Аргументы из романа «Отцы и дети» для итогового сочинения

«Отцы и дети» – роман известного русского писателя Ивана Тургенева. Этот автор творил в эпоху расцвета критического реализма, и потому для его произведения характерны особая обличительная сила и глубокая социальная проблематика. Среди множества тем и вопросов, затронутых автором, каждый читатель «Отцов и детей» почерпнет для себя что-то значимое и интересное. Сюжет этого романа в том числе может помочь в поисках аргументов для итогового сочинения. Многомудрый Литрекон делится своими идеями. Приятного просвещения!

Конфликт отцов и детей: возможна ли гармония?

Конфликт поколений – вечная социальная проблема, не имеющая однозначного решения. Дети извечно отрицают опыт отцов и часто в штыки воспринимают их советы, стремясь жить исключительно по собственным понятиям и принципам. В радикальной форме конфликт отцов и детей освещён в одноимённом романе Ивана Сергеевича Тургенева. Два противоборствующих лагеря в произведении получили выражения в образах Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. На идеологических спорах этих двух персонажей зиждется социальный конфликт романа. Кирсанов – англоман и эстет, приверженец аристократии, который ставит во главу угла и свято чтит «принсипы». Евгений Базаров – молодой нигилист, его полный антипод и идейный противник. Он исповедует взгляды, близкие к анархическим идеям Михаила Бакунина: «Мы должны разрушать, только разрушать, не думая о творчестве, — творить – не наше дело». Кирсанов и Базаров так и не приходят к разрешению их бурного конфликта. Противоречия двух лагерей непримиримы, диалог невозможен, ведь времена меняются, как и люди. Новые обстоятельства жизни порождают новые взгляды, которые контрастируют с прежними, за счет этого происходит развитие цивилизации.

Однако в этом же романе есть несколько иной пример взаимоотношения поколений – взаимодействие Аркадия Кирсанова, племянника Павла Петровича, с его отцом, Николаем Петровичем Кирсановым. Между ними также есть недопонимание, конфликтная ситуация, однако она лишена агрессии и непримиримости. Николай Петрович – мягкий и безответный старик, отпускающий наследника в свободное плавание и ни на чём не настаивающий. Аркадий – такой же мягкий и податливый юноша, лишённый собственного мнения и всецело поглощённый влиянием Базарова и его взглядов. Однако в финале отец и сын приходят к единению благодаря внутренней готовности к диалогу и уступкам. Аркадий женится и принимает социальную роль своего отца, становясь обыкновенным, но твердо стоящим на ногах помещиком средней руки. Он забывает о новых идеях и стремится продолжить дело предков, приняв традиционные ценности за моральный ориентир.

Как достичь взаимопонимания отцов и детей?

Этот вопрос напрямую следует из первого, и на него также нельзя дать однозначный ответ. Единого рецепта улаживания конфликтов просто не существует. Так, итогом конфликта Кирсанова и Базарова становится смерть последнего, скоропостижная и нелепая – только на смертном одре Евгений всерьёз задумался о несовершенстве собственной теории и несостоятельности взглядов, которые он ещё недавно так истово исповедовал. «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник… мясо продает… мясник… постойте, я путаюсь…» – произносит он, приближаясь к минутам предсмертной агонии. Он умер, так и не примирившись с идейным врагом, но уже практически отрёкшись от собственных взглядов. Однако опыт Евгения говорит о том, что молодому поколению для обретения взаимопонимания с предыдущими необходима рефлексия. Герой смог найти время на серьезную оценку своей роли в жизни страны лишь перед смертью, но, как показали результаты этой оценки, ему необходимо было раньше подумать об этом. Возможно, именно взгляд внутрь себя и разговор с собой помогут людям достичь гармонии с окружающим миром.

Взаимопониманию способствует обретение схожего опыта. Так, Аркадий начал жить в гармонии с отцом, которого не понимал и осуждал, только после личного возмужания и обретения спутницы жизни. После смерти друга, под гнётом мнения которого Аркадий был лишён собственного взгляда, молодой человек стал мыслить свободнее и понял, что для него больше подходит традиционный уклад жизни помещика, который был и у его отца. Новая социальная роль и ответственность сблизили Аркадия с Николаем. Сын увидел себя на месте родителя и стал больше к нему прислушиваться, потому что тот уже прошел все эти стадии становления личности. Понимание персонажей строится на том основании, что они разделяют одни и те же ценности и переживают одни и те же трудности.

К чему приводит равнодушие?

Равнодушие – пожалуй, одно из страшнейших человеческих чувств, поскольку по своей сути является отсутствием чувства. Оно может привести к различным последствиям, вплоть до губительных, угрожающих жизни человека. В случае, например, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» безразличие вылилось в холодный цинизм и упущенное счастье несостоявшейся любви. Так, с одной стороны, Евгений Базаров изначально воспринимал Анну Одинцову исключительно как собеседника для идейных споров и толков. Его нигилистическая теория полностью отрицала возможность искренне любить, смотрела на женское тело лишь как на красивую картинку или, что ещё хуже, как на инструмент удовлетворения мужских потребностей. «Экое богатое тело – хоть сейчас в анатомический театр» – произносит он, впервые увидев Одинцову на светском вечере. Однако его идея не выдерживает проверку чувствами – он сам не замечает, как без памяти влюбляется в Анну. Но женщина отвергает его, напуганная напором его чувств, вовсе ей не знакомых. И Базаров заканчивает жизнь до обидного рано и странно, одиноким мужчиной с разрушенным в пух и прах мировоззрением, которое не выдержало проверку судьбой. Его мнимое равнодушие стало причиной его же собственного разочарования в себе самом и в собственной жизни.

С другой стороны, Базарова погубило ещё и равнодушие Одинцовой. Не воспринимавшая Евгения всерьёз как мужчину, относившаяся к нему лишь как к приятелю и интересному собеседнику, Анна испугалась резкого проявления его сильных чувств к ней и резко его отвергла. Героиня специально провоцировала его на объяснение, завлекала в свои сети, а потом, наигравшись, оттолкнула. Она оставалась безразличной и глухой к душевным мытарствам и мукам Базарова до тех пор, пока не узнала, что он умирает. На смертном одре Базаров увидел любимую женщину в последний раз и успел с ней попрощаться. Даже в этот трогательный момент героиня морщится от брезгливости и хочет поскорее уйти от больного, ведь боится заразиться. Ее безразличие не колеблет даже страдание Евгения. Из-за того, что оба они оказались заложниками равнодушия, их чувства (у Базарова – сильное и напористое, у Анны – едва зародившееся) не смогли принять форму взаимной любви. А Анна упустила страсть, которая могла бы расшевелить ее дремлющие чувства.

Любовь – счастье или страдание?

Тема любви поднимается во многих произведениях русской литературы; некоторые известные нам романы всецело ей посвящены. Однако совершенно необычное воплощение она получила в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». С одной стороны, любовь издавна воспринималась как сильнейшее чувство, способное окрылить человека, сделать его счастливейшим из смертных. Но любовь может быть совсем не бурной, а тихой, нежной и смиренной, как, например, отношения Аркадия Кирсанова и Кати Одинцовой, младшей сестры Анны. Они не сразу поняли, что любят друг друга, именно потому, что в их отношениях не было той бурной страсти, которая часто окрашивает первую любовь яркими цветами. Однако их отношения – наиболее здоровые из показанных в романе; они основаны на уважении друг к другу и взаимопонимании, которого порой так не хватает любящим сердцам. С другой стороны, тихому счастью Аркадия и Кати противопоставлены болезненные отношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров обрушился на женщину со своей любовью, не дав ей ничего толком понять, а она, напуганная и не привыкшая проявлять чувства, весьма холодно его отвергла. Оба героя остались несчастными, потому что запутались в собственных ощущениях и чувствах друг друга. Их история, которая могла бы прийти к счастливому финалу, обернулась трагедией непонятых и так и не познавших взаимной любви человеческих душ.

Любовь как страдание представлена на примере романа Павла Кирсанова и княгини Р. Когда дяде Аркадия было 27 лет, он без памяти влюбился в замужнюю женщину. Княгиня Р. вовсе не была идеалом женщины, ведь это был не первый адюльтер в ее жизни. Но Павел был пленен ею настолько, что бросил службу и отправился за ней за границу. Он преследовал Нелли, довольствуясь ее переменчивыми чувствами. Она то приближала, то отдаляла его от себя, не давая никаких твердых надежд на взаимность. Играя чувствами любовника, героиня получала удовольствие, а Павел рушил свою жизнь и терял перспективы ради одного лишь взгляда возлюбленной. В итоге их роман завершился скоропостижной смертью княгини. Павел был опустошен и ранен всем этим, он уже не мог строить карьеру или жениться. Вся его душа как будто выгорела от нестерпимой страсти. Любовь превратила его существование в гонку за неосуществимым идеалом и горькое сожаление о нем.

Природа воспитывает человека

Вопрос сущности природы и взаимодействия человека с ней не один десяток веков занимает всех мировых философов. В романе «Отцы и дети» Иван Тургенев транслирует сразу несколько взглядов на место и роль человека в мире природы. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник – эти слова произносит Евгений Базаров, молодой нигилист, выражающий исключительно материалистический взгляд на мир. Его прагматичность, порой доходящая до цинизма, граничит с позитивизмом. Базаров отрицает всё, что противоречит научному знанию либо им не доказано, в том числе искусство, религию и веру в божественное. Такое миропонимание – нонсенс для современной Тургеневу России. Базаров умирает, непонятый никем из современников. Однако его позитивистская идея управляющей роли человека по отношению к природе осталась жить в сознании реальных людей разных социальных слоёв десятки и сотни лет спустя. Таким образом, окружающий мир воспитал в герое научную парадигму мышления и прагматизм. Присматриваясь к естественным взаимосвязям всего живого, Евгений пытается выстроить логический фундамент мироздания.

Противоположный взгляд на мир транслирует Павел Петрович Кирсанов, представитель поколения отцов. Он воспринимает природу как храм, в котором человеку некие высшие силы любезно позволили жить и творить. Его миропонимание основано на старых принципах дворянства, поклонению культуре и историческому наследию – такие люди в период очевидного упадка дворянства и снижения его социального влияния неистово держались за прошлое, в котором их сословие процветало и главенствовало над остальными частями общества. «Принсипы» Павла Петровича так и повисли в воздухе не доказанными и не опровергнутыми – Базаров, его идейный противник, умер, отрёкшись от своих взглядов но, тем не менее, не приняв взгляды Кирсанова на природу и место человека в ней.

Автор: Фаина Пастернак

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *