Краткая биография Добролюбова: жизнь и творчество

Николай Александрович Добролюбов был известным поэтом и литературным критиком в девятнадцатом веке. В своих рецензиях Николай Александрович проявил себя как последователь социально-политические идей. Добролюбов был прекрасным публицистом и литературным эстетом. В литературе он старался отстаивать принципы народности. Рассмотрим биографию Добролюбова поподробнее.

Детские и юношеские годы

Николай Добролюбов появился на свет в Нижнем Новгороде в 1836 году. Будущий критик воспитывался в семье священнослужителя. Семья была духовно развитой, и Николая с детства готовили к продолжению дела отца.

Сначала Добролюбов обучался в семинарии. Там он показал впечатляющие успехи в науках. Будучи совсем еще маленьким мальчиком, Николай уже писал стихи, а в 13 лет уже мог сделать переводы древнегреческих авторов. Педагоги отзывались о нем с уважением. Поэтому Николай решил попробовать себя в высшем учебном заведении. Отец возражал против этого, но умер, когда Николаю не было и 19 лет.

После семинарии он приступил к обучению в Педагогическом институте, расположенном в столице. Его привлекло полное содержание за счет казны, ведь своих средств у него не хватало.

1854 год стал для Добролюбова роковым. Потеряв обоих родителей и лишившись их влияния, он подверг сомнению то, чему его учили с детства. Увидев большой мир за пределами семьи и семинарии, он был поражен и вынужден пересмотреть свои взгляды на жизнь. Прежде всего, его скромность и кротость уступили место критической позиции и непримиримости. Николай Александрович критиковал сложившийся в те времена общественный строй. Несмотря на то, что в период обучения Добролюбов всегда показывал превосходные результаты, из-за вольнодумства он не смог получить золотой медали.

В студенчестве Николай Александрович создал тайное общество, куда вошли его соратники. Кроме того, была создана газета «Слухи», где пропагандировались антимонархические, антирелигиозные и антикрепостнические учения. Разумеется, начальство всячески пресекало такую активность студентов. Но Добролюбов не прекратил свои занятия и был лишен золотой медали.

Работа в журнале «Современник»

В 1857 году Добролюбов приступил к работе в журнале «Современник». Это во многом обусловлено знакомством литературного критика с Н.А. Некрасовым и Н.Г. Чернышевским. В известном журнале выходили стихотворения, фельетоны Николая Александровича, а также публицистические статьи других резонансных авторов. К ним примкнул и Добролюбов. Он, Д.И. Писарев и Чернышевский образовали молодую редакцию «Современника», которая вступила в полемику со «старой», которую представляли И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой. Поскольку молодые бунтари придерживались радикальных революционных взглядов, а их более зрелые коллеги — либерально-демократических, в редакции произошел конфликт интересов. В итоге редактор остался на стороне Добролюбова и Чернышевского, а Тургенев и Толстой покинули редакцию. Острая публицистика Добролюбова больше отвечала социальным запросам публики. Читатели давно устали ждать перемен, их хотелось более решительных действий и конкретных формулировок.

Как известно, рецензии Добролюбова были наполнены различными общественно-политическими высказываниями, которым была присуща особая острота. Автор в своих трудах совсем не боялся открыто призывать к революции. Не секрет, что статьи Николая Александровича, критикующие личность Николая 1, не были опубликованы при его жизни. Этого цензура никак не могла допустить.

Разумеется, статьи не могли полностью закрыть все финансовые нужды автора. Он параллельно давал уроки детям богатых дворян и читал лекции.

Работа в «Журнале для воспитания»

Одновременно с «Современником» Николай Александрович приступил к работе в «Журнале для воспитания». Однако здесь Добролюбов работал сравнительно недолго, всего лишь до 1859 года. Автор испытывал на себе гонения цензуры и постоянные запреты, поэтому ему было тяжело найти постоянное место работы.

По мнению Николая Александровича, просветительская деятельность была главной в его карьере. Она выражается в том, что критик публиковал различные исторические, философские и литературно-эстетические статьи. К наиболее известным статьям знаменитого критика относятся такие, как «О степени участия народности в развитии русской литературы» и «Первые годы царствования Петра Великого».

Также известно, что Николай Александрович работал по профилю, то есть был педагогом. В этой деятельности он тоже проявил новаторство и энергичность. В качестве наставника он разработал свою теорию, в соответствии с которой всегда преподавал. Так, Добролюбов резко критиковал подавление личности в детях, а также полную покорность ученика учителю. Николай Александрович негативно относился к теории «свободного воспитания», которой придерживался Лев Николаевич Толстой. Добролюбов говорил, что в ребенке необходимо воспитать единство слов и действий — принципиальность, которая поможет личности проникнуться идеями патриотизма и воплотить их на практике. Все уроки он предлагал сделать практическими занятиями, где главное место займет прикладное применение научной истины. Интересно, что Добролюбов с жаром отстаивал права женщин на равное образование и положение с мужчинами. Религию он хотел убрать из школы, а учебники — переделать так, чтобы они соответствовали передовым научным разработкам, основанным на фактах. Такова творческая биография Добролюбова в педагогике.

Деятельность литературного критика

Добролюбов получил известность в России как успешный литературный критик. Особенно насыщенным в его биография является период с 1859 по 1860 годы. Именно в это время Николай Александрович начал публиковать свои критические статьи о литературных трудах русских писателей. Так, например, Добролюбов создал статью «Что такое обломовщина?» о знаменитом произведении Ивана Гончарова «Обломов». Правда, его материалы не были литературной критикой в чистом виде, потому что главная их цель была не искусствоведческой, а политической. Каждая статья Добролюбова лишь формально была о литературе, а на деле продвигала идеи революции и подстрекала общество к ней. Каждую книгу он использовал в качестве иллюстрации для своих теорий. Разбор произведения подводил читателя к принятию социальной проповеди автора. В каком-то смысле он так и остался священнослужителем, но его философская основа стала другой.

В деятельности Николая Добролюбова можно заметить одну очень интересную особенность. Анализируя литературных персонажей, Николай Александрович опирался на свой собственный опыт, который он получил в жизни. По мнению Добролюбова, литература должна быть направлена на служение народу. Критик был сторонником принципов народности и реалистичности. А значит, книги должны быть достоверными, жизненными и актуальными. Читатель должен узнавать в герое себя. Литература должна отвечать на его сокровенные вопросы о себе и мире вокруг него. Как считал, Николай Александрович, именно в этом заключается главное предназначение литературного искусства.

Добролюбов использовал многие художественные приемы для того, чтобы выразить собственную критику. Среди них можно отметить пародию в прозе и стихах, иронию и так далее.

Последние годы жизни

Известно, что Николай Александрович болел туберкулёзом с детства, ведь жизнь духовного сословия в те времена нельзя было назвать особенно обеспеченной. Нуждаясь в самом необходимом, люди становились жертвами хронических болезней.

Литературный критик лечился за границей. Он создал здесь множество трудов. Однако улучшить свое здоровье ему не удалось. Когда Добролюбов вернулся в северную столицу, он прекрасно понимал, что жить ему осталось недолго.

За несколько дней до смерти Николай Александрович обратился к друзьям с просьбой, чтобы они сняли ему квартиру. Дело в том, что критику очень не хотелось беспокоить знакомых своим тяжёлым состоянием. Чернышевский был одним из самых преданных друзей Добролюбова. В последние минуты жизни Николая Александровича он был рядом с ним. Известного литературного критика не стало в 1861 году. Он умер совсем молодым, ведь ему было всего двадцать пять лет.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *