Сочинение: Характеристика Воланда в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)

Многомудрый Литрекон подготовил для своих читателей не только краткое сочинение-рассуждение по литературе о характере Воланда, но и таблицу с его цитатной характеристикой, которую Вы найдете в финале статьи. Приятного просвещения!

Вариант 1: Кратко

(353 слова) Роман «Мастер и Маргарита» считается едва ли не культовым произведением русской литературы ХХ века. Смелая идея автора, сатира на окружающую его действительность, выразившаяся в визите дьявола в Москву 1930-х годов, не теряет своей актуальности и по сей день – произведение продолжают экранизировать, тщательно исследовать, изучать историю его создания. Бесспорно, наряду с персонажами Мастера и Маргариты ключевым образом в романе является Воланд – собственно, Сатана. Михаила Булгакова критикуют и превозносят именно за новаторство в изображении подобной демонической сущности, олицетворения, казалось бы, чистого зла.

С одной стороны, происходящее в Москве после роковой встречи литераторов Михаила Берлиоза и Ивана Бездомного с Воландом на Патриарших прудах – результат проделок Сатаны и его свиты – при всей своей комичности пугает, представляется жестоким. Москвичи поголовно сходят с ума, становятся жертвами собственных пороков, лишаются голов, становятся жертвами чертей и прочей нечисти. Авторская сатира на чиновников и простых горожан поражает своей искромётной безжалостностью. С самого начала Воланд предстаёт как каратель, обличитель людских пороков. Обличье иностранного «консультанта»-фокусника, мужчины среднего возраста с разным цветом глаз и кривой ухмылкой, которое он выбрал для своего явления в Москву, открывает ему двери в театр Варьете – фактически, в то место, где он может наблюдать срез московского общества. Сюжетная линия взаимодействия Воланда с москвичами обличает в нём истинную сатанинскую безжалостность.

С другой стороны, (и эту мысль хочется подчеркнуть всеми возможными способами), жёсткость и жестокость Воланда – не демоническая прихоть, а осуществление правосудия. Он не губит людей из развлечения, но наказывает виновных, обличает пороки москвичей. Под его защиту попадает Мастер как свободный художник, задавленный властью, и его несчастная возлюбленная Маргарита. Эта сюжетная линия сближает образ Воланда с Мефистофелем Гёте – он есть часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо. Мастер и Маргарита получают возможность вечно быть вместе вне реального мира, а в Москве, оставленной Сатаной, в итоге всё возвращается на круги своя.

Тем не менее, Воланд проявляет качества, совершенно не свойственные общепринятому образу Сатаны – его бескомпромиссная жёсткость, твёрдость соединяются с милосердием, добротой, великодушием. Он выступает в романе как восстановитель нарушенного баланса. Именно за то, что Михаил Афанасьевич Булгаков изобразил Сатану носителем высшей справедливости, его так критикуют и так превозносят, а «Мастер и Маргарита» является уникальной книгой на все времена.

Вариант 2: Подробнее

(418 слов) Традиционно принято считать, что Воланд выступает в романе «Мастер и Маргарита» в роли повелителя тьмы или Дьявола. Это недвусмысленно выражается как в прямых речах самого персонажа, так и в ситуациях, в которых Воланд принимает непосредственное участие. Однако, несмотря на однозначную принадлежность этого персонажа к сверхъестественным и темным силам, роль Воланда в романе «Мастер и Маргарита» весьма неоднозначна.

Впервые читатель знакомится с Воландом в самом начале романа. Двое героев повествования – Берлиоз и Бездомный – затевают между собой спор о существовании Иисуса, к которому присоединяется незнакомец. Одетый в дорогой серый костюм и заграничные туфли, с изящной тростью под мышкой, он производит впечатление благородного иностранца лет сорока. Таким он появляется перед читателями, и в процессе диалога становится понятно, что Воланд – далеко не простой иноземец, а могущественный, всесильный дух или даже демон, который живет уже не одну сотню лет.

Зачем же Воланд прибывает в мир людей? Становится очевидным, что вовсе не для работ над рукописями, не для развлечения публики фокусами и не для проведения весеннего бала, как он заявляет разным героям романа. Истинная цель Воланда – это наблюдение за людьми и суд над ними. Его поступки хладнокровны, жестоки, но справедливы. Он отправляет в Ялту Лиходеева, не только за тем, чтобы занять квартиру, но и потому, что тот – пьяница. Он обращает Варенуху в вампира в наказание за невежливость и ложь, сдает Босого за взяточничество, словом, обличает все людские пороки, такие как ложь, корысть, алчность, безразличие, лицемерие и прочие. Однако темный повелитель может не только наказывать провинившихся, пополняя свою потустороннюю обитель, но и проявлять милосердие к покаявшимся и награждать достойных. Так, например, Воланд по просьбе Маргариты соглашается пощадить Фриду на балу, хоть это и противоречит правилам. Также он освобождает Мастера и Маргариту от земных страданий, даруя им то, чего они желают больше всего: Мастеру – покой, а Маргарите – Мастера.

Но могут ли такие качества, как великодушие, сочувствие и милосердие быть присущи Сатане? Если обращаться к религиозной трактовке, то нет, ведь, как известно, Дьявол готовит самый большой котел тому, кто преданней всех служит ему. Выходит, что Воланд, несмотря на многие сходства с каноничным образом – не Дьявол. Но обладая могуществом, справедливостью и полномочиями судить людей за их грехи, он, однако, и не Бог. Кроме того, образ Бога не присутствует в романе в явной форме, поэтому нельзя с точностью утверждать, что Воланд – абсолютное зло, ведь нам некого ему противопоставить. Воланд могущественен и всесилен в мире людей, однако доподлинно неизвестно, обладает ли он таким же положением в своем измерении. Кто же он, творец, повелевающий высшими силами, или лишь посредник, который подчиняется высшим законам? Этот вопрос Булгаков оставляет за страницами своего романа.

Таблица: Черты характера Воланда

Черты характера Воланда Цитаты
широкий спектр магических возможностей

Всесильный Воланд был действительно всесилен…

происхождение и характер героя находятся вне человеческого понимания

Он личность незаурядная и таинственная на все сто. но ведь в этом‑то самое интересное и есть!..»

вежливость, мягкость и интеллигентность

Спросил воланд вежливо, но суховато…

Тот в ответ улыбнулся ей вежливо и равнодушно…

Ту, что же, если спокойнее, то и считайте, – вежливо ответил Воланд…

веселый и насмешливый нрав

Вскричал он, смеясь, но не сводя несмеющегося глаза с поэта…

Иностранец ничуть не обиделся и превесело рассмеялся…

несмотря на наличие свиты, Воланд считает себя одиноким, ведь не имеет рядом равнозначных ему существ

…один, один, я всегда один, – горько ответил профессор…

всеведение и умение заглядывать в будущее

Таинственный консультант точно знал заранее всю картину ужасной смерти Берлиоза…

эрудиция и огромный жизненный опыт

…о, я вообще полиглот и знаю очень большое количество языков, – ответил профессор…» «…где я только не бывал!..

проницательность и умение объективно оценить людей

…мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут. Нельзя ли сделать так, чтобы он больше не приходил?..

гордость и высокомерие

Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут.

Автор: Екатерина Тимофеева

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *