Краткое содержание рассказа «Запечатленный ангел» (Н.С. Лесков)
Он начал печататься достаточно поздно – в 25 лет. Использовал множество псевдонимов. Был мастером анализа социальных явлений своего времени. Сочетал реализм с фантастическими элементами. Его язык богатый и красочный, и он искусно использовал различные ритмы и риторические фигуры для создания уникальной атмосферы своих произведений. Один из наиболее уникальных и заметных писателей русской литературы XIX века – Николай Семёнович Лесков. Многомудрый Литрекон уже познакомил Вас с такими произведениями писателя, как «Зверь», «Однодум», «Тупейный художник», а сегодня предлагает прочитать краткий пересказ рождественского рассказа «Запечатленный ангел». В сокращении книга не заменит авторского первоисточника. После ознакомления обязательно прочитайте оригинал и почувствуйте волшебную атмосферу чего-то возвышенного. Приятного просвещения!
Содержание:
Часть первая
В одной избе 31 декабря (канун Васильева вечера) из-за жесточайшей пурги очутились в одной куче представители разных сословий и народов – дворяне, купцы и крестьяне, русские, и мордва, и чуваши.
Хозяин, который не рад был всей это толпе, уж было собирался спать, как в окно постучали. Восемнадцать человек, извозчики, просились в дом, так как прозябли и хотели хотя бы обогреться. Он их не впустил, из-за чего один из тех, кто уже в доме лежал под медвежьей шкурой, стал его осуждать. Откликнулся какой-то рыжий мужчина с бородкой и сказал, что хозяин поступает правильно. Так и стали говорить.
Выяснилось, что рыжачок видел ангела, «он меня руководствовал». Мужчина начал свою повесть сказывать, священную и даже страшную, стоя на коленях.
Часть вторая
Рыжий мужчина — «дальний», каменщик и рождён в старой русской вере. Сирота, из-за чего с юных лет работал в разных местах при артели Луки Кирилова – прекрасного человека, приумножившего хозяйство своего отца; рядчика, наставника по вере и промыслу. Иконы были у него самые разные, каких не видно ни у кого теперь, так как никто нынче такие не пишет.
Больше всего ему у Луки нравились 2 иконы: одна с пресвятой владычицей, вторая с ангелом-хранителем – неописуемые! Вторую Кирилов всегда при себе носил, на груди. Из-за чего казалось, что впереди всех всюду ангел предшествовал.
Никто и подумать не мог, что в один момент можно лишиться этой самой святыни.
Часть третья
Пришли они как-то в один город для постройки моста через реку, расположились на левом берегу. Всюду храмы, монастыри с мощами, деревья и сады – прекраснейшие пейзажи богоданной природы.
Так и отстроили себе там небольшой временный городок на сваях. Занялись работой. Староверам очень нравилось в этом месте, так как не было никаких гонений от городского начальства, уездных и попов. Окружающие люди тоже претензий не высказывали, а иностранцы только вежливо интересовались.
Вот и прошло три года. Выяснилось, что есть два человека, ковач Марой и счетчик Пимен Иванов, – «два сосуда избрания Божия к нашему наказанию».
Часть четвёртая
Марой этот умел работать с английской сталью, а Пимена держали для работы, которую обходили стороной староверы, – отправка паспортов и денег почтой, разговоры с чиновниками.
И вот начинает про мастерство Мароя ходить слава. Пимен на этой почве заводит разговор с женщиной, являющейся женой немаловажного лица – просит она староверов вымолить ей дочь, так как три сына у неё уже есть. Иванов берёт с неё за это десять рублей и обещает передать просьбы, но, конечно же, этого не делает. Через какое-то время у барыни рождается дочь, она начинает ещё сильнее верить в староверов, отчего просит Пимена дачу от мужа – и это тоже исполняется. Так в итоге идёт заказ за заказом.
Часть пятая
И вот в какой-то раз барыня просит Пимена, чтоб староверы помолились за мужа – нужно, чтобы именно он в командировку поехал. Так и вышло, из-за чего она захотела сама «святыне пославословить». Пимен и испугался. Пошёл староверам рассказывать об этом.
Иконы со стен были сняты, достали они кое-какие заменные ставки. Барыня и стала спрашивать, где найти у них чудотворного ангела – а нет такого, как они ответили. Напоили её чаем и отправили назад. Иконы вернули и собрались спать, но спать в ту ночь не хотелось…
Части шестая и седьмая
Утром все стали собираться на работу. Рыжий мужчина, Марк Александров, заметил, что Луки Кирилова не было – вернулся он и вовсе в восьмом часу.
В обед от Михайлицы Марочка (так она по-матерински называла рыжего мужчину) узнал, что «сею ночью ангел-хранитель сошел».
Ночью она спала, приснился ей сон с петухом, кричащим «Аминь». Так она проснулась и услышала звуки копыт – подумала, что забыли дверь закрыть, кто-то вошёл. Стала будить Луку, тот не просыпается. Вдруг визг, Кирилов подскочил и стал смотреть, а там и замер. Михайлица свечку зажгла и увидела, что на иконе ангела нет, а сам он на полу лежит.
В это же время к ним пришёл солдат и стал спрашивать, где Пимен. Сам он тоже явился.
Тот барин, за которого нужно было молиться, взял взятку от жидов, дал им печать, чтоб помочь с ревизией, а те его и обманули. Теперь деньги понадобились барину. Боярыня стала просить деньги у Пимена, так как думала, что староверы – люди богатые, но не тут-то было.
Из-за этого Лука Кирилов и вернулся так поздно в плохом настроении.
Части восьмая и девятая
И вот пришли в дом солдаты, Мароя связали, а иконы стали срывать со стен и опечатывать. Зашёл и Лука, стал говорить, что раз надо иконы забрать, то пусть забирают, но портить-то их зачем – отеческое художество ведь. Не послушали его.
