Анализ стихотворения «Бородино» (М. Ю. Лермонтов)
Михаил Юрьевич Лермонтов был известным русским поэтом и писателем. Одним из его наиболее знаменитых произведений является стихотворение «Бородино». В нем автор наглядно продемонстрировал события Бородинской битвы. Рассмотрим анализ произведения «Бородино» по плану вместе с Многомудрым Литреконом.
Содержание:
История создания
Свое известное стихотворение Михаил Юрьевич создал в 1837 году. В это же время стихотворение опубликовали в журнале «Современник». Писатель посвятил произведение 25-летней годовщине Отечественной войны 1812 года. Тогда французский император Наполеон и его многотысячная армия направились покорять Россию. Но русские войска не могли дать главный бой и долго отступали, загоняя противника в капкан. Чем дольше он шел, тем больше терял силы на продвижение. Перед Москвой было решено дать бой. Выбор пал на поле Бородино. Сражение состоялось 26 августа в 125 к западу от Москвы. Оно длилось 12 часов, после чего прозвучал отбой. На следующий день Наполеон отступил, ожидая резерва, а Кутузов дал команду сдать Москву, потому что у обеих сторон были большие потери, но к французской армии спешило подкрепление, а у русской силы были на исходе. Сегодня принято считать, что ни одна сторона не добилась желаемых результатов в этой схватке.
К созданию данного стихотворения Михаила Юрьевича подтолкнули воспоминания Афанасия Столыпина, который приходился ему родственником. Афанасий Алексеевич был братом бабушки Михаила Юрьевича. Создавая свое грандиозное стихотворение, Лермонтов позаимствовал немало деталей из рассказа Столыпина. При этом сама личность повествователя присутствует в произведении. Для полного погружения в реалии битвы поэт избрал в качестве рассказчика простого солдата, речь которого проста и понятна каждому. Он видит события глазами народа, который не все знает и осознает, но горячо любит Родину и стремится ее защитить.
Не секрет, что автор «списал» с личности Петра Багратиона известный образ полковника.
Жанр, направление, размер
Произведение «Бородино» создано в жанре лирического стихотворения. По мнению многих исследователей и литераторов, произведение представляет собой народную оду или балладу. Так, присутствие повествовательного мотива свидетельствует о схожести произведения «Бородино» с балладой. Признаками народной оды, проявившимися в стихотворении, являются невероятный патриотизм людей и восхваление славы. В стихотворении представлено множество приёмов звукозаписи, благодаря которым звуки выстрелов, а также картины битвы выглядят очень правдоподобно. Также Лермонтов при создании стихотворения употреблял специальную лексику, основное назначение которой заключается в подчеркивании реалистичности повествования («булат», «редут», «картечь» и так далее).
Направление творчества Лермонтова — это романтизм. Оно проявилось и в этом произведении. Автор переносит нас в прошлое, место действия — экзотическое, ведь мы находимся на поле, где произошла одна из самых кровопролитных битв века. Полковник окружен романтическим ореолом: перед нами лишенный страха и упрека герой, зовущий людей в бой. Автор не скупится на гиперболы и преувеличения, чтобы картина получилась еще более грозной («Французы двинулись, как тучи, и всё на наш редут»).
Стихотворный размер «Бородино» – разностопный ямб со смешанным способом рифмовки.
Композиция
Композиция стихотворения кольцевая, начало и финал речи героя отмечены повтором одних и тех же строк:
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
В этих словах обозначен главный конфликт стихотворения: современные люди не способны защитить отечество в минуту угрозы, а героев прошлого уже не вернуть. Своему произведению Михаил Юрьевич придал форму рассказа пожилого солдата. Именно он был не только очевидцем, но и участником Бородинского сражения. Лирическое повествование включает в себя четырнадцать строф. При этом, автор разделил повествование на две части.
Данное стихотворение написано разностопным ямбом. При этом, автор мастерски его соединил с особенной рифмовкой строф: парная + кольцевая ААБВВБ. Именно благодаря этому приёму повествование напоминает народные сказания. Подобные стихи очень легко воспринимать на слух, поэтому они довольно быстро распространяются в народе.
Образы и символы
Большую роль в произведении «Бородино» играет образ рассказчика. Автор изобразил настоящего патриота, который восхищается героизмом своего народа. Несмотря на то, что рассказчик уже в преклонном возрасте, он готов встать на защиту своей родной земли. В образе рассказчика Михаил Юрьевич воплотил самые лучшие качества народа: честность, порядочность, отвагу и мужество. Перед нами простой солдат, его речь изобилует просторечиями, и оттого его рассказ кажется еще более искренним и родным. Автор изобразил рядового защитника Родины и не зря: именно таким бравым ребятам мы обязаны спасением Отечества. Не лишен ветеран и скепсиса, свойственного всем представителям старшего поколения. Он сомневается, способны ли молодые ребята защитить родную землю, как отстояли ее их отцы и деды?
Не менее интересным является лирический герой. Можно заметить, что повествованию автор придал форму диалога. Так, старик беседует с молодым человеком. Юноша очень заинтересовался историей прошлого. Ему совсем не безразличны события 1812 года. Лирический герой олицетворяет большую надежду на молодое поколение. Писатель хотел показать, что не все новые люди так уж безнадежны, как говорит старик. Раз в их сердцах жив интерес к памяти о подвигах предков, значит, и они не посрамят их честь в минуту опасности.
Очень ярким образом в стихотворении выступает образ командира, прототипом которого является князь Багратион. Он погиб в бою, отважно защищая свою Родину. Он не боялся отдать свою жизнь ради благополучия народа. Его речи воспламеняют сердца солдат и ведут их на битву.
Темы
Свое знаменитое творение Михаил Лермонтов создал выразительным народным языком. Писатель продемонстрировал субъективный взгляд на решающее сражение около деревни Бородино. Именно эта битва носила решающий характер в кровопролитной войне 1812 года. Какова же тематика поэмы «Бородино»?
- Основная тема «Бородино» заключается в изображении подвига русских людей, желающих отстоять независимость родной страны. Читатель замечает, насколько точно автор описал события знаменитого сражения. Для особой выразительности и наглядности автор добавил бытовые подробности, определенный эмоциональный настрой, раскрыл человеческие характеры.
- Патриотизм. Писателю удалось создать атмосферу народного патриотизма. Люди готовы были умереть ради спасения своей страны и «клятву верную сдержали».
- Роль солдат в битве. Благодаря Михаилу Лермонтову в литературе впервые заговорили о значимости простых солдат в непростой войне с противником. Рассказчик — рядовой воин, но именно он и его товарищи были главным оружием против могущественного противника. Их боевой дух невозможно было сломить.
- Героизм. Командир шел впереди и пожертвовал собой, вдохновляя солдат защищать страну до последней капли крови. Никто не жалел себя в тот роковой день.
- Отцы и дети. Герой журит слушателя и ворчит, подвергая сомнению способности нового поколения защитить Родину. «Вам не видать таких сражений!..» — заявляет он с оттенком гордости.
Какие еще темы Вы нашли в «Бородино»? Поделитесь наблюдениями, и Литрекон дополнит статью.
Проблемы
Проблематика поэмы «Бородино» не менее интересна:
- В своем произведении Михаил Юрьевич поднимает проблему войны. Автор описывает типичные будни на фронте, а также показывает проблемы, с которыми сталкиваются солдаты. Читатель замечает, что обычному человеку не понятны намерения начальства. Так, многие солдаты беспокоятся из-за непонимания ситуации.
- Также одно из центральных мест в произведении занимает проблема «отцов» и «детей». Свое стихотворение автор начинает с противопоставления нынешнего и предыдущего поколения. Так, автор замечает, что современное поколение не сможет повторить подвиг отцов и встать на защиту Родины.
- Самопожертвование. Люди выполнили свой долг, но «немногие вернулись с поля». Солдат выражает свое сочувствие по отношению к тем, кто вынужден был остаться в Бородино навсегда. Эти потери — боль и кровь России.
В произведении чувствуется двойственное настроение. Ведь, с одной стороны, читатель ощущает гордость за своих предков. Однако, вместе с этим, присутствует мотив грусти и тоски, связанный с осознанием того, что новое поколение не может повторить подвиг прошлого поколения.
Основная идея
Основная мысль стихотворения «Бородино» заключается в невероятной силе русского народа и его патриотическом духе, который сломил неприятеля. Она выражает необходимость вспомнить героическое прошлое великой страны и ровняться на него в настоящем. Можно заметить, что лирический герой использует очень понятный и простой язык, чтобы описать события сражений. Он не употреблял сложных терминов. Поэтому каждый понимает, что он хотел сказать.
Смысл стихотворения «Бородино» состоит в том, что новое поколение должно чтить память предков и учиться у них доблести, смелости и патриотизму.
Чему учит?
Известное стихотворение Михаила Лермонтова «Бородино» не оставляет равнодушным никого. Оно учит читателя с особым трепетом и любовью относиться к своей Родине. Оно также учит каждого человека быть мужественным и храбрым. Автор утверждает, что не нужно жалеть собственной жизни, когда речь идёт о спасении Родины.
Произведению присущ жизнеутверждающий мотив, «Бородино» заставляет задуматься о том, что никогда не нужно сдаваться и унывать. Сила духа способна победить в любом бою.
Средства выразительности
Основным тропом в стихотворении «Бородино» является гипербола (“Рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”). Данное средство выразительности позволяет читателю оценить все масштабы кровопролитной битвы.
Также большое значение в произведении имеют эпитеты («удалый бой”, «лихое племя», «кровавых тел» и так далее). Этот троп придаёт особую выразительность событиям.
Большую роль играют олицетворения («картечь визжала”, “звенел булат” и так далее). Благодаря этому средству создаётся впечатление, что участниками битвы являются даже неодушевленные предметы. Метафоры – “постоим головою”, “ломить стеною”, “пала тень”, “отец солдатам”, “спит в земле сырой”, “гора тел” — придают тексту поэтическую выразительность.
Критика
Не секрет, что известный литературный критик Виссарион Белинский много размышлял над творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова. Он не обошёл стороной и его знаменитое стихотворение «Бородино».
«его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества», — именно так однажды высказался Виссарион Белинский.
Известный критик восхищался той простотой и естественностью, которая присуща произведению. Белинский отмечал, что в каждом слове стихотворения можно услышать солдата, язык которого является простым и благородным. Кроме того, критик подчеркивал, что произведению присуща особая выдержанность тона, которая позволяет в полной мере ощутить основную мысль стихотворения.
Таким образом, Михаилу Юрьевич удалось создать поистине грандиозное и великое стихотворение. Автор наглядно показал, каким героизмом и силой воли обладает русский народ, готовый во что бы то ни стало защитить родную страну и отстоять её независимость.
Автор: Виктория Комарова
Почему — то дети трудно запоминают «Бородино» в 5-м классе. Заставляют по программе учить весь. Половина стихотворения без запинок — оценка 3. Ещё труднее запомнить ребёнку с логопедическими проблемами — пощады нет. Часто встречается в середине буква «р» в каждом слове. Да и содержание оставляет желать лучшего — «Рука бойцов колоть устала. И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел» Представьте себе эту картину. Гора убитых, истерзанных — летят ядра и врезаются в тела по десятому разу — мясорубка, фонтан крови. Колоть французов устала рука, а наших кололи, так написано — будто щекотали, а не кололи. Впечатлительному ребёнку эта картина — шоковая. Да, постарался — построил ямб. Но, в некоторых местах есть глаголы — ни к месту — так для связки слов и рифмы. Можно было придумать более подходящие и реальные. к месту. Именно эти места с ляпами и трудно запомнить детям, потому что смысл не ясен. В 5 классе такое произведение гни к чему. И достаточно отрывок выучить. Конечно — патриотизм, только многие это Бородино уже ненавидят.
Да, жаль, что программу не пересматривают и не адаптируют под новые реалии и поколения. Эта атмосфера всеобщего милитаризма в детстве вряд ли положительно скажется даже на формировании патриотизма. Любовь к Родине — это про жизнь, а не о смерти.
По программе учим отрывок!
Знаете, детей нужно не только сладким кормить, и горькое показать нужно. Растим неженок!А потом удивляемся: шнурки завязать не могут!