Аргументы из романа «Обломов» для итогового сочинения
«Обломов» — роман Ивана Александровича Гончарова, написанный им в 1847-1859 годах. Роман создан автором в направлении критического реализма и потому в нём поднимаются злободневные темы и затрагиваются вопросы, животрепещущие для автора и его современников. Многомудрый Литрекон уверен, что каждый читатель сможет извлечь из «Обломова» несколько жизненных уроков и интересных мыслей. Мы предлагаем подборку аргументов для итогового сочинения из этого романа. Приятного просвещения!
Любовь в отношениях
Что мешает любви? Любовь — прекраснейшее из человеческих чувств, способное сделать нас счастливыми. Забота, волнение, сочувствие, желание помочь, а иногда и спасти — всё это проявления любви. Несмотря на то, что в эмоциях всех любящих людей есть что-то общее, каждому свойственно показывать свою привязанность по-разному. В романе Ивана Гончарова «Обломов» читатель может проследить целый ряд различных любовных линий. Мы наблюдаем за развитием отношений Ильи Ильича Обломова и Ольги Ильинской. Они влюблены друг в друга без памяти, их чувство подобно летящим в небеса ласковым звукам фортепьяно и песен, которые Ольга поёт Обломову во время их встреч. В их отношениях есть что-то по-детски невинное, стыдливое. Но Ольга, как выяснилось, любит не столько Обломова, сколько образ идеального мужчины, который она создала в собственном воображении и которому реальный Илья Ильич не вполне соответствует. Так, их любви не суждено было развиться во что-то большее, чем слова и редкие встречи. Их судьбы сложились иначе в семейных узах с другими людьми.
В чем проявляется любовь? Любовь проявляется в понимании и принятии человека, его истории и характера. Например, в этом романе интересна линия Андрея и Ольги. Ольга Ильинская вышла замуж за Андрея Штольца — деятельного и сильного мужчину, работающего не покладая рук на благо своей семьи. Он полностью вписывался в рамки «идеала», который себе придумала Ольга, однако в ее чувствах к Штольцу не было той трепещущей, искренней любви — скорее уважение. Штольц знал, что жена любила Обломова, но его восхищение ею так безгранично, что он готов на всё ради того, чтобы сделать Ольгу счастливой. Герои бережно относятся друг к другу, принимая прошлое без купюр и открыто разговаривая о нем. Их семья строится на откровенности и честности. Ольга может обсудить с мужем все, что ее волнует, а он находит в ее обществе надежного и заинтересованного собеседника, который поддержит и не предаст. Тихая, но крепкая связь персонажей — проявление сильной любви, которая побеждает время.
Любовь как путь самопознания. В романе отношения с Ольгой позволили Обломову понять себя лучше. Попытка исправить себя, подогнать под чужие лекала, не сделала Илью Ильича счастливым. Он пробовал вести активную жизнь, стать кем-то другим, однако эти метаморфозы лишь надломили его и лишили покоя. Он осознал, что Ольга его не любит по-настоящему, ей дорог тот идеал, который она придумала сама. А герою было важно получить в браке принятие и понимание. Он хотел, чтобы его любили таким, каким он был. Вечно тянуться за чужими планками для него — мучение. Поэтому Илья Обломов стал мужем Агафьи Пшеницыной, простой и даже несколько грубоватой, но невероятно хозяйственной женщины, которая возвела сытость и благополучие мужа в абсолютную цель своей жизни. Он не испытывал к Агафье тех чувств, которые питал к Ольге, но его полностью устраивал быт, в котором обслуживают все его мыслимые потребности. Илья Ильич нашел свой эталон любви в этой почти материнской опеке.
Воспитание
Воспитание детей, смена поколений — проблемный вопрос, который нередко затрагивали авторы-классики мировой литературе. В русском романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов» эта тема освещается с разных точек зрения — писатель показывает две практически противоположные модели семьи. Андрей Штольц воспитан немцем-отцом, который видел в работе и экономическом благополучии высшую из возможных целей человеческой жизни. Он с детства приучал Андрея к работе и к самостоятельности, не баловал его и не потакал детским прихотям. Мать Штольца была женщиной иного склада — она не разделяла взглядов мужа и стремилась обласкать ребёнка, привить ему сентиментальность и чувство прекрасного. В результате Андрей Штольц вырос трудоголиком, тем не менее умеющим чувствовать и любить. Он был разносторонне развит, интересовался не только практическими вопросами, но и науками, искусством, культурой. Он получил прекрасное воспитание, которое позволило ему добиться успеха и построить семью.
Илья Обломов, друг детства Андрея Штольца, был воспитан в совершенно иной среде. Ему не запрещали лениться, предупреждали все его желания, потакали всем его прихотям — в своей усадьбе он рос подобно царевичу, обласканному и взлелеянному матерью и многочисленной прислугой. Родители считали получение образования формальностью и охотно оставляли Илюшу дома, когда он не хотел учиться. Юный барин не мог даже натянуть носки самостоятельно — к нему сразу же спешили слуги, чтобы помочь. Все попытки поиграть и исследовать территорию поместья пресекались взрослыми. Мало ли что! Это воспитание сделало героя непригодным для самостоятельной жизни. Илья вырос бездеятельным, апатичным, даже депрессивным человеком, который, однако, был способен на сильные чувства и бурную мыслительную деятельность.
Любовь к жизни
Любовь к жизни в образе Штольца проявляется в его активности, целеустремлённости и умении радоваться простым вещам. Штольц живёт по принципу постоянного движения: он находит смысл в работе, путешествиях и в отношениях с близкими. В отличие от Обломова, которого подавляет пассивность, Штольц стремится к новому опыту, видя в этом источник радости. Его интерес к окружающему миру, открытость к переменам и забота о людях — всё это подчёркивает его жизнеутверждающий характер. Любовь к жизни Штольца делает его не только успешным, но и способным вдохновить других на перемены, как это случилось с Обломовым и Ольгой.
Депрессия — это медицинский диагноз, психическое заболевание, при котором человек чувствует апатию и постоянную усталость, теряет вкус к жизни. Постепенно подобное происходит с героем романа Ивана Гончарова «Обломов» — Ильёй Ильичом Обломовым. Заглавный герой истории вырос в родовой усадьбе, будучи постоянно окружённым заботой и любовью. У него не было причин чувствовать усталость и недовольство жизнью. Однако последнее время лень победила в нем желание развиваться в светском обществе, двигаться по карьерной лестнице. Год за годом Илья всё реже выходил из дома и погружался в собственные неясные мечты. Строя воздушные замки, Обломов не замечал, как стареет он и все вокруг, как время его проходит в четырёх стенах на любимом диване в потертом халате. Постепенно он пришёл к полной апатии и смотрел на свое существование с Агафьей Пшеницыной и сыном будто со стороны. Так же тихо, как жил, он и умер, став жертвой апоплексического удара.
Мечтательность
Может ли мечта навредить? Стремление жить не своей жизнью, откладывать дела «на потом», строя при этом всевозможные «воздушные замки» и несбыточные планы — вот к чему способна привести человека неконтролируемая игра воображения, чрезмерная мечтательность. Герой-мечтатель есть и в романе Ивана Гончарова «Обломов» — это его заглавный персонаж. Образ Ильи Ильича Обломова трагичен в первую очередь именно этим: герой не спешит жить, проводя дни, недели, месяцы и годы в праздности и бездеятельных мечтаниях. Строя планы и ставя цели, Илья ничего не делает для их осуществления и достижения. Так, герой не замечает, как вокруг него кипит и мчится жизнь, пропадает драгоценное время. Обломов не способен изменить образ жизни и стать трудоголиком, подобно Штольцу — он иначе воспитан. Тем не менее, жизнь его обрывается трагически, когда он доходит до крайности апатии и паллиативного существования в семье, где жена полностью обслуживает все его потребности.
В романе И.А. Гончарова «Обломов» мечта героя о спокойной, беззаботной жизни в обломовщине так и не стала реальностью в полном смысле. Илья Ильич мечтал о безмятежном существовании, лишённом забот и активной деятельности, но реальность оказалась иной: его пассивность привела к деградации личности и утрате счастья. Даже его любовь к Ольге, которая могла бы стать воплощением другой, более вдохновляющей мечты, не смогла изменить его характера. Судьба Обломова показывает, что греза может оставаться недосягаемой, если человек не предпринимает усилий для её достижения, ограничиваясь лишь фантазиями.
Забота
Забота — это беспокойство о другом человеке, стремление любыми средствами сделать его жизнь лучше. Однако даже у такой благой цели есть обратная сторона: когда забота превращается в гиперопеку, она способна не просто навредить, но даже нечаянно разрушить жизнь человека. Так и происходит с героями романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Агафья Пшеницына, жена Ильи Обломова, главного героя, полностью обслуживает его в бытовом плане, предупреждая его малейшие желания, удовлетворяя все мыслимые потребности. Илью полностью устраивает такая жизнь, однако он не замечает, как из ленивого мечтателя превращается в обрюзгшего и рано постаревшего мужчину, не способного встать с дивана. Если раньше у Андрея Штольца и Ольги Ильинской ещё была надежда на то, что Илья изменит свой образ жизни, то после нескольких лет жизни с Агафьей эта надежда умерла — Обломов дошёл до крайности бездеятельности и апатии. Герой умирает, поражённый апоплексическим ударом, вследствие гиперопеки жены, стремившейся сделать его жизнь идеальной в своей праздности.
Что еще можно добавить к этому списку? Делитесь идеями в комментариях, а Многомудрый Литрекон их добавит)
Автор: Фаина Пастернак