Стали староверы грустить, а после придумали план: проследить, куда денут иконы, а потом выкрасть их любой ценой. Выбрали для этого дела отрока Левонтия.
Выяснили они, что все иконы были брошены в подвал, а архиерей, хоть и против был такого дела, заприметил «нашего запечатленного ангела» и попросил поставить у него в алтаре. Так они поняли, что его украсть будет невозможно, но можно попробовать подкупить слуг и подменить икону на копию. Единственной проблемой было найти мастера, способного нужной краской исполнить надлежащую копию – строгановскую, а это сложно, так как нынче красок нет и художников не найти.
Англичанин Яков Яковлевич и его жена после долгой беседы растрогались и дали деньги на поиски изографа (то есть иконописца). Марочка и Левонтий отправились в путь.
Часть десятая
Так они побывали в Клинцах, Злынке, Орле, а там уж и в Москве. Там, конечно, изографы отыскались, но совсем не те, что нужны были. Всё равно стали изучать работы, но Марочка ходил один, а Левонтий всё дома оставался – в итоге выяснилось, что боялся он соблазна, так как везде едят, пьют и «нескладный вещи о святыне говорят». И хорошо, что в один из вечеров отрок не пошёл за иконами, так как обманула одна шайка Марочку – подсунули за сорок рублей адописную икону (под окладом или другими частями иконы находились изображения дьявола).
После отправились они из Москвы в нижегородские земли на поиски изографа Севастьяна. Вроде и натыкались на его след, но найти не могли. Так Левонтий и приболел. Рядом с ними, в лесу, послышался треск. Марочка вскочил на дерево и достал саблю. Вышел к ним старичок, поднял больного Левонтия и загрузил его вязанкой дров.
Часть одиннадцатая
Дошли они до каких-то ворот, отворил им «суровый-пресуровый грубитель» и оттолкнул старичка. Тут до Марочки дошло, что этот старичок есть анахорит Памва безгневный. Уложил он их спать, но Марк спать не собирался, так как боялся, что утром им с Левонтием не поздоровится, поэтому нужно будет сразу бежать. Однако всё-таки уснул.
Утром Марочка встал, послушал Памву, а там пошёл за Левонтием. Выяснилось, что он умер. Марочка и ушёл. Не помня дороги, удрученный герой оказался в одном селе, где и нашёл изографа Севастьяна.
Части двенадцатая и тринадцатая
Вернулся домой Марочка уже с изографом. Яков Яковлевич засомневался в умениях Севастьяна, так как у того были большие и чёрные руки. Так попросил он изографа для проверки нарисовать икону для жены в древнерусском роде. Севастьян выполнил работу и назвал «Доброчадием», а затем принёс англичанину. Все были в восторге, заплатили двести рублей и попросили в перстень скопировать портрет. Изограф отказался, так как это унизит его художество.
В то время уже была зима, стояло Спасово рождество, но при этом погода была совсем не зимней. Так Яков Яковлевич и сказал, что завтра привезёт сокровище. Староверцы и обрадовались.
На следующий день все надели чистые рубашки, ухаживали за изографом, а он сам всё приготовил для изготовления копии иконы. Прибыл англичанин и передал им белый платочек. Но оказалась там не икона, а лишь одна басма серебряная с нее. Стали упрекать Якова, но тот, уже устав от этого долгого дела, разозлился и сказал, что они сами не знают, что им нужно. Севастьян же стал объяснять, почему именно подлинная икона нужна. Англичанин и выгнал их.
Через какое-то время Яков Яковлевич сам предложил Луке украсть икону. План был таков: он с изографом под видом злотаря едет в монастырь, там они смотрят для икону будто для ризы, затем дожидаются настоящую ризу, Севастьян в шинели идёт на праздничное служение, забирает икону, заворачивает в шинель и отдает «нашему человеку», а после они вставляют подделку.
Часть четырнадцатая
Начали они исполнять план. Изограф по переводу иконы сделал копию, злотарь прислал новый оклад. Теперь же началась самая сложная часть плана.
Утром, после первого удара колокола, три человека – Марой, Лука и Марочка – в ладье отправились к монастырю. Дело вышло удачно, икону получилось забрать.
Уже дома изограф положил две иконы рядом и стал копию делать ещё более похожей на настоящую. Только печать на лик ангела не наложил – рука не поднималось. В дом ворвалась жена англичанина и стала возмущаться, почему они всё ещё не закончили, а затем сама ставит печать в нужное место. Лука с иконой бросился через реку переходить, так как пора было её возвращать. Вокруг него появляется свечение и охрана ангелов.
Часть пятнадцатая
Архиерей совершал всеощную и не подозревал даже, что происходит у него под носом. Англичанин стоял неподалёку, а Марой, который должен был представиться вором, стоял под окном и ждал нужного момента.
Наконец пришёл Лука и передал через окно обе иконы, но вот беда – печатей нет. Так бросился он к архиерею с повинной. Тот его прощает и говорит, чтоб был готов на следующий день принять пречистое тело Христово.
Лука и рассказал об этом староверам. Марочка же сказал, что он после встречи со старцом Памвой был готов объединиться верой со всей Русью.
Часть шестнадцатая
На этом рассказ рыжего мужика закончился. И всем было всё понятно и вполне объяснимо, кроме пропажи печати с нового ангела. Но потом выяснилось, что жена англичанина не решилась ставить печать на лико ангела, потому поставила на бумажку, а затем подвела её под края оклада. Лука же нёс их неосторожно, печать спала.
Так и прошла Васильева ночка. Мужик Марк поздравил всех с новым годом и сказал: «простите, Христа ради, меня, невежу!».
Автор: Анастасия Александрова