Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Человек и природа (+ таблица)

Многомудрый Литрекон любит природу, как и создатели ЕГЭ по русскому языку. Эта проблема часто встречается в текстах, предложенных для анализа в задании 27. Поэтому важно быть во всеоружии и готовить аргументацию заранее. В данной подборке собраны все самые популярные проблемы, связанные с окружающим миром, а к ним подобраны качественные литературные аргументы. Сначала Вы увидите таблицу с произведениями для примера, а потом сами аргументы. Начнем!

Таблица

Забота о природе
  1. И. Тургенев, «Бирюк»;
  2. А. Куприн, «Олеся»;
  3. Ч. Айтматов, «Когда падают горы: вечная невеста».
Потребительское отношение к природе 
  1. Ч. Айтматов, «Плаха»;
  2. А. Чехов, «Вишневый сад»;
  3. О. Хаксли, «О дивный новый мир».
Влияние человека на природу
  1. А. Чехов, «Дядя Ваня»;
  2. В. Астафьев, «Людочка»;
  3. А. Чехов, «Крыжовник».
Взаимоотношения человека и природы
  1. А. Куприн, «Олеся»;
  2. В. Распутин, «Прощание с Матерой»;
  3. Л. Толстой, «Война и мир».
Красота природы
  1. И. Тургенев, «Записки охотника»;
  2. К. Паустовский, «Мещерская сторона»;
  3. И. Бунин, «Антоновские яблоки».
Влияние природы на человека
  1. В. Астафьев, «Людочка»;
  2. И. Тургенев, «Отцы и дети»;
  3. В. Астафьев, «Царь-рыба».
Роль природы в жизни человека
  1. Н. Карамзин, «Бедная Лиза»;
  2. М. Пришвин, «Кладовая солнца»;
  3. М. Шолохов, «Тихий Дон».
Экология
  1. А. Чехов, «Дядя Ваня»;
  2. Т. Толстая, «Кысь»;
  3. А. Чехов, «Степь».
Охрана природы
  1. Б. Васильев, «Не стреляйте в белых лебедей»;
  2. И. Бунин, «Суходол»;
  3. В. Астафьев, «Царь-рыба».

Забота о природе 

  1. Любовь к природе стала одной из главных тем рассказа И.С. Тургенева «Бирюк». Герой был лесником и следил за тем, чтобы крестьяне не воровали лес. Но люди все равно ходили за деревьями, ведь заработать другим способом не могли. Многие из них нищенствовали, поэтому ненавидели лесника, который мешал им зарабатывать деньги. Крестьяне искренне не понимали, зачем Бирюк так рьяно охраняет леса? Он и сам не смог бы этого объяснить: просто честно выполнял свой долг, оберегая природу от людей. Он любил свое дело и свою чащу, где находил все, что ему нужно. Бюрюк жалел эти заповедные кущи и заботился о них, навлекая на себя неодобрение и даже осуждение всех остальных жителей.
  2. Забота о природе была отличительной чертой героини повести А. Куприна «Олеся». Дикарка жила в лесу и знала об окружающем мире все, поэтому была против охоты. Истребление животных внушало ей отвращение, так как она подружилась с ними и нашла способ жить в гармонии с обитателями чащи, при это получая пользу от общения с ними. Мирная жизнь в лесу научила героиню врачеванию: она знала рецепты снадобий, которые могли излечить многие болезни. Взамен Олеся помогала окружающему миру: вызволяла и подлечивала животных и птиц, подкармливала их. Ее пример доказывает, что человек и природа могут сосуществовать мирно, и именно из этой гармонии родится процветание. 
  3. В романе Ч. Айтматова «Когда падают горы: вечная невеста» герой жертвует собой ради того, чтобы спасти снежных барсов, обреченных загонщиками на верную смерть от рук богатых туристов. Автор перепутает жизни животных и человека в один прочный узел и показывает, что они взаимосвязаны, и эта связь дарована свыше. Арсен чувствовал то же самое, что и снежный барс, на которого объявили охоту. Схожесть их характеров поражает читателя, поэтому его совершенно не удивляет то, что герой предпочел рискнуть жизнью и спасти животных, а не промолчать и получить деньги за их убийство. Человек обязан встать на защиту природы хотя бы потому, что она вступает в неравный бой с людьми и обречена на поражение, которое сулит трагическую развязку всей человеческой цивилизации.

