Краткое содержание рассказа «Телеграмма» (К. Паустовский)

Многомудрый Литрекон предлагает Вам узнать основные события трогательного рассказа Константина Георгиевича Паустовского «Телеграмма», данные в сокращении. Краткий пересказ поведает читателю сюжет истории о Катерине Петровне – одинокой старушке, которая доживает свой век в маленькой деревушке, мечтая лишь о том, чтобы ещё хоть раз увидеть любимую дочь.


(595 слов) В селе Заборье, в стареньком доме, живёт в одиночестве маленькая старушка Катерина Петровна. Жилище её, отстроенное когда-то отцом-художником, находится под покровительством местного музея, однако в деревне нет человека, с которым старушка могла бы обсудить живопись или поделиться воспоминаниями своей юности. Помочь к ней приходят разве что соседская девчонка Манюшка да сторож Тихон, с малых лет помнивший её отца и проникшийся к тому уважением.

Из родных у Катерины Петровны осталась только дочка Настя, которая последний раз навещала мать три года назад. Проживает девушка в Ленинграде, где работает в секретариате Союза художников. Понимая, что у дочери много дел, Катерина Петровна писала ей не часто – не хотелось досаждать. Но без мыслей о любимой дочурке у старушки не проходило и дня. Да и Настя редко радовала маму письмом, переводя той раз в пару месяцев двести рублей, каждый раз с одинаковой припиской о том, что из-за крайней занятости не успевает даже нормальное письмо составить.

В одну промозглую октябрьскую ночь Катерине Петровне вдруг послышался стук в калитку. С трудом выйдя из дому и никого там не обнаружив, старушка пишет дочери письмо с просьбой приехать. Катерина Петровна понимает – дни её подходят к концу.

Настя получает материно письмо, находясь на работе, и, ещё не прочтя, испытывает неоднозначные чувства: она, с одной стороны, рада, что мать жива, а с другой – ощущает немой упрёк. Прочесть письмо девушка решает после работы – нужно идти к молодому скульптору Тимофееву, который жалуется на невыносимый холод в мастерской. Придя к художнику и выслушав его недовольства, девушка просит мастера показать выполненную им скульптуру Гоголя. Взглянув на работу, Настя содрогнулась:

«А письмо-то в сумочке нераспечатанное, – казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх ты, сорока!»

Оставшись под впечатлением от творчества юного скульптора, Настя решает ему помочь и договаривается о выставке. По возвращении домой девушка вспоминает о полученном письме. Прочтя его, Настя решает, что новые заботы не позволяют ей сейчас куда-либо уезжать, и убирает письмо в ящик стола.

Спустя две недели нелёгкой подготовки экспозиция состоялась. В вечер открытия выставки Настя получила много слов благодарности от художников за «заботу о человеке», а раздавшиеся в её честь аплодисменты растрогали девушку до слёз. И только один проницательный взор весь вечер не давал ей покоя: с осуждающей усмешкой устремился на неё взгляд скульптурного Гоголя.

Во время выставки Насте передали короткую телеграмму из села Заборье: «Катя помирает. Тихон». Не сразу поняв, о ком идёт речь, девушка смяла телеграмму и продолжила слушать речи художников, но вскоре торопливо оделась, выбежала на улицу и, примостившись на лавочке в сквере, разразилась горькими слезами. Она вдруг осознала, насколько сильна и исключительна материнская любовь, насколько она незаменима. Девушка тут же помчалась на вокзал и, с трудом достав билет на поезд, в тот же вечер отправилась в путь.

Тем временем Катерина Петровна уже десятый день не поднималась с постели. За ней всё также присматривала Манюшка, не отходившая от старушки уже которые сутки. Пришёл и Тихон, который, желая ободрить старушку, написал телеграмму якобы от Насти об её скором приезде. Поблагодарив его «за доброе слово, за ласку», Катерина Петровна отвернулась к стене и уснула навсегда.

На следующий день состоялись похороны, на которые собрались местные ребята и старухи. На дороге похоронную процессию случайно встретила молоденькая учительница, приехавшая преподавать в сельскую школу. Вид старушки в гробу напомнил ей о собственной матери, такой же маленькой, седовласой, не оставляющей забот о любимой дочери. Девушка тихо присоединилась к идущим за гробом, а после, на кладбище, аккуратно поцеловала сухую ручку Катерины Петровны.

Настя приехала в село только спустя два дня после похорон и, проплакав целую ночь в опустевшей комнатке Катерины Петровны, крадучись уехала обратно, ощущая на душе тяжкую вину, которую кроме мамы никто с неё снять был не в силах.

Автор: Екатерина Вельмакина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *