Краткое содержание произведения «Тупейный художник» по главам (Н. Лесков)
В произведениях он всегда стремился отразить свои взгляды на жизнь, обнажить сложности русской действительности и показать, как простые люди сталкиваются с нравственным выбором и социальными противоречиями. Широкую славу получил за такие работы, как «Левша», «Очарованный странник», «Заговорщики у нас во дворе» и «Душечка». Перед Вами мастер психологических и социальных исследований, талантливый писатель-реалист — Николай Семёнович Лесков! Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с кратким содержанием рассказа «Тупейный художник». Пересказ в сокращении по главам, конечно, не заменит оригинал, но позволит узнать основные события в кратчайшие сроки. Также Литрекон подготовил анализ книги по плану. Приятного просвещения!
Содержание:
- 1 Глава первая
- 2 Глава вторая
- 3 Глава третья
- 4 Глава четвёртая
- 5 Глава пятая
- 6 Глава шестая
- 7 Глава седьмая
- 8 Глава восьмая
- 9 Глава девятая
- 10 Глава десятая
- 11 Глава одиннадцатая
- 12 Глава двенадцатая
- 13 Глава тринадцатая
- 14 Глава четырнадцатая
- 15 Главы пятнадцатая-шестнадцатая
- 16 Глава семнадцатая
- 17 Глава восемнадцатая
- 18 Глава девятнадцатая
Глава первая
Автор посвятил книгу святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г. Как известно, 19 февраля (по старому стилю) 1861 года императором Александром III был подписан Манифест, упраздняющий крепостное право на территории России.
Повествование начинается с рассуждений автора. Художники для нас – это исключительно живописцы и скульпторы, которые имеют академическое образование, при этом остальные – это так. Например, Сазиков и Овчинников (чеканщики) — просто «серебренники». У остальных народов всё иначе, там художниками зовут всех, кто так или иначе является творческой натурой. В Америке это всё ещё шире: художниками звали даже людей, придающих ликам мёртвых «утешительные выражения».
У такого искусства три ступени: во-первых, спокойствие, во-вторых, возвышенное созерцание и, в-третьих, блаженство непосредственного собеседования с богом. Но у такого художника, хоть и имелась слава, случилась беда: был прибит камнями, так как перешел дорогу одному банкиру, которого недолюбливало общество за махинации. На Руси тоже был такой мастер.
Глава вторая
Город Орёл. Младшего брата автора нянчила бывшая крепостная актриса, спокойная дама пожилых лет, Любовь Онисимовна. Прежде, безусловно, была красивой девушкой, хотя и сейчас видны были тонкость и нежность в чертах лица. Правда, женщина злоупотребляла алкоголем. Горе раньше времени состарило ее.
Часто она брала с собой девятилетнего автора и его двухлетнего брата на одинокую простую могилу, что находилась на кладбище Троицы. Там и была рассказана история, где главным лицом был «тупейный художник».
Глава третья
Аркадий служил, как и Любовь Онисимовна, в крепостном театре, только вот её рабочей зоной была сцена, а он работал парикмахером и гримировщиком. Отличался от всех остальных, имел уникальные идеи, поэтому он и художник, а остальные – нет.
Было это в орловском театре графа Каменского, только вот автор не знает, какой именно граф, а их было трое. Но точно помнит, что все они те ещё «неслыханные тираны».
Само здание было серым и деревянным, очень страшным. Его было видно с могилки, поэтому старушка всегда показывала на него, а затем начинала свой рассказ.
Глава четвёртая
Аркадию Ильичу разрешалось работать только с актрисами, к мужчинам притрагивался исключительно по графской просьбе. Отличался он своей работой – пользуясь своей идейностью, мог придать любому лицу самые тонкие и разнообразные выражения. Был хорош Аркадий и внешне: умеренный рост, стройное телосложение, тонкие черты лица и глаза, как у ангела. Все его любили, даже граф, поэтому Аркадий брил и причёсывал только его. Этот же граф не разрешал Аркадию никуда выходить, даже в церковь.
И вот случилось, что бывает в молодые годы – Любовь и Аркадий полюбили друг друга. Конечно, это держалось в секрете, говорили при всех разве что намёками, так как на актрис накладывался «завет целомудрия».
Глава пятая
Любовь Онисимовна в тот момент находилась на пике карьеры и таланта: знала все трагические роли, пела попурри в хоре и танцевала первые па. И вот на представление в театр должен был прийти государь, из-за чего графом была приглашена вся знать.
Одна актриса пострадала, не смогла выйти на сцену, и её роль взяла Люба, получив разрешение режиссера: «Люба роли не испортит». За это ей граф вручил «камариновые серьги», что очень её расстроило – подарок означал, что Аркадию нужно подготовить девушку (выдать белую одежду, венок на голову, в руки дать лилию), а затем доставить к графу. Она должна была стать его любовницей. А Любовь Онисимовна мечтала совсем о другом. Она любила Аркадия.
Глава шестая
Аркашке тоже досталось: ему нужно было подготовить к вечеру графского брата, приехавшего из деревни. Он не брил лицо, да и оно заросло буграми… Тогда-то строго было – при государе нужно ходить в форме, бритым и с прической.
Мастеров, способных приводить мужчин в порядок, ценили, особенно Аркашку, умеющего придавать лицу достойный вид.
Глава седьмая
Брат этот себя запустил совсем. Был у него парикмахер, но из-за жадности он отпустил его в Москву по оброку. Когда брат приезжал в Орел, искал себе цирюльника, при этом говорил, что, если хорошо сделает свою работу – получит два золотых, а если плохо – ждёт его смерть, и клал два пистолета рядом с собой на поверхность стола. Но это он так пугал, ибо они были с пустым выстрелом.
Цирюльников было мало тогда, да и те были без фантазии и особо ничего не умели, потому и отказывались от преображения графского деревенского брата. Так и узнал он про Аркашку, отправился к брату. Граф и сказал, что как он может «одолжить» своего парикмахера, если сам слово дал: «Пока я жив, никого, кроме меня, убирать не будет». Каменский стал его уговаривать, а там и сказал, что ладно, так и быть, пусть хотя бы придёт «пуделя остричь». На том и договорились.
Глава восьмая
Граф приказал Аркадию пойти к брату, затем поскорее вернуться и приготовить Любу к трём ролям, а затем представить к нему святой Цецилией.
Парикмахер услышал это и, словно ничего не видя и не слыша, отправился к Каменскому.
Глава девятая
У Каменского уже всё готово: десять золотых лежат и пистолеты, но уже с черкесскими пулями. Сказал он Аркадию, что пса нет и не было, так что придётся стричь его, а сделает что-то неправильно – получит пулю.
Аркашка сделал всё шикарно, хоть и нельзя ему было никого стричь. И ответил он Каменскому, что пули не боялся, так как пока бы господин пистолет поднимал, получил бы лезвием по шее. Деньги взял и ушёл в театр Любу готовить. Ей шептать стал: «Не бойся, увезу».
Глава десятая
Представление шло прекрасно. Каменских сложно было отличить друг от друга, особенно после преображения второго.
Им ещё не было известно, что это сделал Аркадий, однако граф всё понимал и ходил бледный.
Глава одиннадцатая
Спектакль подошёл к концу. Любу одели в белое платье без рукавов, Аркадий шёл к ней, чтобы причесать и на голову закрепить венец обручем. Возле каморки стояли шесть человек – они должны схватить его, когда выйдет, и отвезти на мучения. Этого не произошло, так как Аркаша, зайдя в каморку, поднял стол и им вышиб окно…
Пришла в себя Люба, только будучи в санях. Рядом были Аркадий и ещё один, что лошадей погонял. За ними гнались. Аркадий и спросил, готова ли она умереть, если догонят. Любовь Онисимовна была согласна.
Там они выпали в снег, сам ямщик уехал. Так надо было. Теперь они в селе Сухая Орлица. Там есть священник, который венчает отчаянные свадьбы. Нужно ему вручить подарок, а он даст переночевать. Затем к вечеру с ямщиком нужно уезжать. Тогда все так скрывались от графа Каменского.
Глава двенадцатая
Пришли они к священнику. Аркадий сказал, что собираются они в турецкий Хрущук, где прячутся остальные беглые. Священник за пять червонцев согласился их обвенчать. Люба отдала матушке (жене священника) «камариновые серьги». За одежду и место попросил священник ещё червонец.
Стала матушка одевать Любу, в дверь постучались.
Глава тринадцатая
Священник их спрятал. Вошли семь графских охотников и дворецкий. Священник стал креститься да жестами показывать, где спрятана Люба, затем, где ключ лежит. Там и Аркаша показался.
Люди священника не тронули, этих двоих в сани посадили и повезли.
Глава четырнадцатая
Сани с Аркадием скрылись. Любу водили с допроса на допрос. Там и говорила им, что с Аркашкой ни минуты наедине не провела. Затем пошла в каморку и стала плакать.
Граф решил терзать Аркадия прямо под её покойцем. Бросилась к нему, а там заперто. Обвила свою шею косой и едва руки на себя не наложила. Чтобы не доставаться графу и не слышать мучений жениха, Люба была готова пойти на смерть. Но ее спасли, а граф не стал неволить девушку, ведь подумал, что она тронулась умом. Зато он решил ее наказать за своеволие: разжаловал из актрис в скотницы.
Затем Люба очнулась в телячьей избе при графском доме. Новая работа была самой тяжелой и неприятной.
Главы пятнадцатая-шестнадцатая
Отправили её туда, так как посчитали сумасшедшей, а всех сумасшедших всегда там оставляли и испытывали. За Любой смотрела добрая старуха Дросида. Поведала та, что с ней то же было в её годы.
Старуха рассказала, что Аркадий удосужился такой милости от графа, которую не получал никто – так как был любимчиком, да ещё и не побоялся братских наганов, отправили его в полковые сержанты на войну, и теперь над ним царская воля.
Прошло с тех пор три года. Люба жила в избе с телятами при старухе Дросиде и каждую ночь ей снилось, как Аркашка на войне сражается. Так и жила она, пока в окно камень с бумажкой не прилетел.
Сначала подумала, что кто-то ошибся, но потом решила прочитать и не поверила своим глазам…
Глава семнадцатая
Письмо оказалось от Аркадия. Дослужился он до чинов и благородных званий, остановился в Пушкарской слободе на постоялом дворе – нужно ему раны вылечить. На все полученные деньги, а это пятьсот рублей, хочет выкупить Любу у графа.
Любовь Онисимовна письмо сожгла и стала ночами молиться за Аркадия, так как боялась, что если он и приедет её выкупать, то граф станет его бить и относиться как раньше.
Глава восемнадцатая
Утром Люба вывела телят на улицу под солнце и услышала, что народ куда-то следует и меж собой люди разговаривают. Спросила у навозника Филиппа, что же произошло?
Он и рассказал, что ночью был зарезан офицер в Пушкарской слободе ради пятисот рублей. Так и нашли его в крови и с деньгами.
Да, это был Аркадий Ильич… Именно на его могилку водила старушка автора и его брата.
Глава девятнадцатая
После рассказа она достала пузырёк и помянула «тупейного художника», затем сказала, кто же его тут земле передал. Это губернатор. Солдаты стреляли своими ружьями, когда опускали гроб в яму – офицера же хоронят.
В следующем году палач этому душегубу, убийце Аркадия, дал кнутом сорок и три раза. Выжил он после такого, на удивление. Так и пошёл на каторжную работу клеймённым.
Любовь Онисимовна была на погребении, как и остальные театральные – по велению графа. Потом как-то домой вернулась. Там ей Дросида пузырёк дала и заставила выпить, на следующий день тоже выпила… не могла без этого спать. Затем себе флакончик завела и стала винцо покупать. Затем попросила автора не говорить про флакончик маме, так как «простых людей ведь надо беречь, простые люди всё ведь страдатели».
Это были ужасные и раздирающие душу поминки.
Автор: Анастасия Александрова