Аргументы из романа «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)

«Мастер и Маргарита» – роман русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова, непревзойдённая отечественная классика. Некоторые современные русские филологи и исследователи литературы называют эту книгу «Библией русской интеллигенции». В романе несколько сюжетных линий, которые причудливо переплетаются и позволяют читателю почувствовать себя частью сразу трёх миров – реального, фантастического и исторического. Художественный мир «Мастера и Маргариты» многогранен и глубок. Аргументы из этого текста могут пригодиться школьникам. Многомудрый Литрекон предлагает свою подборку. Приятного просвещения!

Любовь

Сила любви в романе «Мастер и Маргарита» проявляется в ее безусловности и способности преодолевать любые преграды – время, страдания и даже саму смерть. Любовь Маргариты к Мастеру не знает границ: она готова отказаться от богатства, заключить сделку с дьяволом и пройти через испытания, лишь бы спасти возлюбленного. Взаимное чувство становится для них убежищем от жестокости мира и символом настоящей свободы. В конечном итоге именно эта любовь дарит им покой и вечное единение, доказывая, что подлинное чувство сильнее любой тьмы и несправедливости.

Конечно, сильная любовная линия – первое, что приходит на ум, когда речь заходит о романе «Мастер и Маргарита». Роман во многом зиждется на сложных, запутанных отношениях заглавных героев. Любовь Мастера и Маргариты – это безудержная страсть, кипящая в крови у обоих; любовь всепоглощающая и самоотверженная. И ведущую роль в ней, пожалуй, играет женщина. Бросив все душевные силы на любовь к Мастеру, она готова искать его где угодно, даже на балу у самого Сатаны. Маргарите приходится пройти через ряд испытаний, даже изменить свою сущность – стать ведьмой, чтобы получить возможность вновь увидеть Мастера и обрести с ним счастье. Это любовная линия с неоднозначным финалом – герои умирают, но обретают вечный покой и тихое счастье вдвоём в потустороннем мире. А Сатана в романе М.А. Булгакова выступает как поборник справедливости, покровитель настоящей, светлой и чистой любви.

Добро и зло

В романе «Мастер и Маргарита» добро и зло переплетаются, разрушая привычные представления о морали. Воланд, воплощение тьмы, не творит слепого зла, а восстанавливает справедливость, наказывая алчных и лживых. Понтий Пилат, представитель власти, совершает зло, предавая праведника, но страдает от своей вины веками. Даже Маргарита, образ добра, прибегает к темным силам ради спасения любимого. Булгаков показывает, что границы между добром и злом размыты, а истина скрыта глубже, чем кажутся внешние поступки. В этом мире темное начало может служить высшей справедливости, а светлое – вести к разрушению.

Роман «Мастер и Маргарита» известен также острой социальной сатирой. Описывая нравы советских москвичей 30-х годов двадцатого века, Михаил Булгаков в сатирической форме обличает пороки современного ему общества. Одним из главных таких пороков – если угодно, «матерью» всех пороков, корнем всех бед – является немилосердие. Воланд карает жестокосердных людей, встречающихся ему на пути. Апогея эта линия достигает во время представления в театре Варьете: свита Воланда как бы играючи отрывает голову конферансье Жоржу Бенгальскому, прислушавшись к жутким выкрикам зрителей из зала. Однако это действие имеет эффект разорвавшейся бомбы: люди в ужасе, они умоляют вернуть всё на свои места и пожалеть Бенгальского. Этот пример показывает, что порой мы обозлены и равнодушны лишь на словах, но когда случится реальная беда, мы сбросим маску цинизма и проявил истинные человеческие качества: сопереживание и отзывчивость.

Человечность

В романе «Мастер и Маргарита» автор показывает нам ещё один мир – исторический. Это мир Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри. Причём важно, что Иешуа выступает в романе как образец высшей, истинно христианской человечности. Всем своим существом Га-Ноцри воплощает христианский принцип «возлюби ближнего своего». Это поражает и даже несколько выбивает из колеи прокуратора Иудеи Понтия Пилата, привыкшего судить людей, исходя не из гуманистических принципов, а из римского закона, по всей его строгости. Вспомним любимое обращение Иешуа к окружающим, невзирая на их происхождение, характер и род занятий: «добрый человек». Га-Ноцри убеждён, что злых людей нет на свете, а тех, кого таковыми считают, просто невольно искалечили, травмировали другие «добрые люди». Он называет «добрым человеком» даже кентуриона Марка Крысобоя, который фактически является одним из его палачей. Все поступки и слова Иешуа Га-Ноцри продиктованы его безмерной, искренней человечностью, любовью к людям.

В романе «Мастер и Маргарита» человечность проявляется через способность к состраданию, верности и поиску истины. Маргарита жертвует собой ради любви, доказывая, что настоящие чувства выше страха и условностей. Мастер не стремится к славе, а лишь жаждет правды, что делает его подлинно человечным. Даже Воланд, несмотря на свою демоническую природу, действует справедливо, отличая низость от истинных человеческих чувств. А Понтий Пилат, мучимый совестью, становится символом того, как позднее раскаяние делает личность ближе к подлинной человечности. Булгаков показывает, что человечность — это не идеальность, а способность любить, жалеть и бороться за правду.

Творчество

Путь творческой личности – непростая, неоднозначная тема. К ней так или иначе обращались и продолжают обращаться писатели всех времён. Не составил исключения и Михаил Булгаков, подробно осветивший этот вопрос в романе «Мастер и Маргарита». В этом произведении ясен мотив двойничества. И одной из ключевых двойников является пара Мастер – Иешуа Га-Ноцри. Некоторые исследователи называют этих персонажей «свободными художниками», подчёркивая их упрямую независимость от власти. Мастер пишет роман о Понтии Пилате, не прошедший цензуру, и за это подвергается гонениям со стороны власть предержащих и московской интеллигенции, в результате чего и попадает в психиатрическую лечебницу. Иешуа Га-Ноцри мирно проповедует собственную веру, в чём римская власть видит предательство. Иешуа попадает под суд, и даже попытка Пилата помочь мирному проповеднику не спасает Га-Ноцри от распятия. Таким образом, в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» на первый план выдвинуты творческие личности, не понятые и не принятые властью. Это ставит вопрос творчества, затронутый автором, наиболее остро.

В романе «Мастер и Маргарита» тема творчества раскрывается через противопоставление подлинного таланта и ремесленного подхода. Мастер — настоящий художник, творящий не ради славы, а ради истины, и именно поэтому его роман о Понтии Пилате обречён на гонения. В то же время литературные критики и официальные писатели, создающие угодные власти тексты, живут в комфорте, но их творчество бездушно и лишено глубины. Булгаков показывает, что настоящий талант — это страсть, жертва и поиск истины, в то время как ремесло — лишь подчинение конъюнктуре, которое быстро забывается.

Справедливость

В романе «Мастер и Маргарита» тема справедливости раскрывается через трагедию Понтия Пилата, который, опасаясь за своё положение, осуждает Иешуа на казнь, хотя понимает его невиновность. Этот страх перед властью приводит к несправедливому решению, которое преследует Пилата мучительным раскаянием. Его попытка восстановить равновесие — приказ об убийстве Иуды и помощь Левию Матвею — не способна изменить совершённого зла, но показывает, что стремление к справедливости никогда не исчезает полностью. Только спустя века Пилат получает долгожданное освобождение, обретая прощение и покой.

С острой социальной сатирой в романе «Мастер и Маргарита» тесно сопряжена тема истинной справедливости. Именно за то, как М.А. Булгаков подошёл к этому вопросу, его роман многие не поняли и отказались принять. Ведь носителем высшей справедливости автор «Мастера и Маргариты» изобразил… Сатану. Воланд действительно выступает в романе как существо, вносящее в жизнь советских москвичей порядок и справедливость. Он обличает и наказывает порочных Варенух, Римских, Босых, Лиходеевых и проч. – это «конченые» люди, уже не способные измениться. Ивану Бездомному Воланд помогает обрести себя, пусть и довольно странным способом – герой как бы проходит «чистилище» психиатрической лечебницы, после которого превращается из Ивана Бездомного в Ивана Николаевича Понырёва, честного и настоящего человека без маски «советского» поэтишки. Мастер и Маргарита – главные герои романа – получают от Воланда покровительство и возможность обрести вечный покой, любить друг друга в потустороннем мире. Таким образом, перед всепобеждающей силой любви не может устоять даже сам Сатана.

Нравственный выбор

В романе «Мастер и Маргарита» проблема нравственного выбора встаёт перед многими героями, но особенно ярко она проявляется в судьбе Понтия Пилата и Мастера. Пилат выбирает покорность власти вместо правды, осуждая Иешуа, и расплачивается за это вечным мучением совести. Мастер, напротив, отказывается от борьбы за свой роман, предпочитая забвение, но Маргарита, не колеблясь, идёт на сделку с дьяволом ради любви. Их выборы демонстрируют, что истина и свобода требуют жертвы, но только искренние чувства и вера в справедливость могут привести к искуплению и покою.

Маргарита встаёт перед сложным нравственным выбором: остаться в безопасной, но пустой жизни или рискнуть всем ради любви и истины. Она без колебаний принимает предложение Воланда, становясь королевой бала сатаны, но делает это не ради власти или богатства, а ради спасения Мастера. Её поступки продиктованы искренними чувствами, а не корыстью, и даже в мире тьмы она остаётся верной своему добру, проявляя милосердие к Фриде. В итоге её выбор приводит не к гибели, а к награде – вечному покою рядом с любимым, доказывая, что жертвенность и верность любви выше любых моральных компромиссов.

Автор: Фаина Пастернак

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *