Анализ поэмы «Возмездие» (А.А. Блок)

Поэма «Возмездие» многими исследователями считается своеобразным предсказанием грядущей революции. Действительно, Александр Блок очень чутко ощущал ожидаемые неизбежные изменения в жизни его родной страны. Многомудрый Литрекон предлагает Вам познакомиться с анализом произведения по плану, потому как оно является сложным и запутанным, но, тем не менее, – очень интересным. Приятного просвещения!

История создания

Поэма Александра Блока «Возмездие», по словам автора, полна революционных предчувствий. Именно поэтому она осталась незавершенной – в годы революции вдохновение у поэта пропало, а позднее смена власти уже произошла, и заканчивать произведение было бессмысленно.

В предисловии Блок самостоятельно знакомит читателя с историей рождения своего произведения. Александр Александрович отмечает, что мимо описания истории создания своей поэмы «Возмездие» он пройти не в состоянии, потому как прошлое его и людей его века слишком ярко окрашено, пройти мимо него невозможно – каждая цифра будто выведена кровью. Все эти цифры будто выведены на лицах каждого, кому довелось стать зрителем исторических событий его эпохи.

Замысел поэмы «Возмездие» возник в 1910-1911 гг., это время связано у поэта со смертями Комиссаржевской, Врубеля и Толстого. С первой умерла лирика на сцене, со вторым – необыкновенная, по-сумасшедшему удивительная воля художника, с третьим – человечность и мудрость. Начался кризис символизма как направления, и все другие литературные ответвления эпохи начали с ним враждовать. Все вокруг было наполнено трепетным ожиданием каких-то изменений в существующей действительности, именно это и стало толчком к написанию поэмы – томительное ожидание.

Для поэта многие факты истории начали иметь особый смысл – лекция Милюкова о «Вооруженном мире и сокращении вооружений», статья в одной из московских газет «Близость большой войны», и, наконец, убийство Столыпина в Киеве. Мир менялся стремительно, Блок воспринимал эти изменения музыкально – как скачки ямба.

Блок писал эту поэму в течение 12 лет. Смерть застала его – произведение так и не было закончено.

Жанр, направление, размер

Поэма «Возмездие» написана в лиро-эпическом жанре четырехстопным ямбом, потому как этот размер наиболее соответствовал стремительным изменениям в окружающей жизни, с которыми сталкивался Блок. Ее содержание очень символично, так как поэт сам принадлежал к кругу символистов, но не лишено реалистических черт. Эта тенденция связана с тем, что поэт стремится отразить происходящее вокруг него максимально объективно, в связи с реальностью. Обращая большое внимание на существующие исторические события, поэт делает акцент на том, что для него намного важнее движение времени, его заботит судьба своего государства.

По сути, поэма «Возмездие» является итогом философских размышлений Блока о судьбе своей страны. Она должна была быть написана в виде «концентрических кругов», которые бы сужались до самого минимального предела, а потом снова расширялись, действуя на все вокруг. Стоит предположить, что такой замысел по-своему связан в принципе с самой идеей отражения революции – она ведь является нагнетанием недовольства людей, их терпение, как и эти круги, стягивается и сужается все сильнее, пока не достигнет какой-то минимальной точки. После этого предела произойдет непременный распад, разрыв, который породит хаотичность и жизнь, новую и независимую. Весь ритм поэмы, по идее Блока, должен был ритмично нарастать, как мускулы на теле человека.

Композиция

Поэма «Возмездие» композиционно должна была делиться на пролог, три большие главы, и эпилог. Каждая из глав по задумке Блока обладала бы фоном, который можно иначе назвать обрамлением, с описанием событий исторической важности для мира и самого поэта.

  1. Первая глава имела бы связь с событиями русско-турецкой войны и народовольческого движения. Речь должна была идти о либеральной семье, в которую попадает некий «демон» — странный и страдающий.
  2. Вторая глава должна была связываться с рубежом XIX–XX вв. В ней бы речь пошла уже о сыне этого героя-«демона», он такой же бесчувственный и холодный, как и его отец. Здесь бы раскрывался замысел Блока о неизбежности связи рода: он ничем не связан с окружающим миром, он в нем лишний, всего лишь случайно брошенная искра, и все, что от него остается, – надежда на зарождение новой жизни в теле девушки.
  3. Третья глава переносит читателя в Польшу, в Варшаву, где над могилой отца-«демона» заканчивается путь его сына, который уходит на второй план и дает дорогу своему отпрыску как продолжателю рода, как одному из тех самых концентрических кругов.
  4. Эпилог должен был изображать картину: мать укачивает младенца, а тот растет в сына, который готов взойти на эшафот ради свободы.

Смысл названия

То, о чем пишет автор, выводится из содержания его комментария к тексту: развитие так называемых «звеньев» одной родовой цепи. Все последующие поколения развиваются сообразно с пределом, до которого они должны дойти, чтобы затем слиться с общей массой – мировой средой, но не теряя собственной индивидуальности. Эта характерная только для него черта приобретается из-за различных испытаний, трудностей, несчастий и потерь. В число этих потерь можно включить моральные ценности. История, то, как она развивается, способна поглотить любого человека, который живет в то или иное историческое время. Если тот, кого жизнь практически утянула в свой водоворот, выдерживает, от него все же не остается практически ничего прежнего – и тогда он начинает отвечать. Лишения, с которыми он старается жить в процессе исторических изменений, начинают разжигать в нем ярость. Если сделать небольшой вывод, поэма «Возмездие» — своеобразный ответ Блока на теорию прогресса.

Именно так можно объяснить название произведения. По сути, «Возмездие» — это реакция каждой искалеченной души на путь истории. Неслучайным тогда становится и выбор эпиграфа к произведению: «Юность – это возмездие» (Г. Ибсен). Именно в молодом поколении заключена неконтролируемая сила, которая будет являться своеобразной карой за все то, что сделала с ними и с их семьями жестокая история. У юных людей мировая воля отобрала детство – самое ценное в жизни человека.

Образы и символы

Анализ поэмы «Возмездие» по плану включает в себя несколько главных образов и символов. Автор неоднократно упоминает о лейтмотиве «мазурки», которая как раз-таки и связывается с возмездием. Этот танец должен был греметь на протяжении всей поэмы, закручивать героев в своем звучании.

В прологе поэмы звучат по-пушкински жизнеутверждающие строки «Сотри случайные черты – И ты увидишь, мир прекрасен». Здесь можно проследить связь со стихотворением «Я помню чудное мгновенье», которое относится к любовной лирике поэта. Если у Пушкина любовь – это посвящение себя другому человеку, то у Блока любовь – посвящение себя как поэта целому миру. Поэт в его глазах – пророк, который видит движение жизни. Таким образом, эти строки обладают по-своему символическим значением.

В прологе так же появляется образ меча. Меч является символом правды, борьбы за справедливость, по-рыцарски самоотверженного посвящения себя судьбе родного государства. Он противопоставляется дракону – символу зла, нависшего над человечеством, закрывшего солнечный свет как свет правды, истины. В этой части поэт отражает свою ничтожность перед такими масштабами, он говорит о своей рабской сущности, тем самым «подстрекая» своих читателей восстать во имя свободы и светлого мира.

Поэма является для поэта символом обедни, церковной службы, возносится в высокое божественное, символическое значение.

В первой главе появляется символ железного века – символа холода, гнева и жестокости, войн и борьбы. В таком мире человек становится безвольным существом, он подстраивается под государство. Постоянно звучит образ машины как символа неконтролируемой силы, которая затягивает человека, делает его безвольным существом.

Санкт-Петербург связан у автора с болезнью, унынием и затхлостью. Даже описание солнечного дня и трепета народа перед царицей связано у автора с забвением, помутнением рассудка – вдалеке все равно маячит смерть. Строки «Да, дело трудное их – свято!» можно связать со стихотворением «Бородино» Лермонтова, и тогда они приобретают символическое значение – штыки, которые солдаты используют не по назначению, украшены цветами. Эта строка своего рода раздумье поэта о том, как власть управляет умами людей, подчиняет их своей воле. Вместо того, чтобы жить ради памяти людей, которые сражались за их будущее, жить свободно, они лишаются этой свободы и даже не борются за нее.

В поэме присутствует символ тени как сомнения людей в своем будущем. Он появляется на светском вечере. Тени лежат на лицах говорящих, их речи также наполнены заботой и печалью.

Во время появления одного из главных героев поэмы появляется символ синего огня – надежда на будущее, но призрачная и неуловимая, практически фантастическая. Этот образ возникает над полной чашей – эта деталь часто возникает в лирике Блока. Стоит вспомнить стихотворение «Незнакомка», где лирический герой также видит истину в вине. Примечательно, что над этой чашей скрещивают кинжалы – символы неизбежности борьбы.

Также образ ветра связывается с символом перемен и новых ожиданий. Ветер — сила стихии, которую нельзя ничем контролировать, и он врывается в дом семейства, в дом знати.

Блок вводит метафорический образ замерзшей реки, за которым скрывает Россию, угнетенную властью самодержавного правителя. Поэт считает, что быстрая река, как народная стихия, способна разорвать внешний лед, сковывающий ее силу, и смыть все былое на своем пути. Этот образ – аллегория революции, приближение которой ощущают все герои произведения.

Образ ястреба – символ самодержавного правителя. В связи с ним возникают и образ поля, и птенцов, детей России. Блок сам объясняет свое сравнение: Россия, как мама-птица, сама переживает о птенцах, на которых нападает злой ястреб, как о своих детях. Но эта борьба и истязания неизбежны: такова судьба.

Герой, которого описывает Блок, опять же вводится в произведение символически: он похож на Байрона (так же задумчив и печален), в нем есть что-то устрашающее и демоническое. Он в своих решениях хаотичен и не может выбрать какую-то золотую середину. Но когда он играет на музыкальном инструменте, прекрасный образ с белыми крыльями видится всем – как фигура падшего ангела. Блок соотносит своего героя с тем образом ястреба, но только искалеченного, который он давал ранее.

В конце первой главы появляется символический образ дыма – неизвестности, ожидания каких-то страшных изменений, причем вызванных борьбой.

Вторая глава начинается с описания Победоносцева, который тоже преподносится символически. Политический деятель «парит» над городом, раскинув «совиные крыла». Эта метафора передает состояние России во время гнета. Именно Победоносцев, как считали многие, после смерти Александра «сел на трон». Интеллигенция воспринимала этого человека негативно, демонизируя его образ. Он был связан с тем, что политик использовал насильственные методы для управления народом.

Образ весны, возникающий в этой части, не связан с пробуждением любви. Он полностью соотносится с состоянием лирического героя: ему противно от того, что происходит в стране, и в голове только мелькает: «Как страшно жить на белом свете…». И далее возникающий символ красной зари связан с приближением борьбы, приближением смерти и насильственных, но неизбежных изменений.

В третьей главе также есть множество цветовых символов, передающих скорбь и состояние угнетения: черные рельсы, ленивая желтизна неба.

Во время похорон отца возникает картина поля, которое в творчестве многих поэтов является метафорой пограничного состояния, пробуждения воли и силы, а также связи со своими предками.

Вьюга связывается со старинностью, вечностью и чем-то мистическим. Именно из вьюги появляется женщина, которая плачет на похоронах отца героя, причем никто не знает, кто она такая.

В образах ночи герой видит вечные образы – мать, склоненная над своим ребенком, в узорах на стекле фонаря. Это – символ будущего, ожидаемого героем. Все возможно, если не терять надежды на лучшее.

Темы

Основная тематика произведения «Возмездие», которую выделяет и сам автор, связана с описанием того, как развиваются звенья одной родовой цепи. Любой отпрыск проходит путь своего развития до определенного предела, пока не сливается с окружающей массой, с мировой средой, но в каждом таком представителе неизбежно отражается что-то особенное, свойственное лишь ему одному. Эта особенность приходит к нему ценой жизненных лишений, неудач, падений, потерь (не только жизненных в виде близких ему людей, но и духовных добродетелей). Жизнь, ее бесконечный водоворот, засасывает любого человека беспощадно и беспорядочно, и от него почти ничего не остается. Если человек выдерживает эти испытания, он уже мало похож на себя прежнего – мировая воля делает его искалеченным и несчастным. Тот человек, как представитель своего рода, который начинает ощущать воздействие истории, который теряет многое из-за этого возмездия, начинает отвечать тем же. Таким образом, поэма «Возмездие» стала для Блока своеобразным отражением взгляда на теорию прогресса.

Также в произведении представлены следующие темы:

  1. Тема ожидания изменений. Несмотря на то, что никаких революционных изменений в поэме нет, все чувствуют какое-то странное ощущение: например, во время сбора людей на площади перед царицей люди чувствуют что-то, ждут. Поэт отмечает слияние народа в единую массу, которая не замечает несущественных намеков вокруг себя, но все же чувство чего-то неестественного, какое-то подозрение не покидает этих людей.
  2. Тема забвения. В поэме помимо обычных людей, ожидающих чего-то нового, есть и светские люди, которым все новое вселяет страх. Единственной отдушиной для них становятся вечера, где они предаются развлечениям и пьют.
  3. Тема развенчивания старого и невозможность с ним расстаться. В поэме описывается семейство, которое ради собственной выгоды стало либеральным. Это обеспечило им прежнюю власть в обществе. Несмотря на то, что семейство в этом окружении говорит вздор, люди все так же подвержены влиянию элиты общества. В этом проявлялась двойственность в высших кругах, «двоеверье», как сам называет это Блок.
  4. Тема неизбежности исторических изменений. Она вводится с помощью метафорического образа реки, окованной льдом. Это – нынешняя Россия. Блок пишет о той быстрой реке, которая, круша лед, готова смыть всех и пощадить лишь единиц.
  5. Тема потерянности человека. К этой теме можно привести в пример момент, когда сын хоронит своего отца. После этого, хоть и не зная своего родителя, герой чувствует глубокую тоску и потерянность. Он бесцельно бродит по снежному бездорожью, грусть тянет его к земле, а сердце каменеет.

Проблемы

Основными проблемами, описанными в поэме «Возмездие», являются:

  1. Отношение истории к жизни человека. В первой части поэмы описываются события русско-турецкой войн в виде картин сражения. Автор акцентирует наше внимание на контрасте: с одной стороны, мы видим лишения людей, их героизм и смелость, а с другой – картины светского общества, которое в пустую кричит «ура!» и даже не подозревает о лишениях солдат.
  2. Проблема перехода от старого к новому. Сталкиваясь с этим, многие герои не могут расстаться со старой жизнью. Они продолжают цепляться за прошлое, и сам этот переход вызывает в их душе кризисное состояние. Люди чувствуют упадок, страх перед чем-то неизвестным, пытаются заглушить накатывающие отрицательные эмоции.
  3. Проблема лицемерия. Она показана в тексте наиболее полно и широко. Так, отец описываемого семейства был всегда на страже просвещения (уповал на силу человека, на науку), но в настоящее время немного запутался в том, кто же он все-таки такой. Герой остался педантом, любителем изыском и излишеств, но стал ярым западником во всем. Все бы ничего, если бы он в душе не оставался тем русским барином, от образа которого так старательно пытался уйти.
  4. Расшатывание семейных ценностей. Одна из дочерей отца описываемого семейства выходит замуж. Ее жених – противник всех старых обычаев и традиций, она его во всем поддерживает. Блок иронично замечает: «Луч света в царстве темноты», но есть важная деталь – девушка не согласна идти под венец без цветов и фаты на голове. В этом раскрывается подход писателя ко всему, что происходит в обществе: семья становится фикцией, фарсом. С помощью семьи люди стараются самоутвердиться так же яростно, как с помощью либеральных взглядов, которые не многим свойственны. Тот человек, который идет по описываемому пути, не соблюдает умеренности.

Такова проблематика поэмы «Возмездие».

Смысл

Поэма не была завершена поэтом. Он постоянно возвращался к ней, стремясь закончить начатое, но так этого и не сделал. Это было связано с главной мыслью, которую он хотел заложить в содержание произведения. Она исчерпала себя.

Заключалась основная идея поэмы «Возмездие» в том, чтобы отразить истоки, начало революции. Любой протест начинается с самых низов, с движения народных масс против деспотичных правителей. Таким деспотом можно назвать и отца главного героя, и самого героя, который по своему образу напоминает демона. Блок показывает, что история – неконтролируемая стихия, что род человека цикличен. Каждое звено родовой цепи повторяет другое. Но только в контексте истории в каждом потомке накапливается самое страшное – боль и несогласие с существующими порядками. И когда родовая цепь смыкается все уже и уже, может произойти неминуемое – кардинальное изменение жизней тысяч людей. Это происходит потому, что род, описанный Блоком, не единственный – таких людей миллионы. Такова главная мысль поэмы «Возмездие».

Чему учит?

За равнодушие, за лицемерие расплата приходит неожиданно. Это происходит стихийно, кроваво и больно. Причина в халатности властей, в стремлении создать лже-идеалы, когда по своей природе этим людям не свойственны те новые моральные принципы, которые они пытаются себе привить. Происходит это резко, лихорадочно, потому как всё ярче проявляется неизбежное.

Главное – нужно быть честным с самим собой. Именно поэтому чувствует себя потерянным сын того самого «демона»: он предает свое человеческое предназначение и получает вполне ожидаемую расплату. Прозябание и фальшь – не выход. Государству следует развиваться соразмерно с развитием общества, отвечать на его просьбы и не выстраивать деспотическую линию правления.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *