Краткое содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и отзыв для читательского дневника (Н. А. Некрасов)
Многомудрый Литрекон очень старался до предела сократить пересказ для читательского дневника, но при этом не хотел упускать важные детали, которые наверняка спросят на уроке. Именно поэтому основные события изложены точно, но лаконично, ведь сюжет у Некрасова наполнен разнообразными отступлениями и байками, которые тоже нужно было в сокращении изложить. Приятного прочтения!
(1328 слов) Семеро крестьян собрались и заспорили, кто на Руси живет счастливо? Версии были таковы: попу, помещику, боярину, купцу, государеву чиновнику или самому царю. Так и не разобрались герои в этом вопросе, но ночь застала их за спором, поэтому они остались в лесу на ночлег. Там же один из них поднял упавшего из гнезда птенца, и его мать в обмен на жизнь дитя указала мужикам, где найти скатерть-самобранку. Тогда странники решили, что не вернутся домой, пока не найдут ответ.
Далее перечисляются встречи, в ходе которых герои выясняли правду. Поп оказался несчастным, потому что его благосостояние зависит от прихожан, и если они бедны, то и он небогат. Почета он тоже не имел, ведь попов всегда не любили в народе, всячески высмеивали и сторонились. Покой ему только снился, потому что люди умотают и рождаются и ночью, и в праздник, а ему нужно поспеть всюду. Так и ушёл старик, не оправдавший надежд странников.
Пройдя пустое село, прибыли они на ярмарку, где и собрался весь народ. Люди нарядились, развеселились и пошли в пляс. Везде были торговые палатки, балаганчик, кабаки. Один крестьян Вавила горько жаловался, что все пропил, и теперь ему не на что купить подарки родне. Но особенно его волновало, что внучка окажется без новых сапожек. Не мог ей в глаза посмотреть. Но его выручил один барин, дал денег. Все его уважали, и мужики узнали, что он со всеми здесь общается, чтобы записывать народные выражения.
Сами мужики решили погулять на ярмарке, посмотреть танцы и веселье, а потом стали свидетелями того, как пьяный народ идёт обратно домой. Люди были безобразно пьяны, некоторые засыпали прямо в ямах. В хмельных песнях они изливали тоску. Несчастные женщины ждали дома пьяниц-мужчин, которые дрались и горланили пахабные куплеты. Тогда тот самый барин (Павел Веретенников), который дал денег крестьянину на сапоги внучке, стал возмущаться, почему они так много пьют. Тогда один из них ответил, что так работники забывают о своих горестях. Их работа так тяжела и плохо оплачиваема, что им необходимо топить усталость в вине. Иначе они не выдержат нагрузки и сломаются, а им ещё семьи кормить. Он саркастически добавляет, что господам не приятно смотреть, как люди пьют, зато на их работу, когда мужики проливают кровь и пот, все рады полюбоваться. Так говорил погорелец, который потерял избу и все сбережения в ходе пожара, потому что спасал не деньги, а любимые картинки, развешанные по стенам.
Видя, как крестьяне идут к семьям, вспомнили мужики, что им надо быстрее найти счастливца. Развернули они скатерть самобранку и начали людям предлагать стопку водки, если они аргументируют свое счастье. Но ответы простого люда говорили не о счастье, а о нищете народа: они считали себя везунчиками, если были живы и сыты, а большой урожай репы воспринимался каким-то чудом. Напрасно герои извели водку, зато услышали историю про Ермила Гирина. Этот человек однажды решил выкупить мельницу, на которой работал, но купец специально заставил его назвать сумму, которой у него не было при себе (купец хотел выиграть аукцион таким способом). Тут он обратился к народу и попросил, чтобы все ему по копейке дали, и набрал все необходимые деньги. Потом он честно роздал всю сумму людям. Ему верили, ведь когда-то он занимал важный пост, но не удержался и отправил в рекруты другого человека вместо своего брата. Однако честность взяла верх, он признался всенародно в обмане и исправил свою ошибку. И все же его нельзя было назвать счастливым, несмотря на доверие сограждан. Теперь он сидел в тюрьме за то, что его обвинили в подстрекательстве к мятежам крестьян.
Потом мужики встретили помещика, который тоже стал жаловаться на судьбу. Старые порядки гарантировали ему богатство и беспрекословное подчинение крестьян. Но после отмены крепостного права он остался ни с чем: преуспевающие хозяйства всюду начали мельчать и разоряться. А ведь дворяне больше ничего не умеют, их навыки рассчитаны только на паразитирование за счёт работы крепостных. Он сетует на то, что не был готов к подобным переменам, как и большинство помещиков. Кроме того, он указал на зависимость мужика от барина: если раньше народ был в узде, все споры и проблемы решались хозяином, то теперь люди распоясались, ничто не мотивирует их трудиться и вести себя прилично. Словом, его теперь точно нельзя назвать счастливым, и мужики пошли искать дальше.
Набрели они на село, где крестьяне работали на сенокосе. Их удивило, что они претворяются перед барином, что все еще крепостные. Оказывается, наследники старого дворянина испугались его гнева после отмены крепостного права и решили разыграть комедию, будто реформу отменили, чтобы старик оставил все свои богатства им. Они подговорили крестьян и обещали им выдать за обман заливные луга. Теперь у работников было два старосты: Клим (шутник и балагур – перед барином) и Влас (деловой и хозяйственный мужик, которые ведет диалог с путниками). Перед странниками разыгрался спектакль: люди выстроились перед «хозяином» и его родней, а старый барин начал говорить, что вовек им принадлежать ему, ибо так должно быть. Тут кто-то рассмеялся, и начал старик искать виноватого, чтобы высечь. Выручила кума Клима, бросившись в ноги барину и сказав, что это ее сын-недоумок шалит. Все посмеялись.
Решили герои искать счастливицу среди женщин. Указали им на Матрену Тимофеевну. Оказывается, ее так прозвали, потому что однажды она пошла просить губернатора не брать мужа в рекруты и родила прямо в его доме при его жене. Елена Александровна из жалости выручила ее супруга, и это стало местным воплощением счастья.
История Матрены печальна: она родилась в хорошей семье, но у мужа ее плохо приняли. Работала она как вол, но все домочадцы осыпали ее упреками и даже били. Только дед Савелий жалел ее, ведь когда-то он и его товарищи были в таком же плену ненависти и корысти. Управляющий их имением довел их до полной нищеты, и они закопали его живьем, за что Савелий получил срок на каторге. Однако и он вскоре ушел из дома в монастырь, ведь недосмотрел за первенцем Матрены, и Демушку съели свиньи. Он пошел отмаливать грех, а женщина с трудом восстановила силы и, в конце концов, простила его. Потом она стала охранять детей как волчица и даже приняла телесное наказание за второго сына, который упустил овцу (он пожалел волчицу, которой нечем было кормить детей). Когда мужа несправедливо призвали в армию, в его доме ее и детей вовсе перестали кормить, ведь защитника больше не было. Поэтому она, отчаявшись, пошла тогда к губернатору (о чем Литрекон уже написал выше).
Пришли мужики обратно в деревню к Власу, где наследники к тому времени уже лишились старого барина и обманули крестьян, не дав им положенной земли. Там решили они все вместе кутнуть. Стали люди говорить о Якове-верном, который хорошо и честно служил одному вздорному барину. Однажды хозяин, узнав о намерении племянника Якова жениться на местной красавице, отправил парня в рекруты, и Яков затаил обиду, но не мог отказаться от службы, потому что в этом был смысл его жизни. Тогда он привез параличного барина на коляске в лес и повесился. Так и провел помещик всю ночь возле трупа.
Потом пошла беседа о Кудеяре: был такой разбойник, много убивал и грабил, но раскаялся и пошел замаливать грехи. Сказал ему Бог: когда срубишь ножиком дуб в три охвата, грехи уйдут. Пока герой пилил дерево, приехал еще больший грешник пан Глуховский. Он сказал, что совесть его не мучает. Тогда разозлившийся Кудеяр убил его, и дуб упал.
Затем говорили о крестьянском грехе Глеба, который за деньги предал своих и избавился от завещания адмирала, где говорилось о том, что он всех отпускает на волю. Все загрустили от такой подлости.
Но пришел семинарист Гриша Добросклонов и всех утешил, ведь грех этот ни на ком не отражается, так как был уже давно-давно. Теперь же время честное и свободное, всем волю дали. Все развеселились и продолжили пир, а потом Гриша, его брат Савва и их пьяница-отец пошли домой.
Напоследок автор рассказывает о судьбе Гриши, единственного счастливца на Руси. Жил он в нищете с пьяницей-отцом и семинаристом братом. Если бы не доброта жителей, давно бы от голода умер. Его мать еле выкормила их и рано ушла в мир иной, оставив в память о себе песню «Голодную». Ее Гриша хотел заменить на новые песни о свободе и счастье. Это он и делал, сочинив песню «Русь», где прозвучала его уверенность в величии и светлом будущем России. Но странники так и не узнали, что именно он – тот самый счастливец.
Отзыв (213 слов): Поэма «Кому на Руси жить хорошо» произвела на меня сильное впечатление, ведь в ней так красочно описано горе народное, что невольно хочется сопереживать каждому герою. Она заставляет задуматься о том, как важно каждому из нас способствовать формированию правового государства и гражданского общества, где будет невозможна подобная несправедливость.
Главная мысль произведения, по моему мнению, заключается в том, что Россию ждет великое будущее и процветание, если народ осознает, что такое счастье? Когда каждый человек думает лишь о своем благе, страну обуревает смута, неизбежны конфликты угнетателей и угнетенных. Но если все люди начнут трудиться над всеобщим преуспеянием, тогда Русь заживет, наконец, достойно. В этом и есть счастье – в глобальной и важной для общества работе, которая поможет каждому из нас найти себя в любимом и полезном деле. Жажда личной наживы, эгоистического потребления ведет в никуда, что вполне доказала нам история нашего государства: вчерашние хозяева жизни в одночасье растеряли свое богатство и стали несчастнее самих крестьян. А все потому, что ни рабы, ни господа не понимали, зачем жить и как познать радость жизни. Гриша понял, поэтому автор и сделал его счастливым. Его пример учит нас искать смысл бытия в честном труде на общее благо.
Мне очень понравилась эта книга, ее я порекомендовал бы всем людям, которые хотят обрести предназначение и испытать то самое «счастье», о котором пишет автор.
Ярмил ГИРИН, а не Вырин,литераторы блин
Спасибо, блин исправил свой недочет и впредь будет внимательнее)