Анализ поэмы «Анна Снегина» (С.А. Есенин)

Поэма Сергея Есенина «Анна Снегина» – уникальный продукт творчества поэта. Законченная в январе 1925 года, незадолго до смерти молодого автора, она сочетает в себе автобиографические элементы и глубокий анализ исторического прошлого Родины – России в огне революции и гражданской войны. На момент написания произведения Сергею Есенину было тридцать лет: совсем ещё молодой, он уже подходил критически к истории своей жизни и горячо любимого русского народа, анализировал прошлое и возможное будущее, не зацикливая произведение лишь на лирическом герое. «Анна Снегина» – это история не столько о безответной любви, сколько о глобальном горе, пережитом России в 1917 году и позже. Сам Есенин называл эту поэму лучшим своим произведением, в которое он вложил всё своё поэтическое мастерство.

История создания

Сергей Есенин трудился над текстом «Анны Снегиной» во время своей второй поездки на Кавказ в промежуток 1924-1925 гг. В те годы он не сидел на одном месте, бывал и в Баку, и в Тифлисе (совр. Тбилиси), и в Батуми. У него выстроились тёплые отношения с грузинским и советским поэтом Тицианом Табидзе, который писал о Есенине: 

«Внешний успех на западе не излечил его внутреннего кризиса, и он вместо успокоения чувствовал какое-то ожесточение. Ему хотелось сразу наверстать пропущенное вдохновение, он чувствовал неиссякаемый творческий голод».

Удивительно, что сам Сергей Есенин считал кавказский период своего творчества «пустым», несмотря на то, что в эти годы помимо «Анны Снегиной» он работал и над «Страной негодяев», и над «Чёрным человеком», и над рядом лирических стихотворений. Тем не менее, в письме своей подруге и литературному секретарю Г.А. Бениславской Есенин пишет об этом времени: 

«ведь я почти 2 года ничего не писал, когда был за границей».

Несмотря на общее уныние и психологический кризис, автор загорелся идеей, и работа над «Анной Снегиной» в конце 1924 года закипела. Ещё не завершив поэму, Есенин понимал, что это будет лучшим произведением, которое когда-либо выходило из-под его пера, ведь пишется ему «дьявольски хорошо». Поэт вновь почувствовал вкус к жизни и силу собственного таланта; в его письмах друзьям и знакомым – Г.А. Бениславской, П.И. Чагину и другим – чувствовался некий оптимизм, предвкушение чего-то потрясающего и уникального, что он вот-вот создаст.

Уникальность поэмы Сергея Есенина состоит в сплетении сюжетных линий: любовной (воспоминания о родном селе, первой любви и случайная встреча с бывшей возлюбленной) и исторической (судьба России и её народа в огне революции и гражданской войны). Критики склонны полагать, что прототипом заглавной героини была Лидия Ивановна Кашина (девичья фамилия Кулакова) – помещица из родного села Есенина, его несостоявшаяся любовь и первая слушательница стихов юного поэта, в годы гражданской войны вышедшая замуж за белого офицера и уехавшая с ним.

Также важно отметить, что «Анна Снегина» имеет «адресата»: она посвящена писателю и литературному критику, революционеру-большевику Александру Константиновичу Воронскому, которому Есенин и сдал поэму, переписанную набело, в марте 1925 года, чтобы тот опубликовал произведение в советском литературном журнале «Красная новь». Поэт не сомневался в успехе своего творения и мечтал о том времени, когда «Анна Снегина» выйдет отдельной книгой, однако до этого момента не дожил – писателя не стало в декабре 1925 года.

Жанр и направление

Сам Сергей Есенин определил жанр «Анны Снегиной» однозначно: лироэпическая поэма. Лиризм истории первой любви героя, нежных чувств, когда-то испытываемых к молодой помещице Анне, офицерской жене, сочетается с эпическим трагизмом революции и гражданской войны. Исследователи творчества С.А. Есенина и литературные критики, как и сам автор, отмечают, что эпический элемент в поэме очень сильный и даже преобладает над лирическим: поэту удалось в ретроспективе изобразить судьбу русского народа в огне революции, войны и становления новой – Советской – власти. Интересно также, что глубокому сочувствию судьбам простым крестьян поэт уделяет не меньше внимания, чем анализу собственных чувств и воспоминаниям о первой любви к загадочной Анне Снегиной.

Тем не менее, не все критики согласны с авторским определением жанра. Так, например, Владимир Николаевич Турбин, русский и советский литературовед, кандидат филологических наук, ученик Михаила Бахтина, был склонен считать произведение Есенина «повестью в стихах» и нередко проводил аналогии между «Анной Снегиной» и романом в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», указывая в том числе и на созвучие фамилий заглавных персонажей обоих произведений.

Иное определение жанра «Анны Снегиной» предложил советский поэт, теоретик стиха и литературовед Александр Павлович Квятковский. Он назвал поэму Сергея Есенина «стихотворной новеллой», намекая на напряжённый романный сюжет поэмы и так называемый «пуант» – неожиданную концовку, считающуюся в теории новеллистики обязательным элементом жанрового своеобразия.

Споров не вызывает одно: «Анна Снегина» продолжает лучшие традиции реалистического направления в литературе. «Есенинский» реализм основан на сопереживании, сочувствии судьбам людей из простонародья, глубоком анализе исторического пути России и честном, бескомпромиссном суждении о жестокости войны, революции и новой власти – всё это поэт знал не понаслышке – его взросление и становление пришлось на мрачные страницы русской истории.

Композиция и конфликт

Поэма Сергея Есенина состоит из пяти глав, соединяющихся в цельное линейное повествование от лица лирического героя о его поездке из столицы в родное село, воспоминаниях о прошлом и о жизни простого народа на малой родине героя. Несмотря на общую линейность композиции в ней есть циклический, кольцевой элемент: «Анна Снегина» начинается и завершается возвращением лирического героя-столичного поэта на малую родину, в село Радово.

Первые две главы задают лёгкое, оптимистичное, даже жизнерадостное настроение, несмотря на мрачные описания. Герой дезертирует, оставляет Россию в огне гражданской войны и всецело предаётся воспоминаниям о родном селе, куда он направляется, и о первой любви. Мельник и его жена радушно встречают героя, одаривают его теплом и заботой, а жизнь в селе, как кажется на первый взгляд, идёт своим чередом.

Третья глава полностью посвящена отношениям Анны Снегиной и лирического героя: они встречаются после долгих лет разлуки и вспоминают молодость. Эта глава пронизана лиризмом и трагическими нотами: автор даёт понять, что герои до сих пор близки друг другу, между ними остались чувства, однако судьба распорядилась их разлучить и максимально отдалить друг от друга. Анна давно замужем, Сергей стал популярным в столице поэтом, и между ними едва ли осталось что-то общее, помимо воспоминаний о первых чувствах, вспыхнувших между ними, когда обоим было по шестнадцать лет.

Четвёртая глава становится кульминационной: происходит надлом в отношениях лирического героя и Анны; кроме того, Сергей замечает, как на самом деле трагична судьба русского народа, простых крестьян, радовцев и криушей. Крестьянский бунт, закончившийся описью имущества помещиков Снегиных, известие о смерти мужа Анны на войне отвращают женщину от Сергея, которого она осуждает за дезертирство и отсутствие мужества, считает предателем.

В пятой главе содержится развязка поэмы. Герой вновь возвращается в родное село, изуродованное и искалеченное огнём гражданской войны. Неизменным остаётся лишь одно – доброта и радушие семьи мельника, привечающей Сергея. Он получает последнее, прощальное письмо Анны, уехавшей из России за границу. Поэма заканчивается словами, неоднократно повторёнными в других главах, подобно рефрену:

«Далекие милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас».

Поэма Сергея Есенина уникальна многообразием тем и проблем, двойственностью конфликта. С одной стороны, это конфликт любовный, но и он тоже двойственен: здесь сочетаются внутренние конфликты Анны и Сергея, чувства между которыми ещё не угасли, но судьба настолько их развела, что они запрещают себе думать об этом и строить какие-либо надежды и планы на будущее и размолвка героев после смерти мужа Анны, их окончательное расставание. С другой стороны, это конфликт гораздо более широкий и глубокий, исторически масштабный излом судеб простых русских людей в огне революции, гражданской войны и становления новой власти.

Смысл названия

Поэма названа именем персонажа возлюбленной лирического героя. Имя Анна Снегина – вымышленное. Выше мы уже упоминали о том, что, вероятнее всего, прототипом заглавной героини поэмы является Лидия Ивановна Кашина, ранняя любовь и первая слушательница стихов юного Сергея Есенина. 

Автор подобрал своей возлюбленной новое имя неслучайно: фамилия Снегина ассоциируется, во-первых, со снегом, образ которого неоднократно возникает в тексте поэмы и воображении главного героя, в том числе в бреду во время болезни вскоре после приезда в Радово; во-вторых, – с чистотой и непорочностью, которые остаются ключевыми чертами возлюбленной главного героя. Какой бы она ни была, и чтобы между ними ни происходило, образ чистой, невинной, но вместе с тем загадочной и недоступной Анны из прошлого не угасает в душе и сердце поэта.

Суть: о чём поэма?

«Анна Снегина» – это не только и не столько история о первой любви, памяти о прошлом счастье и болезненном расставании. Это ещё и историческая ретроспектива судьбы простого крестьянства, русского народа, пожалуй, сильнее всего пострадавшего в огне революции и гражданской войны в начале ХХ века.

С одной стороны, первую часть поэмы (три главы) автор всецело посвящает воспоминаниям лирического героя о детстве, жизни в родном селе и первой юношеской любви. Герой намеренно абстрагируется от ужасов гражданской войны и революции, от которых, по сюжету истории, сбежал, дезертировав. Воспоминания об Анне и сцены первых встреч с ней спустя долгие годы пронизаны глубоким лиризмом и трагизмом, воспоминаниями о детстве, былом счастье и сожалением об упущенном времени.

С другой стороны, важную роль в поэме играют эпическая составляющая и историзм: автор, не смягчая тонов и красок, описывает изломанные судьбы простых русских людей, разбитых или сведённых с ума новой – Советской – властью. Сцена бунта крестьян, стремящихся отвоевать землю и описать имущество помещиков Снегиных становится эпическим центром поэмы, кульминационной точкой в одном из её конфликтов. Всё творчество Сергея Есенина так или иначе понизано сочувствием простому русскому народу, часто страдающему от решений и действий сильных мира сего, и «Анна Снегина» не является исключением.

Кроме того, важно отметить близость лирического героя самому Сергею Есенину. «Анна Снегина» содержит немало автобиографических элементов, и её лирический герой приблизительно равен автору, однако ошибочно полагать, будто автор воплотил в поэме все детали собственной жизни, не допуская художественного вымысла.

Вот краткое содержание поэмы по главам.

Главные герои и их характеристика

Вот главные герои поэмы «Анна Снегина», уютно устроившиеся в списке:

  1. Сергуша (Сергей) – главный (лирический) герой поэмы, от лица которого ведётся повествование. Молодой поэт, популярный в столице, сбежал на малую родину от кровавых ужасов революции и гражданской войны, дезертир. По приезде в родное село Радово в нём вспыхивает ностальгия по детству, былому счастью и первой любви, вновь вспыхивают чувства к помещице Анне Снегиной.
  2. Анна Снегина – заглавный персонаж поэмы, радовская помещица, первая любовь Сергея. В шестнадцать лет рассталась с юным поэтом по собственной инициативе. Вышла замуж за офицера Бориса, убитого во время гражданской войны. Жертва крестьянского бунта, после смерти мужа и потери всего имущества всё бросает и уезжает за границу.
  3. Прон Оглоблин – сельчанин, активист, сведённый с ума пропагандой новой власти, активист. Критики склонны полагать, что это собирательный образ, однако и у него был прототип – П.Я. Мочалин, рабочий коломенского завода, односельчанин Сергея Есенина. Под впечатлением от ленинских идей Мочалин начал пропагандистскую работу в родном селе. Прон Оглоблин в поэме также предстаёт страстным агитатором, бунтовщиком и активистом с тёмным прошлым. В его образе есть что-то схожее с характером Михаила Кошевого – героя романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон», посвящённого тем же историческим событием, но написанного много позже «Анны Снегиной». В финале истории Сергей получает известие о том, что Прон был расстрелян отрядом Деникина.
  4. Лабутя – родной брат Прона, ветеран русско-японской войны 1905 года, который, кроме этого, ничего не добился в жизни.
  5. Возница, мельник, жена мельника, крестьяне – собирательные, фоновые образы, типичные выходцы из русского простонародья, чьим изломанным судьбам сочувствует автор поэмы.

Темы

В относительно небольшой поэме С.А. Есенин раскрывает целый ряд тем:

  1. Тема чувств и первой любви. Нежные чувства к Анне Снегиной не отпускают Сергея, заставляют его вновь и вновь возвращаться к родному селу и к воспоминаниям о девушке, сказавшей ему когда-то ласковое «нет».
  2. Тема ностальгии. Воспоминания о детстве и первой любви – то немногое, что связывает повзрослевших Сергея и Анну. Кроме того, приезд в родное село и погружение в воспоминания о былом счастье помогают герою на время абстрагироваться от ужасов революции и гражданской войны, столичных проблем и страхов.
  3. Тема революции и гражданской войны. Без сомнения, на этой теме зиждится эпическая составляющая поэмы. Автор показывает ожесточение активистов, сведённых с ума советской пропагандой, и страдание простых крестьян, потерявших средства к существованию и возможность жить в прежних условиях.
  4. Тема страданий простого народа. Эта тема тесно переплетается с предыдущей и продолжает линию, лейтмотивом проходящую через всё творчество Сергея Есенина – тему сочувствия изломанным судьбам простых людей.

Проблемы

Проблематика поэмы «Анна Снегина» разнообразна и масштабна. С одной стороны, она затрагивает жизнь одного человека, его внутренний конфликт и несостоявшиеся любовные отношения. Проблема первой любви, потерянного времени и упущенных возможностей здесь раскрывается как нельзя более подробно. 

С другой стороны, автор освещает проблему войны, боли и страдания в масштабе не одной жизни, но судьбы целого народа. Эта проблема влечёт за собой ещё одну – проблему сочувствия ближнему, человеку с изломанной судьбой, которому ничего не остаётся, кроме как подчиниться её велению и безропотно плыть по течению.

Смысл

Главная мысль «Анны Снегиной» объединяет обе конфликтные линии: эта мысль о сложности человеческой судьбы, о том, как её изламывают, казалось бы, далёкие от простых людей исторические события и проблемы, решаемые «сверху».

Основная идея поэмы «Анна Снегина» заключается и в том, что вчерашние рабы — это худшие хозяева. Власть, отданная крестьянам и рабочим, приводит к разрушению деревни. Жизнь народа становится лишь хуже. Отнятое у «богачей» богатство впрок не идет, оно уничтожается в мстительном порыве. У новой власти нет ни образования, ни опыта, чтобы управлять Россией эффективно. Зато есть обида, которая выражается в преследовании Анны Снегиной и ущемлении прав лирического героя, оказавшегося лишним по обе стороны баррикад.

Чему учит?

Поэма Сергея Есенина «Анна Снегина» поучительна не только как подробный и честный рассказ о давно ушедших событиях, болезненных для России, но и как история о человеческих чувствах, о любви. Ностальгическое повествование о расставании и потере былого счастья учит читателя быть внимательным к собственной судьбе, послушным зову сердца и призывает не упускать возможности, дарованные жизнью.

​​Поэма Сергея Есенина «Анна Снегина» учит нас важности памяти о прошлом и чувствах, которые мы переживаем в жизни. Через историю главного героя, вернувшегося в родное село после долгого отсутствия, автор показывает, как изменяются люди и места под влиянием времени и исторических событий. Центральная фигура, Анна Снегина, воплощает утраченные идеалы и романтические мечты, которые сталкиваются с реальностью революционных перемен и разрушают прежние устои.

Также поэма заставляет задуматься о любви и утрате. Взаимоотношения между героем и Анной, их воспоминания о прошлом и невозможность вернуть былое подчеркивают неизбежность перемен и сложность принятия нового мира. Есенин передает чувство ностальгии по ушедшим временам и глубокой грусти по поводу утраченных возможностей, учит ценить искренние чувства и не забывать о своих корнях, несмотря на трудности и изменения в жизни.

Критика

Удивительно, но современники встретили поэму равнодушно и даже скорее отрицательно.

В анонимной рецензии, одной из первых на «Анну Снегину», неизвестный критик писал:

«Анна Снегина» — история о двух друг в друга невпопад влюбляющихся существах. Социальной значимостью выведенные герои не обладают. Любовная канитель эта тянется на фоне бунтующей деревни… Есенин совсем не видит важности происходящего. В его поэме революция — нечто случайное, привходящее».

Тем не менее, в современном литературоведении эту поэму оценили по достоинству. Прошло много лет после написания поэмы и почти век после гибели Сергея Есенина – и сейчас по его поэме ставят спектакли, снимают кино и пишут новые книги.

Автор: Фаина Пастернак

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *