Сочинение: Характеристика Воланда в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)
Многомудрый Литрекон подготовил для своих читателей не только краткое сочинение-рассуждение по литературе о характере Воланда, но и таблицу с его цитатной характеристикой, которую Вы найдете в финале статьи. Приятного просвещения!
Вариант 1: Кратко
(353 слова) Роман «Мастер и Маргарита» считается едва ли не культовым произведением русской литературы ХХ века. Смелая идея автора, сатира на окружающую его действительность, выразившаяся в визите дьявола в Москву 1930-х годов, не теряет своей актуальности и по сей день – произведение продолжают экранизировать, тщательно исследовать, изучать историю его создания. Бесспорно, наряду с персонажами Мастера и Маргариты ключевым образом в романе является Воланд – собственно, Сатана. Михаила Булгакова критикуют и превозносят именно за новаторство в изображении подобной демонической сущности, олицетворения, казалось бы, чистого зла.
С одной стороны, происходящее в Москве после роковой встречи литераторов Михаила Берлиоза и Ивана Бездомного с Воландом на Патриарших прудах – результат проделок Сатаны и его свиты – при всей своей комичности пугает, представляется жестоким. Москвичи поголовно сходят с ума, становятся жертвами собственных пороков, лишаются голов, становятся жертвами чертей и прочей нечисти. Авторская сатира на чиновников и простых горожан поражает своей искромётной безжалостностью. С самого начала Воланд предстаёт как каратель, обличитель людских пороков. Обличье иностранного «консультанта»-фокусника, мужчины среднего возраста с разным цветом глаз и кривой ухмылкой, которое он выбрал для своего явления в Москву, открывает ему двери в театр Варьете – фактически, в то место, где он может наблюдать срез московского общества. Сюжетная линия взаимодействия Воланда с москвичами обличает в нём истинную сатанинскую безжалостность.
С другой стороны, (и эту мысль хочется подчеркнуть всеми возможными способами), жёсткость и жестокость Воланда – не демоническая прихоть, а осуществление правосудия. Он не губит людей из развлечения, но наказывает виновных, обличает пороки москвичей. Под его защиту попадает Мастер как свободный художник, задавленный властью, и его несчастная возлюбленная Маргарита. Эта сюжетная линия сближает образ Воланда с Мефистофелем Гёте – он есть часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо. Мастер и Маргарита получают возможность вечно быть вместе вне реального мира, а в Москве, оставленной Сатаной, в итоге всё возвращается на круги своя.
Тем не менее, Воланд проявляет качества, совершенно не свойственные общепринятому образу Сатаны – его бескомпромиссная жёсткость, твёрдость соединяются с милосердием, добротой, великодушием. Он выступает в романе как восстановитель нарушенного баланса. Именно за то, что Михаил Афанасьевич Булгаков изобразил Сатану носителем высшей справедливости, его так критикуют и так превозносят, а «Мастер и Маргарита» является уникальной книгой на все времена.
Вариант 2: Подробнее
(418 слов) Традиционно принято считать, что Воланд выступает в романе «Мастер и Маргарита» в роли повелителя тьмы или Дьявола. Это недвусмысленно выражается как в прямых речах самого персонажа, так и в ситуациях, в которых Воланд принимает непосредственное участие. Однако, несмотря на однозначную принадлежность этого персонажа к сверхъестественным и темным силам, роль Воланда в романе «Мастер и Маргарита» весьма неоднозначна.
Впервые читатель знакомится с Воландом в самом начале романа. Двое героев повествования – Берлиоз и Бездомный – затевают между собой спор о существовании Иисуса, к которому присоединяется незнакомец. Одетый в дорогой серый костюм и заграничные туфли, с изящной тростью под мышкой, он производит впечатление благородного иностранца лет сорока. Таким он появляется перед читателями, и в процессе диалога становится понятно, что Воланд – далеко не простой иноземец, а могущественный, всесильный дух или даже демон, который живет уже не одну сотню лет.
Зачем же Воланд прибывает в мир людей? Становится очевидным, что вовсе не для работ над рукописями, не для развлечения публики фокусами и не для проведения весеннего бала, как он заявляет разным героям романа. Истинная цель Воланда – это наблюдение за людьми и суд над ними. Его поступки хладнокровны, жестоки, но справедливы. Он отправляет в Ялту Лиходеева, не только за тем, чтобы занять квартиру, но и потому, что тот – пьяница. Он обращает Варенуху в вампира в наказание за невежливость и ложь, сдает Босого за взяточничество, словом, обличает все людские пороки, такие как ложь, корысть, алчность, безразличие, лицемерие и прочие. Однако темный повелитель может не только наказывать провинившихся, пополняя свою потустороннюю обитель, но и проявлять милосердие к покаявшимся и награждать достойных. Так, например, Воланд по просьбе Маргариты соглашается пощадить Фриду на балу, хоть это и противоречит правилам. Также он освобождает Мастера и Маргариту от земных страданий, даруя им то, чего они желают больше всего: Мастеру – покой, а Маргарите – Мастера.
Но могут ли такие качества, как великодушие, сочувствие и милосердие быть присущи Сатане? Если обращаться к религиозной трактовке, то нет, ведь, как известно, Дьявол готовит самый большой котел тому, кто преданней всех служит ему. Выходит, что Воланд, несмотря на многие сходства с каноничным образом – не Дьявол. Но обладая могуществом, справедливостью и полномочиями судить людей за их грехи, он, однако, и не Бог. Кроме того, образ Бога не присутствует в романе в явной форме, поэтому нельзя с точностью утверждать, что Воланд – абсолютное зло, ведь нам некого ему противопоставить. Воланд могущественен и всесилен в мире людей, однако доподлинно неизвестно, обладает ли он таким же положением в своем измерении. Кто же он, творец, повелевающий высшими силами, или лишь посредник, который подчиняется высшим законам? Этот вопрос Булгаков оставляет за страницами своего романа.
Таблица: Черты характера Воланда
Черты характера Воланда | Цитаты |
широкий спектр магических возможностей |
|
происхождение и характер героя находятся вне человеческого понимания |
|
вежливость, мягкость и интеллигентность |
|
веселый и насмешливый нрав |
|
несмотря на наличие свиты, Воланд считает себя одиноким, ведь не имеет рядом равнозначных ему существ |
|
всеведение и умение заглядывать в будущее |
|
эрудиция и огромный жизненный опыт |
|
проницательность и умение объективно оценить людей |
|
гордость и высокомерие |
|
Автор: Екатерина Тимофеева