Потребительское отношение к природе 

  1. В романе Ч. Айтматова «Плаха» описывается локальная экологическая катастрофа, возникшая по вине людей: чтобы закрыть план по добыче мяса, охотники истребили всех сайгаков, которые были естественной пищей для волков и других хищников. Люди не подумали о пищевой цепочке, ведь их интересовала только прибыль. Волки, оставшись без еды, были вынуждены скитаться и искать новые источники пищи. Этим воспользовались браконьеры, чтобы добыть шкуры зверей, и обычные люди, чтобы обезопасить свои пастбища от их набегов. В итоге одна из волчиц, доведенная до отчаяния, украла ребенка у людей и убила его. Таковы последствия потребительского отношения к природе: она будет не только оскудевать и умирать, но и мстить за свою боль.
  2. В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» люди выступают равнодушным игом природы, ведь их интересует лишь дань. Судьба плодовых деревьев волнует их в последнюю очередь: каждый ищет в них то, что ему нужно. Раневская и Гаев хотят сохранить их лишь как воспоминание о чудесном прошлом, а Лопахина интересует прибыль от участков. Аня и Петя вообще безразличны к будущему сада и лишь мечтают о новом его воплощении. Поэтому единственным, кто действительно боролся за сад, стал Лопахин. Он без зазрения совести приказал вырубить вековые деревья и разделить участок на дачные угодья. Вот так пустела Россия — богатейшая страна в мире, которую безжалостно обдирали ради сиюминутной наживы.
  3. В антиутопии О. Хаксли «О дивный новый мир» общество будущего загнало природу под железную пяту личной выгоды. Были полностью истреблены насекомые, а процесс деторождения был заменен искусственным выращиванием людей в пробирках. Все, что было не нужно гражданам Эры Форда, было уничтожено, и теперь окружающий мир напоминал гладкий безжизненный шар, где все было подчинено строжайшему порядку. Даже сами люди при таком подходе обесценились и стали лишь набором функций, упрощённом до одних лишь рефлексов. В такой пластмассовый и изуродованный мир ведет нас потребительное отношение к окружающей среде.

Влияние человека на природу

  1. В пьесе А. Чехова «Дядя Ваня» прослеживается влияние человека на природу: могучие леса оскудевают, и вместо прекрасных долин, полных жизни и цвета, герои видят обветшалые кусты, болотистую почву, безотрадные просторы без деревьев и птиц. Астров с горечью замечает, что мужики вырубают лес и ничего не оставляют потомкам. Россия редеет на глазах. Все потому, что люди были очень невежественны, поэтому искали топливо только в дереве, в то время как альтернативные источники были прямо под ногами. Этот пример доказывает, что зачастую человек оказывает деструктивное влияние на природу, потребляя, но ничего не отдавая взамен.
  2. В. Астафьев, автор рассказа «Людочка», описал последствия индустриализации на примере маленького городка в глубинке, где заводы и предприятия превратили местную речку в особо опасную свалку отходов. Постарались и местные жители, которые сваливали туда даже трупы отжившей свое скотины. Нетрудно догадаться, что все это варево (а река действительно бурлила как кипяток) попадало в грунтовые воды и влияло на экологическую обстановку. Деревья повалились, росли кривыми и чахлыми, воздух был загрязнен, как и почва. За полвека люди превратили это место в болото, где все гибнет или влачит жалкую уродливую жизнь.
  3. Проблему влияния человека на природу поднял в своем творчестве А.П. Чехов. В рассказе «Крыжовник» описывается неудачная покупка Николая Ивановича, который всю жизнь мечтал об усадьбе, где можно было бы выращивать его любимые ягоды. Но ему не повезло: по соседству расположился кирпичный завод. Он не придал этому значения, а зря, ведь отходы предприятия попадали прямо в реку, а значит, и в почву. Видимо, поэтому крыжовник, выросший там, был очень кислым. Так, живописное место, которое могло бы стать идеалом героя, было отравлено промышленниками, которые совсем не заботились о безопасности завода для окружающей среды.

Взаимоотношения человека и природы

  1. Отношения человека и природы могут быть гармоничными, если человек научится беречь то, что имеет. Например, Олеся из одноименной повести А.И. Куприна смогла наладить контакт со всеми обитателями леса и познать секреты целебных трав и снадобий. Она не воевала с природой, а училась у нее мудрости и гуманности. Именно поэтому девушка так отличается от жителей деревни, погрязших в предрассудках, ненависти и алчности. Единение с окружающей средой помогло героине стать терпимой и отзывчивой, ведь обитатели леса нуждались в защите и понимании, как и сама Олеся. Этот пример говорит о том, что человечество может научиться жить в гармонии с природой.
  2. В книге В. Распутина «Прощание с Матерой» демонстрируется специфика взаимоотношений природы и человека. Старшие поколения, которые жили и работали на земле и сроднились с нею, могли разговаривать на одном языке со своей малой родиной. Они знали наперед, какая будет погода, какой урожай, какое явление указывает на изменения в климате? Ярким представителем этого поколения была Дарья Васильевна, которая не хотела покидать деревню. А вот другое поколение было городским и уже разучилось понимать язык природы: сын Дарьи и ее невестка отдалились от земли и равнодушно наблюдали за гибелью Матеры. К сожалению, с приходом технологий и урбанизации человек все чаще теряет связь с окружающей средой и переходит на сторону ее гонителей.
  3. Отношения с природой говорят о нашем характере, что доказывает Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Так, Николай Ростов любит и ценит природу: он охотится с большим воодушевлением и нередко остается с пейзажами один на один. Совсем не удивительно, что свое призвание он нашел в работе на земле. Будучи помещиком, он весь день проводит на своих угодьях, наблюдая за сельскохозяйственными работами и преумножая природное богатство родной страны. Николай не только берет от нее возможности поохотиться, но и отдает взамен все силы воли и ума, создающие усеянные рожью поля и ухоженные дворы со скотиной. Этот пример демонстрирует гармоничные отношения природы и человека.

Красота природы

  1. Художественное изображение природы мы находим в прозе И.С. Тургенева, а именно в цикле рассказов «Записки охотника». Рассказчик путешествует по глубинке России и раскрывает ее колорит на страницах книги, описывая густые леса, заливные луга, богатые пашни. Леса становятся домом и источником жизни для крестьян вроде Хоря и предметом восхищения для мечтателей вроде Калыныча. Даже крестьянские дети из рассказа «Бежин луг» с упоением глядят на ночное небо, усеянное звездами, на росистые поля, где пасутся кони, и на реку, полную туманных видений и образов. Все герои книги вдохновляются природой и заражают этим ощущением читателя, который обозревает красоты вместе с ними.
  2. К.Г. Паустовский описал красоту природы в произведении «Мещерская сторона». Он начал повествование с описания прекрасных пейзажей в местности, пролегающей между Владимиром и Рязанью. Красивые туманные мшары, мягкие зеленые луга, душистые стога сена, громкие крики птиц, глубокие озера — все это окружает человека на пути через Мещерский край, поражающий богатством фауны и флоры. Прелесть этих мест заключается в их дикости: люди обходят стороной многие места из-за суеверий. Но в глазах опытного путешественника такие легендарные участки имеют особую ценность. Так, автор выразил красоту своего края через описание ее характерных деталей.
  3. В рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки» рассказчик описывает прекрасную пору осени в поместьях его родственников. В тех краях все люди занимались земледелием, поэтому осенью они встречали плоды своих трудов — душистые и вкусные урожаи. Особенно автору запомнился навязчивый и пряный запах яблок, чуть тронутых первыми заморозками. Столь же восторженно он описывает багряные леса, шумную охоту, вечера наедине с природой. В сельской местности его душа спокойна и умиротворена, потому что именно там происходит долгожданное слияние с вечной красотой природы, которая вдохновляет человека. 

Влияние природы на человека

  1. В рассказе В. Астафьева «Людочка» описывается воздействие природы на человека. Угнетенная промышленными выбросами и наплевательским отношением, местная экосистема влачит печальное существование, как и герои книги. Кривые и чахлые деревья, мутная и грязная река, мусор и запустение — все это отражается на эмоциональном состоянии местных жителей. Они озлоблены и угрюмы, их моральное и нравственное уродство напоминает изъяны окружающего мира. В их репликах ощущается безнадежность, как и в пейзаже. В таком мрачном и болезненном месте жизнь не может идти по-другому, потому что люди тесно связаны с окружающей средой: если она загрязнена, то и жители ощущают слой грязи где-то внутри себя.
  2. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» пейзажи оказывали непосредственное влияние на героев и их эмоциональное состояние. Так, теплая ночь позволила Николаю Петровичу окунуться в воспоминания и грустные думы о сыне. Она же дала ему облегчение, скрыв его горечь. На Аркадия вид родной земли подействовал успокаивающе: он целыми днями лежал и предавался неге размышлений. Базаров черпал в природе не настроение, а материал для своих экспериментов, и все же она настраивала его на рабочий лад. Таким образом, окружающий мир оказывает на нас определенное влияние, которое неоспоримо отражается на наших поступках.
  3. В произведении В. Астафьева «Царь-рыба» природа играет главную роль: она напрямую решает вопросы жизни и смерти героев. Аким, нашедший в тайге больную девушку, рисковал собой, спасая ее, и боролся за выживание со всемогущей стихией холода и ветра. Мир, лишенный людей и цивилизации, жил по своим законам, определяющим поведение охотника и его пациентки. Тайга навязывала им свой режим сна и бодрствования, предоставляла лекарства и отравы, давала пищу, а взамен требовала ловкость и упорство. По ее сценарию играли свои роли все жители таежных деревень, в этом и заключается влияние природы на человека: она создала биологические часы и то незримое расписание, по которому мы живем до сих пор. 

Роль природы в жизни человека

  1. В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» отражена роль природы в жизни простого человека, который работал на земле. Крестьянка Лиза собирала цветы на продажу и другие дары леса, чтобы прокормить семью. Поэтому она так естественна и непосредственна: ее всему научила мать-природа. В тесной связи с ней живут все крестьяне: они трудятся и живут в соответствии с законами окружающего мира. Именно в этом автор видит причину их добродетели, ведь природа учит их мудрости, которая обеспечивает ей выживание и гармоничное сосуществование разных существ. В крестьянском мире все зависело от того, как поведет себя природа, поэтому Лиза и другие герои прислушивались к ней и подсознательно повторяли ее жизненные циклы.  
  2. В произведении М. Пришвина «Кладовая солнца» природе отводится главная роль: она выступает кормилицей детей, но в то же время представляет собой угрозу для них. Лес таит в себе не только угощения, но и испытания, которые проходит в естественном мире каждое живое существо, даже ребенок. Но крестьянские дети с молоком матери впитали законы выживания в лесу и смогли выбраться из трясины и западни матерого волка. Добытые с таким трудом ягоды они отдали детям, эвакуированным из блокадного Ленинграда. Для деревенских жителей такой риск был нормальной платой за щедрые дары природы, которая может быть не только сердобольной матерью, но и злой мачехой.
  3. В романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» главные герои связаны с землей неразрывными узами и очень зависимы от нее. Природа играет в их жизни главную роль: она и кормит, и одевает жителей деревни. Один каприз стихии может уничтожить все их достояние, а ее щедрость — обеспечить процветание семье и всему селению. Поэтому все герои бережно относятся к доверенному им богатству: бросают все дела ради жатвы и посева, берегут урожай и работают с утра до ночи, чтобы поспеть сделать все дела по хозяйству. Поэтому казачество ассоциирует себя с Доном: река кормит и поит людей, является их артерией. Все главные персонажи книги связаны с природой и живут в гармонии с ней, потому что она и есть основа их жизни.

Экология 

  1. В пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня» поднимается проблема экологии: из-за неконтролируемой вырубки деревьев леса оскудевают, и земля превращается в болота или неживые степи, где нет места жизни. Доктор Астров выражает свое беспокойство о судьбе грядущих поколений, которым в наследство достанется мертвая и разоренная почва. Природное богатство России гибнет даже не под топором, а под невежеством народа, который берет для топлива отборную древесину, не считаясь с экосистемой региона и нуждами осиротевших животных, которые вымирают и голодают без своего дома. Люди рубят леса, не щадя, как будто им ничего не жаль — в этом трагедия России, которую губят глупость и жадность. 
  2. Последствия равнодушия к экологии описала Т. Толстая в антиутопии «Кысь». Мир столкнулся с ядерной катастрофой, и все люди, выжившие в ужасных условиях, больше не могли продолжать свой род: те, кто родился в новых реалиях, были совершенно не похожи на родителей. Все попытки воспитать их и привить им культуру оказались тщетными. Облик человечества кардинально изменился, как и окружающий мир, изуродованный радиацией. 
  3. В книге А. Чехова «Степь» описываются вполне реальные экологические проблемы России в конце 19 века: из-за неконтролируемого природопользования земли теряют «богатство и вдохновение». Картины сухости, запустения, мертвого марева видит читатель в книге и вместе с автором тоскует о том, как глупо расточается изобилие, данное свыше. В отличие от Егорушки, взрослые люди не замечают красоты степи и попирают ногами то, что дает им жизнь.

Охрана природы

  1. В книге Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» главный герой рискует своей жизнью и даже расстается с ней, пытаясь защитить своих подопечных — прекрасных, но таких уязвимых птиц. Он работает лесничим и слывет недотепой: люди высмеивают его непрактичность и оторванность от реальности. Но на самом деле Егор Полушкин — глубокая и самодостаточная личность, которая способна пожертвовать собой ради высоких целей. Охраняя лес от браконьеров и буквально заслоняя его собой, он оставляет людям своеобразное послание о необходимости беречь окружающий мир.
  2. В произведении И. Бунина «Суходол» раскрывается проблема недостаточной охраны окружающей среды. Автор описывает, как оскудевал чернозем из-за вырубки лесов и неправильного земледелия. Когда-то почва рождала прекрасные урожаи и была домом для многих животных и птиц, но люди из-за своего невежества разорили прекрасные края: после вырубки деревьев высохли реки, а без воды земля оказалась мертвой и зияла пустотой безжизненных оврагов. Сухая и мертвая степь раскинулась на месте плодородных нив! Таковы последствия равнодушия к экологическим проблемам.
  3. В книге В. Астафьева «Царь-рыба» почти все герои является браконьерами, которые только черпают ресурсы из тайги, но не дают ей ничего, кроме новых амбиций и нового грабежа. Так поступал и местный рыбак Игнатьич, ему везло на промысле. Однажды он взял на крючок огромного осетра и не захотел делить добычу, поэтому не позвал на помощь, когда рыба начала топить его и лодку. Размеры жертвы оказались такими, что борьба была неравной: вскоре Игнатьич сам стал уловом, а рыба все рвалась и тянула преследователя на дно. Рыбаку чудом удалось выжить, но после этого инцидента его мировоззрение поменялось. Этот пример говорит о том, что рано или поздно природа воздаст свое преследователям и мучителям. Но лучше не доводить до этого и охранять ее от лихих людей.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector