Анализ ошибок ЕГЭ по русскому языку
Работы 2024 года проверены, а значит мы уже можем судить о том, какие темы вызвали у ребят наибольшие затруднения. Статистика показала, что задания 13, 14 и 15 были наиболее сложными для выполнения в прошлом году. Но не только эти забытые правила подвели участников. Все ошибки можно систематизировать и выявить основные закономерности, чтобы Вы могли учесть их в своей подготовке. Итак, выпускники часто совершают ошибки на ЕГЭ по русскому языку, связанные с несколькими основными аспектами.
Содержание:
Невнимательность к условиям задания
Одна из распространенных ошибок – неправильное прочтение задания или невнимательность к формулировкам. Например, в задании 24 нужно было выписать фразеологизм, но далеко не все его искали. От волнения или невнимательности ученики выписывают все что угодно, но не то, что требуется.
10)По пути домой меня сдержанно пожурили. (11)Хозяев, взрослых и детей, я поразила до глубины души: пришла в гости и уселась за книжку. (12)Но упрёки матери доносились откуда то со стороны, а во мне звучали стихи Корнея Чуковского. (13)Я запомнила «Крокодила» наизусть, почти целиком, и стала охотно рассказывать его другим детям, а то, что дословно не запомнила, рассказывала своими словам, может быть, даже своими стихами, — подобная вольность казалась мне тогда вполне допустимой.
Ответ: до глубины души или своими словами.
Это еще самый примитивные пример из ЕГЭ. Куда сложнее с сочинением ЕГЭ, там неумение понять текст и задание выливается в огромные балловые потери.
Слитно или раздельно?
Ошибки в написании слитных и раздельных форм, а также путаница в выборе правильных падежей, являются частыми. Печально известно задание 14. Оно и по предыдущему пункту проходит: требуется найти «слитно», а выпускники ищут «раздельно».
Задание 14: Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Моя лучшая подруга очень пунктуальный человек: она всегда приходит (НА)ВСТРЕЧИ (ВО)ВРЕМЯ.
2) (ОТ)ТОГО берега отошла лодка, которая (В)СЛЕДСТВИЕ сильного течения не смогла пристать к берегу.
3) Вера, которая была на (ПОЛ)ГОЛОВЫ выше сестры, всегда носила одну и ту же причёску: она зачёсывала волосы (НА)ЗАД.
4) Стены ТАК(ЖЕ), как и потолок, были (С)НАЧАЛА оштукатурены, а после расписаны художником.
5) Нельзя идти (НА)ПЕРЕКОР природе, ЧТО(БЫ) не сожалеть впоследствии о результатах.
Ответ: 35
Довести этот навык до автоматизма помогает «насмотренность». Больше читайте. Но материалы для чтения должны быть написаны грамотно, иначе они Вас только запутают. Очень часто активный читатель не может назвать правило, по которому пишет, но при этом избегает ошибок в письменной речи. Как? Он просто запомнил, что волосы зачесываются «назад», а идут чему-то «наперекор». Мозг запоминает многократные повторы, даже если не объясняет себе закономерность этого повторения.
Неправильная расстановка знаков препинания
Проблемы с пунктуацией встречаются часто. Это касается постановки запятых в сложных предложениях, при вводных словах, деепричастных оборотах и при перечислениях. В одном из заданий 17-21 70% выпускников делают хоть одну ошибку.
Вот пример 17 задания из ЕГЭ 2024 года:
Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В опере «Война и мир» (1) написанной Сергеем Прокофьевым (2) по роману Льва Толстого (3) есть сцены (4) оставляющие поистине незабываемое (5) впечатление: первый бал Наташи Ростовой, ночь в Отрадном.
Ответ: 134.
В этом задании особую сложность представляет деепричастный оборот (4), который обособляется на письме запятыми. Кроме того, выпускники запутались между 2 и 3 пропусками. Тут ответ легче найти, так как он ясен по смыслу: опера написана Прокофьевым по роману Толстого, оборот подчеркивает именно это обстоятельство.
Проблема с расстановкой знаков препинания не так страшна, как ее малюют. Есть один метод: попробуйте прочитать предложение про себя с выражением. Там, где Вы интуитивно ставите паузу, будет знак препинания, как правило. Конечно, есть исключения, но этот прием часто помогает развеять сомнения и выйти из ступора. Порой правила вспомнить тяжело, не то что применить.
Речевые и стилистические ошибки
В работе над сочинением нередко встречаются речевые ошибки: неправильно подобранные слова, тавтология, плеоназм. Это снижает оценку и качество работы. В развернутых ответах ученики часто увлекаются, растекаются мыслью по древу и выдают такие перлы, что проверка ЕГЭ становится сродни выступлению Михаила Задорнова. Посмотрите реальные примеры ошибок в сочинениях на ЕГЭ по русскому языку:
Сократить количество ошибок в этом разделе поможет набор клише и шаблонов для выражения своих мыслей в формате сочинения ЕГЭ. Также обратите внимание на виды связи между примерами-иллюстрациями. Пусть работа не будет самой оригинальной, зато таких перлов будет заметно меньше. Аргументы тоже лучше готовить заранее и пользоваться уже проверенными формулировками, к которым вопросов не возникнет. Чем больше практики, тем лучше, ведь если педагоги будут указывать на Ваши ошибки, то Вы научитесь обходить тонкий лед стороной. Есть золотое правило: не уверены? Не пишите! Замените сомнительный оборот (слово) чем-нибудь знакомым и ясным.
Орфографические ошибки
Выпускники часто допускают ошибки при написании словарных слов или не соблюдают правила правописания корней с чередованием, приставок и суффиксов. Например, в задании 7 можно встретить типичные ошибки на ЕГЭ по русскому языку:
более СТРОГО (более СТРОЖЕ); золочёные КУПОЛА (золочёные КУПОЛЫ); пара ПОЛОТЕНЕЦ (пара ПОЛОТЕНЦЕВ); с ПОВИДЛОМ (с ПОВИДЛОЙ, с ПОВИДЛО).
В таких случаях так и хочется спросить: «Где Вы слышали, чтобы пара полотенцев повидлой лакомилась? Ведь так не говорит никто!». Но нет, говорят, поэтому ошибки из не самой грамотной речи перекочевали в экзаменационные работы прошлого года. Чтобы улучшить свои навыки, читайте качественные материалы (книги, проверенные СМИ и блоги). А вот просмотр контента сомнительной языковой ценности следует отложить до лучших времен, иначе Вы примете чужие ошибки за нормы русского языка.
Ошибки в построении текста
Структурные ошибки в сочинении ЕГЭ проявляются в несоответствии между частями текста, неверном построении предложений, неудачном логическом переходе между абзацами. Часто нарушается композиция сочинения, когда вводная часть слишком коротка, а вывод не связан с основным тезисом. Избежать этого перекоса помогает структура сочинения ЕГЭ. По ней можно тренироваться писать эссе. Постепенно Вы сможете выстраивать свои мысли в порядке без особых проблем.
Рассмотрим пример:
Биография философа из Франции изобилует взлетами и падениями. Фамилия автора бессмертна в течении (конечно, е) веков (как эти два предложения связаны? Одно из другого не следует). Вольтер отправился в Великобританию писателем, возвратился из страны мудрецом (еще одна новая мысль, никак не связанная с предыдущими). Оставлен неопровержимый вклад в познание мира (кем оставлен? И опять новая мысль без связи с предыдущей). Мыслитель создал для поклонников занимательные (выбор слова неудачный, обратите внимание) повести, очерки и трагедии.
В процессе работы над сочинением учтите, что каждое предложение должно быть логически связано с предыдущим и последующим. Новая мысль — новый абзац. Непоследовательность в эссе является едва ли не главной проблемой выпускников. Из-за неумения структурировать свои мысли и внятно излагать коммуникативный замысел легко «завалить» сочинение. Поверьте, даже проверять такое нагромождение бессвязных фраз — это те еще хождения по мукам. А оценивать их как?
Чтобы решить проблему, задавайте самому себе вопросы от одного предложения к другому: что из чего следует? Как связаны оба высказывания? Что я хочу этим сказать? Как предложение помогает раскрыть тему? Только так Вы сможете увидеть, что мысли собрались в кучу, но никак не в сочинение на 22 первичных балла.