепешки. Из доступных материалов он создал себе дом. Благодаря своим наблюдениям он внес большой вклад в научное освоение открытых им территорий. Также он поделился с соотечественниками истериями о быте туземцев и даже научил одного из них многому из того, что умел сам. Если бы Робинзон не отказался от прошлого ради неизведанного и таинственного будущего, он не смог бы стать первооткрывателем острова и многоопытным человеком, закаленным необычной судьбой.
  4. Иоганн Вольфганг Гете, «Фауст». М. Горький однажды сказал: «Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала». С ним трудно поспорить, ведь перемены положительно сказываются на развитии человека, а вот застой всегда чреват деградацией. Об этом писал и Иоганн Вольфганг Гете в пьесе «Фауст». Главный герой прожил всю жизнь в тесной каморке, изучая разные науки. Однако в конце своего пути он был глубоко разочарован поверхностностью своих теоретических знаний и недостатком жизненного опыта. Фауст осознал, что зря посвящал книгам все свое время и не удосужился проверить знания на практике, покинув храм наук. «Размешать» рутину ему помог Мефистофель после пари с Богом, благодаря которому Фауст получил еще один шанс и прожил совершенно иную жизнь. Он не только думал, но и делал. Все его знания нашли применение на практике, он получил опыт и понял смысл бытия — способствовать развитию цивилизации, помогая людям делом. Разнообразные впечатления встряхнули героя, поэтому он отыскал ответ на мучавший его вопрос, не прибегая к изучению книг.
  5. Грегори Дэвид Робертс, «Шантарам». Когда человеку необходимы перемены? Всем нам необходимо «встряхнуться» и начать все с чистого листа, если прежний путь завел нас в тупик. Так, герой романа «Шантарам», живя в Австралии, приобрел наркотическую зависимость и попал в тюрьму, поэтому решил измениться, убедившись, что жизнь пошла под откос по его же вине. Он сбежал из-под ареста и основался в Индии. Там он стал лекарем в трущобах и помогал людям бесплатно. Лин тратил все свои силы, борясь за здоровье бедняков и стараясь стать добродетельным и полезным для общества человеком. Ради этого он ежедневно претерпевал страдания и отказывался от комфорта, хотя давно мог позволить себе вырваться из трущоб. Но именно его добровольное самопожертвование поспособствовало духовному перерождению. Лин смог исправиться и найти счастье. Его пример учит тому, перемены необходимы нам тогда, когда мы убеждаемся в том, что сделали неправильный шаг.
  6. Борис Виан, «Пена дней». Стоит ли менять себя ради любви? Это чувство не оставляет нам другого выбора. Оно само по себе меняет нас и заставляет идти на подвиги самоотречения ради избранника. Например, так произошло в романе Виана «Пена дней». Колин женился на Хлое, но вскоре после свадьбы девушка тяжело заболела. Все благосостояние юноши, которого прежде хватало ему одному, стало стремительно таять, потому что его супруге нужны были лекарства. Автор аллегорически представил их в виде цветов, подчеркивая хрупкость и красоту героини. Колину пришлось отправиться на службу, где он страдал от вредных условий труда. Ему приходилось выращивать оружие, что истощало его собственный организм. Таким образом, из инфантильного и легкомысленного юноши Колин превратился в зрелого и ответственного мужчину, готового на все ради любви. Чувство к Хлое изменило его, и этот процесс вполне естественен: если человек не будет меняться в отношениях, как же он сможет сыграть новую социальную роль, став отцом или матерью? Изменения в данном случае необходимы.
  7. Эрнест Хэмингуэй, «По ком звонит колокол». Как революция влияет на положение в стране? Зачастую революционные события создают волну насилия и агрессии. Когда власть не устойчива, процветает правовой нигилизм. Эту закономерность подтверждают многие исторические романы, в том числе и «По ком звонит колокол». Главная героиня становится жертвой фашистских фанатиков, которые безжалостно избивают и насилуют девушку. Мария была дочерью успешного человека, имеющего власть в городе, поэтому ей мстили за привилегированное положение отца и ее финансовое благополучие. Фашисты в то время расправились не только с ней, но и с другими людьми, которые не разделяли их взгляды. Счет смертей шел на тысячи, ведь беззащитные женщины с детьми не могли дать отпора вооруженным бандитам. Самой Марии чудом удалось сбежать и примкнуть к партизанам. Этот пример доказывает, что революционные волнения ничуть не лучше войны: они также вредят обществу и стране.
  8. Виктор Гюго, «Отверженные». Может ли человек изменить свою судьбу? Ответ на этот вопрос зависит от готовности личности в переменам. Например, главный герой романа «Отверженные» твердо решил исправить свои ошибки и искупить грехи после того, как встретил доброту и понимание в мире, который ненавидел. Жана приговорили к длительному тюремному сроку только за то, что он украл еду для своей умирающей от голода семьи. В заключении он поклялся себе отомстить людям за унижение. Но когда он вернулся с каторги, то встретил священника, который спас его от повторного приговора. Когда Жана привели к нему с украденными у него же вещами, епископ выдал из за подарки и велел жандармам отпустить Жана. С тех пор каторжник изменил свое отношение к миру, что стало ключом к другим переменам: герой стал всеми уважаемым дядюшкой Мадленом, который помогал беднякам и способствовал развитию своего региона. Благодаря его промышленным открытиям сотни людей получили работу и достойные условия для жизни. Жан смог направить свою судьбу так, как захотел, потому что был готов трудиться для этого.
  9. Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц». Почему человеку нужно меняться? Отсутствие изменений порождает застой, который засасывает все лучшее в человеке и оставляет внутри него пустоту без мыслей, целей и желаний. Кроме того, свежие впечатления заставляют нас выстроить правильные жизненные ориентиры. Это доказывает пример из произведения «Маленький принц». Главный герой решил покинуть свою планету, чтобы увидеть мир и познать жизнь. Рутина и однообразие существования притупили его чувства и мысли. Только оказавшись на Земле, он понял, как любил Розу. Но, что важнее, он осознал, как она любила его, как нуждалась в его заботе. Маленький принц узнал, что такое дружба, ответственность, взрослый мир. Его кругозор расширился, как и эмоциональный диапазон. Теперь он был готов по достоинству оценить то, что имел, и с новыми силами взяться за переустройство жизни. Человеку нужно меняться, развиваться, не стоять на месте, чтобы понять мир вокруг и постараться улучить его.
  10. Майн Рид, «Всадник без головы». Как изменить свою судьбу? Для этого достаточно одного решительного шага — перемены места и занятия. Например, главный герой романа «Всадник без головы», будучи богатым баронетом, все же решил переехать в Техас и стать мустангером — человеком, который ловил и приручал диких лошадей для продажи. Эта непрестижная работа была сопряжена с риском и очень трудна, но зато Морис смог вырваться за пределы своего окружения и узнать новый мир. Он научился добывать деньги своим трудом, познакомился с интересными людьми и обрел множество полезных навыков. Вместо скучной обывательской праздности в холодном климате Великобритании он получил насыщенную жизнь, полную приключений и свободы. Он изменил свою судьбу, оставив прошлое позади и открыв для себя новую страну, работу и любовь.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *