Анализ стихотворения «Желание» (М.Ю. Лермонтов)

Михаил Юрьевич Лермонтов создавал не только знаковые прозаические произведения, но также и восхитительные лирические творения. Одним из них является стихотворение «Желание». Оно пронизано фольклорными мотивами. У поэта получилось создать элегию, включающую в себя традиции народной песни. Какую идею автор вложил в свое произведение? Какова его тематика? Читатель может об этом узнать, рассмотрев подробный анализ стихотворения «Желание» по плану. Приятного просвещения!

История создания

Михаил Юрьевич создал произведение «Желание», когда ему было всего шестнадцать лет. Работу над ним молодой поэт завершил в 1831 году. В тексте Лермонтов рассказывает о своей заветной мечте — ему очень хочется найти своё истинное жизненное предназначение.

Главный герой стихотворения считает, что ему не суждено прожить всю жизнь в России. Поэт мечтал оказаться в Шотландии, и этому есть свое объяснение. Известно, что род Лермонтовых произошёл из Шотландии. Потомки его древнего рода до сих пор живы и даже приезжают в Россию, чтобы почтить память знаменитого (хоть и не прямого) предка. Лермонтов не успел завести семью и оставить потомство, поэтому прямых наследников у него нет. Уехать из России, «страны рабов, страны господ», он так и не успел, но многие годы провел на Кавказе, где происходили войны коренных народов за независимость и российская власть не была однозначной.

Грусть автора в тот период обусловлена несчастной любовью к Екатерине Сушковой, которая отвергла болезненного и саркастичного юношу, не отличавшегося красотой. Лермонтов очень страдал и писал много грустных стихотворений. Он ощущал свою отрешенность от общества и его интересов.

Жанр, размер, направление

Произведение «Желание» относится к жанру элегии. Об этом свидетельствуют мотивы тоски поэта по непостижимому идеалу. Помимо этого, важным признаком элегии является то, что стихотворение написано от первого лица

Литературный размер: в произведении автор чередует амфибрахий и анапест. В стихотворении использована парная рифмовка. Такое сочетание размера и рифмы делает текст особенно выразительным и лиричным.

Направление творчества Лермонтова — романтизм. Какие черты мы можем выделить в произведении «Желание»? Это грустный настрой, тоска по неведомым экзотическим краям, столкновение мечты и реальности, мотивы свободы и одиночества, акцент на чувствах лирического героя.

Композиция

Композиция в стихотворении — кольцевая: оно начинается и заканчивается сожалением о том, что герой — не ворон степной. Структура произведения «Желание» включает в себя шесть строф, которые соединяются посредством парной рифмы.

  1. В первых четырёх строфах автор рассказал читателю о воображаемом путешествии главного героя, который стал напоминать «степного ворона».
  2. В двух финальных строфах поэт осознает неизбежность беспрекословного подчинения собственной судьбе и выражает сожаление по этому поводу. Лирический герой понимает, что нельзя изменить то, что предопределено судьбой.

Образы и символы

С помощью трех главных образов Михаил Юрьевич раскрывает основную мысль своего произведения.

Образ лирического героя — главный в стихотворении «Желание». Он мечтает превратиться в птицу, чтобы улететь в  те края, где жили его предки. В сознании у героя появляются родные образы шотландских полей, туманные дали его далёких предков. Знатность этого рода подчеркивают наследственный щит и заржавленный меч — старинные атрибуты дворян с рыцарскими корнями. Шотландская лира указывает на творческие планы героя: он мог бы состояться в искусстве своей страны. Но «Последний потомок отважных бойцов Увядает средь чуждых снегов». Он ощущает свою чужеродность и ненужность. Лирический герой представляет, как он пролетает над загадочной страной. Читатель попадает в мир иллюзий и мечтаний главного героя.

Важное место в стихотворении «Желание» занимает образ судьбы. Лирический герой заявляет, что нельзя идти наперекор Року. Он осознает, что нельзя избежать того, что предначертано свыше. Строгие законы судьбы он осуждает, но ничего не может поделать.

Образ степного ворона имеет большое значение в произведении. Главный герой желает превратиться в «степного ворона», чтобы «одну лишь свободу любить». Значит, в чуждой по духу стране его удерживают иные привязанности. Поэтому он сам не покинул Россию ради возвращения на духовную Родину. Именно ворон в стихотворении символизирует несбыточную мечту. Птица свободна, ее ничто не держит в стране, где она родилась. Лирический герой представляет себя в образе ворона, который смог бы своим крылом смахнуть пыль с фамильного герба. Эта фраза воспринимается не буквально, а аллегорически. Она означает, что единственный потомок древней семьи мог бы освежить новым побегом родословное древо и взять заржавленный меч в свои руки.

Темы, проблемы, настроение

Центральное место в стихотворении «Желание» занимает тема экзистенциальной тоски по ментальной Родине. Всё стихотворение пронизано мотивами печали и одиночества. Как известно, периоду раннего творчества Михаила Юрьевича свойственны романтические настроения. В данном произведении в образе Родины предстаёт родная страна предков поэта — Шотландия. Как и подобает поэту-романтику, Лермонтов идеализирует далекий экзотический край и томится по этому выдуманному идеалу. Автор тоскует по этой стране, хоть и ни разу в ней не был. Он мечтает стать птицей, чтобы оказаться в родных краях и продолжить славный род, в замке которого ему и место. Понятие ментальной «родины» для Михаила Юрьевича имело всегда очень важное значение.

Основная проблема — конфликт мечты и реальности. Герой чувствует себя чужим в родных краях и думает, что должен был быть рожден в другом месте — там, где угасал его славный род. «Я здесь был рожден, но нездешний душой…» — пишет автор. Ему остается лишь томиться по недостижимому идеалу.

Тема судьбы не менее важна. Суровые законы Рока непреодолимы для человека. Так уж вышло, что последний наследник древнего рода шотландских дворян должен прозябать в снегах России и забыть о лире шотландских предков. Конечно, сегодня это звучит неправдоподобно: каждый может выбрать страну для жизни, если поставит себе такую цель. Но в те времена одна дорога до Шотландии могла занять полгода, не говоря уже о том, что устроиться на чужбине было в разы тяжелее.

Проблема свободы тоже имеет значение. Важно отметить, что герой хотел бы любить лишь одну свободу, но на то он и не птица, чтобы делать это. Человек обременен связями с рождения и не может выбирать судьбу, не считаясь с другими людьми.

Особенно актуально сегодня несоответствие данности и внутреннего состояния человека. Лермонтов почти два века назад уже затронул эту проблему. Мы можем не чувствовать себя теми, кем являемся, и желать иного удела, но исправить что-либо, найти понимание в окружении очень тяжело.

Настроение стихотворения «Желание» безысходное. Финальный повтор говорит о том, что воз и ныне там: желание героя так и остается фантазией.

Основная идея

В стихотворении «Желание» заложен очень глубокий смысл. Михаил Юрьевич утверждает, что человек может не чувствовать себя тем, кем он является от рождения. На уровне внутреннего мира он может ощущать несовпадение с миром реальным. Ему будет казаться, что его место не здесь, и томление по идеалу отнимет всю радость жизни — такой чуждой и непонятной. Это состояние должно вызывать сочувствие, а не осуждение.

Автор сожалеет о том, что сокровенные желания живут глубоко в душе, и у них нет возможности воплотиться в реальность — таковы суровые законы судьбы. Главный герой ощущает непреодолимое чувство одиночества, от которого, к сожалению, он не в силах избавиться. Главная мысль стихотворения «Желание» состоит в том, что герой чувствует себя не тем, кем является, и тоскует по несбыточному идеалу, отнятому у него судьбой.

Я здесь был рожден, но нездешний душой…

Средства художественной выразительности

Различные тропы сделали стихотворение «Желание» максимально выразительным и раскрыли его главную мысль:

  1. В стихотворении представлено большое изобилие эпитетов («чужие снега», «нездешняя душа» и другие). Не секрет, что это одно из самых любимых средств выразительности Михаила Юрьевича. Читатель замечает, как с помощью эпитетов романтические картины Лермонтова словно оживают.
  2. Олицетворение: «И по сводам бы звук полетел».
  3. Антитеза: «Я здесь был рожден, но нездешний душой…»
  4. Очень заметны также в произведении анафоры, которые придают ему особую лиричность и музыкальность. Пример анафоры: «Зачем я не птица, не ворон степной… Зачем не могу в небесах я парить”.
  5. Помимо этого, в своём стихотворении Михаил Юрьевич применил возвышенную лексику (к примеру, «нездешний», «тщетны мольбы).

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *