Анализ сказки «Три Толстяка» (Ю. Олеша)
Произведение Юрия Олеши «Три Толстяка» можно по праву назвать классикой детской литературы. Захватывающий сюжет, необычные действующие лица, быстрая смена событий и счастливый финал – кого это может оставить равнодушным? Вот и Многомудрый Литрекон решил окунуться в эту необычную сказку и помочь Вам с анализом ее основных эпизодов. Приятного чтения!
Содержание:
История создания
История создания сказки Юрия Олеши очень интересная. Писатель создал не так много выдающихся текстов, но его произведения вошли в список любимых не только советского, но и русского читателя, и отзываются в памяти взрослых и в сердцах детей до сих пор.
Юность автора сказки была связана с лирикой. В 1924 году он ставит перед собой задачу, о которой торжественно сообщает в написанном его рукой предисловии к сборнику, который подарит Булгакову, – проза является простором для поэзии. Так или иначе, опыт создания необычной страны, так похожей на реальность, можно считать подтверждением этих слов.
Толчком к написанию сказки послужила встреча с Валей Грюнзайд. Писатель ухватился взглядом за девочку-подростка, которая что-то увлеченно читала, сидя в оконном проеме. Книгой оказались сказки Андерсона. Олеша пообещал девочке, что напишет ей не менее интересную сказку. Несмотря на ужасные условия, в которых они вместе с Ильей Ильфом жили в общежитии, Юрий принялся за дело. Он взял в типографии кипу рулонов бумаги и взялся за работу с рвением и интересом. Пол служил ему импровизированным столом, а со стороны постоянно накатывался бочонок – это обстоятельство еще больше раззадоривало литераторов.
Сказка была закончена в тот же год и послана в издательство, занимающееся публикацией детской литературы. Но там творение Олеши встретили скептически – сказка еще не была «принята» в прежний книжный «арсенал» советского читателя, волшебство считалось ненужным подрастающему поколению. Но после этой неудачи Олеша выпускает роман «Зависть», который послужил поводом к публикации сказки. Итак, в 1928 году, через 4 года после написания, в издательстве «Земля и Фабрика» небольшим тиражом «Три Толстяка» увидели свет. На первой странице было посвящение – как и обещал автор – Валентине Леонтьевне Грюнзайд. Девочка, вдохновившая Олешу, вышла замуж за его друга – Евгения Петрова. После этого посвящение изменилось.
Но на этой детали история сказки не ограничивается – почти что каждый персонаж может иметь связь с реальными людьми и даже с другими героями. Например, образ девочки Суок, так полюбившийся детям, являлся собирательным для самого писателя. Еще в детстве Юрий влюбился в девочку-акробатку с прекрасными золотыми волосами, которая, как выяснилось, оказалась переодетым мальчиком. Позднее в Москве, в квартире Катаева, Олеша будет безобразничать с другими литераторами и усаживать куклу из папье-маше у окна. Эта кукла очень напоминала живую девочку и пугала прохожих, то и дело выпадая. Образ куклы Олимпии, созданный Гофманом в «Песочном человеке», так же можно считать «вдохновителем» образа маленькой героини «Трех Толстяков».
Имя Суок тоже взялось не из головы писателя – он был лично знаком с тремя девушками, связанными с его героиней. Но вот только Суок было фамилией, и три сестры были дочерьми австрийского эмигранта. В Одессе девушки настолько прониклись духом русских писателей и не смогли быть к ним равнодушными – все вышли замуж за литераторов. Олеше приглянулась Сима, самая младшая, но особым постоянством девушка не отличалась. Знаковым можно назвать один случай: голодные литераторы раскрутили бухгалтера Мака на большой обед – он владел продуктовыми карточками. В конце трапезы все всполошились: Сима и Мак куда-то пропали. Как выяснилось, за то время, пока остальные пировали, они успели заключить брак. Катаев пришел к Олеше с помощью – в один прекрасный день он увел Симу из дома Мака. Но счастье не длилось долго – Сима вновь покинула Олешу, ушла к революционному поэту В. Нарбуту, который повлиял на публикацию сказки. Суок металась между двумя мужчинами, пока грозный и демонический Нарбут не пригрозил, что покончит с собой без нее. После этого Сима ушла навсегда.
Череда мужей Симы продолжилась и после смерти Нарбута, а вот Олеша нашел верную женщину в лице средней сестры, Ольги. Позже он перепишет посвящение «Трех Толстяков» ей.
Многое в «Трех Толстяках» было взято из жизни. Сам сюжет легко ассоциируется с событиями революции. Фигура трех деспотов становится метафорой олигархии. Каждый из этих персонажей влиял на сельское хозяйство, на энергетическую промышленность и на производство металлов. Мальчик Тутти со странным именем представлял собой «соединение» всего того, что принадлежало его покровителям. Не зря и имя героя означает в переводе с итальянского «все».
Восставший народ – аллюзия на революцию 1905 года. События, связанные с переходом «гвардейцев» на сторону народа, связаны с 1917 годом и тоже были отмечены в истории. А в 1920 году – одесские сцены, когда богачи пытались покинуть страну на кораблях.
Сказка отражает суровую реальность, в ней нет ничего волшебного. Место чародея занимает фигура доктора Гаспара, который может создать все что угодно – и превратить Тибула в негра, и «смастерить» куклу принцу (конечно же, подменив ее Суок).
Город, описанный в сказке, напоминает Одессу, родную для Юрия Олеши. И необычные имена писатель берет из классических произведений: оружейник Просперо – это герой шекспировской «Бури», тетушка Ганимед связана с античной мифологией, а капитан Бонавентура становится носителем имени средневекового церковного философа.
Жанр, направление
Произведение «Три Толстяка», как уже ранее упоминалось, написано в жанре сказки. Но, что самое парадоксальное, этот жанр никак не угадывается в содержании текста. Мы видим реалистический мир, в котором отсутствует магия. Даже «железное сердце», которое так тщательно приписывают Тутти, всего лишь фантазия трех коварных правителей, чтобы сделать наследника более жестоким и непримиримым.
Главные герои произведения так же рассеяны, нельзя выделить кого-то одного, наиболее значимого. Так, и Тибул, и Просперо, и доктор Гаспар, и Суок являются важными персонажами, линия каждого из них доведена до конца. Каждый из героев является своеобразным «волшебным помощником» для другого, и этот круг смыкается вокруг всего народа, уставшего от власти авторитарного режима.
Следует отметить, что сам автор отмечал, что волшебников будто бы никогда и не было на самом деле. Именно поэтому читателю не стоит ожидать от сказки чего-то волшебного. Это – жизнь, которая может быть изменена руками людей, сражающихся за правду, за равенство и за свободу. Именно в этом объединении народа против гнета тирана Олеша видит настоящую магию. Сказка становится былью.
Именно поэтому «Трех Толстяков» многие исследователи определяют как роман-сказку. В нем есть черты и реализма, и романтизма. Так, вера в победу угнетенного народа, в исключительную личность канатоходца и оружейника и сам факт идеалов героев с суровой реальностью могут натолкнуть нас на мысль о сходстве с романтизмом. Отсутствие волшебства, реалистичность в стычках между двумя враждующими прослойками общества, отсутствие умаления ущерба, принесенного войной, связывают произведение с реализмом.
Быстрая смена событий и необычные сюжетные повороты наталкивают на мысль о сходстве «Трех Толстяков» с настоящим авантюрным романом. Действительно, сказка очень напоминает приключенческое произведение, в котором так много интересных событий, что даже невозможно выделить что-то главное и кого-то главного из них.
Также стоит упомянуть жанры утопии и антиутопии – в самом начале перед нами красочно изображается именно второй из них, высвечивая тираническую власть Толстяков. К концу произведения жанр переходит в утопический, потому что все заканчивается на хорошей ноте, все люди сыты и счастливы и, главное, Тутти и Суок вместе.
Таким образом, в этом отношении Олеша создал самобытное произведение, в котором синтезируются многие жанры и направления. Возможно, именно поэтому этой книгой так зачитываются и взрослые, и дети – она может подойти практически любому читателю.
Композиция и конфликт
В произведении «Три Толстяка» Юрий Олеша использует несколько типов композиции. В тексте мы встречаемся с элементами линейной композиции, когда сюжетные события происходят друг за другом. Так можно охарактеризовать первые несколько глав сказки. Затем, когда автор вводит новых героев, он использует параллельную композицию – например, история про продавца воздушных шаров. Она происходит не вне общего сюжета, а вплетается в него, параллельно происходят другие важные повороты – пир во дворце трех Толстяков, нападение на куклу Тутти. Периодически сюжет возвращает нас к прошлому – такой тип композиции называется ретроспективным. С ним мы сталкиваемся, когда писатель знакомит читателя с историей Суок, упоминая, что она выступала вместе с Тибулом. Следовательно, композиция произведения свободная, так как совмещает несколько типов, и очень своеобразная.
Писатель использует некоторые приемы – он интригует читателя, не рассказывая ему, что за чудовище было в клетке вместо Просперро, умалчивает о том, куда пропала кукла принца, когда доктор Гаспар уснул и потерял ее по дороге в замок, вводит «рассказ в рассказе» — когда воспитатель Тутти уведомляет Толстяков о нападении на куклу наследника. Также мы видим сон, в котором доктор Гаспар переживает о своей участи – он является связью с образом Суок, которую писатель вводит ближе к концу сказки.
В «Трех Толстяках» можно выделить множество конфликтов, о которых стоит упомянуть:
- Народ и власть. Именно на этом конфликте закручивается сюжет произведения. Он является «двигателем» основного действия, именно его изображение изначально входило в замысел писателя. Это связано с историческими событиями, свидетелем которых он стал. Несправедливость самодержцев возмущала его, как и многих людей, и Олеша решил изобразить то, что видел вокруг себя – борьбу слабых, но смелых и решительных, против сильных, но глупых и медлительных.
- Конфликт долга и чести. Доктор Гаспар является тем персонажем, который мечется между двумя этими понятиями. Сразу он помогает канатоходцу, укрывает его в своем доме и даже дает ему черный краситель, чтобы превратить его в негра, но не может противостоять власти Трех Толстяков и все равно берется исполнять их приказ – создать куклу наследнику. И все же доктор Гаспар переходит на сторону протестующих и участвует в плане по освобождению оруженосца. Тибул тоже переживает этот внутренний конфликт. Это происходит на площади, когда Три Толстяка уловкой хотели отвлечь народ от казни мятежников на Площади Суда. Тибул не желает предавать своих идей, он выдает себя, зная, как это опасно. Но этот факт его не заботит – ему важно поддержать народ, вождем которого он является. Это дело его чести. Так же поступают гвардейцы, не согласные с гнетом власти. Они переходят на другую сторону, начинают защищать угнетенных. То же самое испытывают и рабочие, которые вынуждены строить плахи, на которых произойдет казнь митингующих. Они пытаются противостоять власти, но, в отличие от Тибула, подчиняются своему страху и долгу.
- Злодейство и любовь. Вечный конфликт становится «исходом» повествования, кульминацией – железное сердце Тутти оказалось выдумкой и, несмотря на коварный план Трех Толстяков превратить его в чудовище, которое будет так же угнетать народ и наживаться на нем, он оказывается спасенным благодаря любви, внутренней и внешней. Дело в том, что ничто не смогло испортить добрый нрав наследника. Он жалел куклу, которую закололи, хотя она была неживой. Тутти умеет воспринимать прекрасное, он искренне привязывается к Суок, когда она появляется в замке. И в итоге любовь побеждает: брат и сестра встречаются после долгих лет разлуки, наступает мир.
- Действие и бездействие. В произведении есть множество персонажей, которые остаются на периферии и, казалось бы, не несут никакого смысла. К ним относятся Раздватрис и продавец воздушных шаров. Они представляют собой гротескные образы, которые должны смешить читателя, но на самом деле они являются основными двигателями сюжета, ведь от их смехотворных действий зависит исход истории. А конфликт проявляется в том, что они якобы «не вмешиваются» в происходящее. Но, стоит отметить, они все равно участвуют в главных событиях книги. Так, продавец подсказывает Тибулу, что во дворец есть тайный проход – его голова торчит на огороде, как капуста, и акробат чуть было не бросает ее в своих недоброжелателей. Раздватрис находит пропавшую куклу, которая спасает жизнь Суок. Таким образом, Олеша показывает, что исторические события затрагивают всех, не вмешиваться в них невозможно.
Смысл названия
Название произведения «Три толстяка» выглядит достаточно понятным и прозрачным, чтобы его комментировать. Но все же стоит заострить внимание на определенных деталях. «Три Толстяка», если смотреть прямо, названы так, потому что страной правят именно эти три персонажа. В их руках сосредоточена вся власть, они могут влиять на народ и все, что их заботит, — неожиданное изменение веса от стресса и стремление держать всю власть в своих руках. Для того чтобы даже после смерти уметь управлять людьми, они воспитывают наследника.
Цифра три выносится в название произведение не как символ связи с фольклорной традицией, а как аллюзия на три ветви экономической власти – сельское хозяйство, добыча угля и железа. Толстяками называются не только три этих героя, но и вся «элита» общества, которая так же обладает многим и не считается ни с чем. Как можно предположить, Толстяки называются именно так, потому что их легко сравнить с набитыми кошельками. Наверное, потому они так и боятся поправиться еще больше – тогда они просто лопнут, их век закончится.
На чем акцентирует внимание Олеша? Время Трех Богатырей прошло, их место заняли Три Толстяка. Если богатыри регулировали добро и зло в этом мире, то толстяки выполняют ту же функцию, но только исход совсем иной. Богатырям не нужно наживаться на людях, для толстяков это основная цель. Мир сказок и волшебников прошел, писатель показывает нам суровую реальность. Правом судить теперь обладают не сильные и справедливые, бескорыстные и смелые, а заплывшие жиром и хитрые, жаждущие наживы и трусливые.
Суть: о чем?
Книга «Три Толстяка» отражает суть авторитарного правления. В ней народ сражается за свою свободу, стремится стать независимым от гнета богачей. В таком случае может помочь только революция – именно ей посвящена книга.
Три Толстяка представляют собой три разновидности регулирования жизни общества. Против них выступают Тибул и Просперо, которые вдохновляют своей смелостью жителей города на борьбу. Им не страшно отстаивать свою свободу, они делают все ради хорошей жизни общества.
Доктор Гаспар становится помощником бунтовщиков. От его лица начинается повествование и, хоть он не представляет собой «борца за справедливость» и какое-то время даже не знает о происходящем, доктор все равно жалеет народ и делает все ради справедливости. Он помогает освободить Просперо из плена, прячет Тибула.
Книга заканчивается на хорошей ноте – власть сменена, люди живут в равенстве и достатке, Тутти и Суок выступают в цирке и, как оказывается, приходятся друг другу братом и сестрой. Жизнь налаживается.
Подробное краткое содержание Вы найдете по ссылке.
Главные герои и их характеристика
Персонаж | Характеристика |
Доктор Гаспар Арнери | По замечанию автора, почти что волшебник. Он делал необыкновенные вещи, которые граничили с волшебством. Доктор был ученым, знал около ста наук, был самым мудрым человеком во всей стране.
Человек немолодой и очень осторожный, боязливый – даже на улицу он очень тщательно собирался. В самом начале сказки он оказывается в центре борьбы, сам того не желая, но ведет себя очень великодушно к другим людям – выбравшись из-под завалов, он начинает проверять всех раненых. Взгляд на происходящее ведется именно от этого персонажа, потому что он занимается историей и даже ведет летопись о событиях, происходящих в стране. |
Тибул | Отважный канатоходец, гимнаст, не боится стоять за себя и свою честь, готов заступиться за народ. Тибул — очень находчивый человек, он может придумать решение любой ситуации – именно он предложил Суок спасти Просперо в наряде куклы Тутти.
Умный и хитрый. Иногда поступает импульсивно – во время представления на рыночной площади он выдает себя и упрекает силача Ланитупа в предательстве народа, потому что знает, что семья артиста тоже пострадала от рук Толстяков. Тибул не боится идти на риск, он дарит людям надежду и вдохновляет их на борьбу, как и Просперо. Ему не нужны деньги, а намного важнее – благополучие жизни народа. Тибул выглядит не таким крупным и сильным, как Просперо, но все равно является очень решительным, ловким и уверенным в себе. Белокожий, белозубый, с черными кучерявыми волосами, широкими плечами и грудью. |
Просперо | Очень сильный, крепкий и высокий человек с рыжими, как пламя, волосами и большой головой. Его боятся Три Толстяка, говорят, что он полон ненависти, и они не могут вынести его взгляда. Просперо является аллегорией Прометея – он несет людям свободу, как этот герой античных мифов, он дарит им «огонь» — уверенность в своих силах. Пламя его волос вселяет в них надежду и дает им свет среди тьмы.
Он ненавидит самодержавие и не боится наказания, потому что знает, что в любом случае, живым или мертвым, он сможет поднять народ на восстание. Просперо верит в силу людей и поддерживает их своей фигурой. Сам факт того, что его заключили под стражу, и стал толчком к началу действий – об этом говорит и Тибул. Просперо пятнадцать лет вдохновлял народ на противостояние власти и набирался сил для решающего толчка. |
Суок | Внешне Суок очень похожа на куклу – у нее серые глаза с веселым блеском, простой наряд был ей к лицу, а волосы были цвета перьев маленьких серых птичек. Девочка была очень миловидной, но на самом деле она любила пошалить. Суок была такого же возраста, как и Тутти – позже выяснится, что она его сестра.
Девочка очень смелая и отважная. Она искренне преданна Тибулу и Просперо и готова пойти на все ради того, чтобы им помочь. Она обладает необыкновенным артистизмом и быстро вживается в роль игрушки наследника Тутти, начинает понемногу рассказывать ему о том, что происходит за стенами замка. Даже несмотря на страх она отправляется выручать Просперо из клетки, рискуя быть пойманной. Раньше девочка жила в бедности, и балаганчик дядюшки Бризака становится для нее домом. Он научил ее трюкам, и так Суок зарабатывала на пропитание вместе со своими товарищами. Она не лишена сострадания и самоотдачи, готова пойти на все ради своих близких. Имя Суок, как выясняется в конце, означает «вся жизнь». |
Три Толстяка | Очень упитанные и жадные. Иногда они проявляют себя как недалекие люди – один из них случайно ел салфетку во время пира. Толстяки подвержены ребячеству, ведут себя импульсивно, ссорятся между собой. Так, один ударил другого в лицо и оставил под его глазом большой синяк.
Толстяки боятся бунта, потому что чувствуют шаткость собственной власти. Именно поэтому они крадут Тутти и внушают ему, что его сердце сделано из железа. Толстяки хотят сохранить свое влияние даже после того, как их не станет, и очень боятся изменений. Они трясутся перед Просперо, когда его выводят на потеху публике. Правители даже не знают о том, что происходит в стране, потому что все решения за них принимают министры. Первый Толстяк владеет всем хлебом страны, второй – углем, третий – железом. Все богатство страны в их руках. Три Толстяка боятся слез Тутти намного больше, чем Просперо. Они оберегают его от всего, создали ему «золотую клетку» и не показывают ему, что происходит во внешнем мире. От страха и других переживаний Три Толстяка начинают еще больше жиреть. |
Тутти | Двенадцатилетний мальчик, который не знает жизни. Тутти рос, как настоящий принц. Он не знает болезней, лишений, голода и смерти, вся война становится для него тайной, от которой Три Толстяка его стараются оградить. Всем его учителям было запрещено улыбаться, они были худыми стариками с несварением желудка. У него такие же серые глаза, как у Суок.
Мальчик не лишен сострадания. Он жалеет куклу, которую, как он думает, убили гвардейцы. Хоть ему и внушают, что в его груди железо, у него настоящее теплое сердце. Он любит учиться, фантазировать о других мирах и не любит прыщавые носы учителей. Имя Тутти на языке обездоленных означает «разлученный». |
Темы
Многие темы в произведении Олеши «Три толстяка» можно назвать ключевыми, потому что они раскрывают содержание и служат для более детального понимания смысла. Из них можно выделить:
- Тема авторитарной власти. Эта тема проходит через все произведение и связана с фигурами Трех Толстяков – злых и жадных правителей. Более подробна она была раскрыта ранее.
- Тема революции. Олеша очень реалистично изображает отвагу людей в борьбе против угнетателей. Сражение, среди которого в самом начале сказки оказывается доктор Гаспар, пугает красками и правотой. Герой ходит среди поверженных тел, смотрит на последствия борьбы. В книге упоминаются даже убитые – например, талантливый Туб, создавший куклу-двойника Суок.
- Тема жизненных трудностей. Герои «Трех Толстяков» проходят через многое. Так, Суок рассказывает Тутти о лошади, которая раньше жила вместе с обитателями балаганчика дядюшки Бризака, но из-за того, что артистам самим не было чем питаться, она умерла от истощения. Судьба этого несчастного животного не единственная пострадала от самодержавной власти – многие люди должны были жить в бедности и боли. Суок даже избили плетьми за то, что ее песенка оскорбила какую-то очень богатую даму.
- Тема свободы. Символом свободы можно назвать фигуру Тибула, но внешнюю уверенность внушает именно Просперо. Как уже ранее отмечалось, его образ очень сильно напоминает Прометея, который по легенде вынес людям огонь и нектар с Олимпа, за что был тяжко наказан – его приковали к скале цепями, и огромный орел прилетал к нему каждый день и клевал его внутренние органы. Мучения Просперо, конечно, трудно сравнить с прометеевскими, но его фигура очень напоминает этого героя – он такой же сильный и свободолюбивый, готов пожертвовать всем ради того, чтобы его не ограничивали.
Проблемы
Главной проблемой, описанной в произведении, является гнет власти и ограничение прав и свобод народа.
В качестве дополнительной проблемы можно выделить проблему равнодушия, ведь все горести в стране, описанной Олешей, начинаются именно из-за этого. Наиболее богатые жители страны, чувствуя власть над другими людьми, абсолютно к ним равнодушны. Так же и продавщица цветов пытается отвлечь маленькую девочку от страшной борьбы, на которую идут люди, когда не остается другого выбора. Именно из-за равнодушного отношения одних к другим рождается ненависть, она становится порывом к более решительным действиям.
Смысл
Ради чего Юрий Олеша создает такую нетипичную сказку?
- Во-первых, это произведение можно назвать своеобразным «литературным экспериментом», ведь в нем очень мало фантастического и намного больше жизненного.
- Во-вторых, книга нацелена на то, чтобы даже маленькие читатели понимали, как надо жить и против чего стоит бороться. Писатель стремится вдохновить людей событиями, которые легли в основу произведения и легко «проглядываются» в его содержании. Основная идея произведения «Три толстяка» заключается в том, что несправедливость и тиранию можно победить, но для этого народу нужно объединиться и действовать сообща.
- Юрий Олеша показывает, что жизнь человека дана ему для того, чтобы жить свободно и не испытывать лишений из-за тех, кто ведет себя неправильно. Нужно бороться за лучшую жизнь и лучший мир, другими методами то, что складывалось годами, не исправишь. Такова главная мысль сказки «Три толстяка».
Чему учит?
Произведение «Три толстяка» учит самому главному человеческому качеству – не быть равнодушным к чужим горестям. Именно из-за этого происходят страшные вещи. Чтобы жить в счастливом обществе, нужно помогать друг другу, строить новый мир совместными усилиями.
Может быть, война – это страшно, но смерти от голода и холода намного страшнее. Поэтому порой жестокие и резкие решения могут стать спасением для тысяч угнетенных людей. Весь мир – в наших руках. Вот о чем заставляет задуматься сказка «Три толстяка».
Критика
Подходы к произведению Олеши были самые разнообразные. Казалось, каждый автор считает своим долгом по-своему оценить это произведение, упомянуть в своих творческих эссе.
О. Мандельштам в статье «Веер герцогини» упоминает произведение в исключительно положительном ключе. По его мнению, Юрий Олеша создал нечто «переводное», что должен увидеть весь мир и оценить по достоинству. Он отмечает, что единственный отзыв, с которым он был знаком, встретился поэту в «Читателе и писателе» под красноречивым заголовком «Как не следует писать книги». Мандельштам же отмечал хрустальность книги, ее революционность и универсальность – она интересна и ребенку, и взрослому.
Л. Чуковская в своей рецензии раскритиковала сказку. Она посчитала, что от «Трех Толстяков» веет холодом. С этим она связала две причины: мир книги – мир вещей, а не чувств (автор умаляет значение человека, акцентируя внимание на деталях интерьера, пейзажа), и скудность сюжета. Поэтому читателю и не по себе – описание платья Суок занимает намного больше времени, чем описание происходящего в городе, а именно детали развития конфликта между власть имущими и угнетенными.
В. Бойчевский в статье «Какими не должны быть истории для детей» отметил, что сказка имеет черты слишком ярко изображенной революции. Он находит в этом черты пагубной романтизации произошедшего.
С. Аксененко в статье «Тоталитаризм и авторитаризм» обширно раскрыл это произведение. Он отмечает, что Олеша описал классическую олигархию, где Толстяки являются правителями во многом только из-за своего денежного могущества. Автор подробно проанализировал систему правления в сказке, приметив сходство имени Тутти с главной целью Толстяков – сделать его наследником всего их богатства и власти.
В «Литературной газете» А. Луначарский очень положительно отзывался о «Трех Толстяках», называя его грациозным произведением. Он отметил плавное развитие сюжета, которое не навязывает мнение читателю, но заставляет его соглашаться со всем тем, что описано.
Таким образом, к произведению Олеши все упомянутые писатели относятся по-разному, но одно их объединяет точно. Каждый отмечает основную цель автора – показать революцию с художественной точки зрения.
Автор: Дарья Манько