Анализ стихотворения Пушкина «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»)

Религиозные мотивы встречаются в сочинениях Александра Сергеевича Пушкина не так часто, как, скажем, любовные или патриотические. Но все же и они иногда проявляются в тех или иных произведениях. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом достаточно известного стихотворения «И путник усталый на Бога роптал» из цикла «Подражания Корану».

История создания

Стихотворения из этого цикла были созданы в нелегкий для Пушкина период. В 1824-м заканчивается Южная ссылка, но следом, практически сразу, начинается новый этап заточения. Теперь поэту предстоит провести под домашним арестом целых 2 года. 

И поначалу Пушкин действительно воспринимает пребывание в Михайловском как наказание: ему скучно без друзей и шумного общества. Более того, ему запрещают покидать имение, а родственники не слишком стремятся облегчить нелегкую участь. Так, отец Александра Сергеевича и вовсе демонстрирует недоверие, позволяя установить в доме полицейский надзор. И сам поддерживает надсмотрщиков, бесцеремонно вскрывая личные письма мастера слова.

Необходимое уединение удается отыскать у соседей. Прасковья Осиповна — хозяйка имения Тригорское, предоставляет гению приют, и с тех пор Пушкин бывает в ее доме гораздо чаще, чем в своем.

Здесь, помимо увлекательных бесед и жарких споров, Александр Сергеевич получает доступ к обширной частной библиотеке. И тут же он знакомится с Кораном, но не в оригинале, а во французском переводе. Священные тексты и становятся неожиданным источником вдохновения.

Примечательно то, что цикл посвящен Осиповой как напоминание о плодотворно проведенном вместе времени.

Впервые произведения печатают уже после «северной ссылки», в 1826 году.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») — можно сказать, что в «Подражании» гармонично сочетаются совершенно разные жанры. Заметны элементы и оды (прославление Аллаха), и философской лирики (рассуждения о положительных и отрицательных качествах личности), и притчи.

Девятая часть тоже оказывается притчей о духовном падении и возрождении личности. Об этом можно судить благодаря наличию в тексте поучения, характерного для данного жанра.

Направление — романтизм. Как и свойственно этому литературному направлению, герой попадает в мистическую историю; значительное внимание уделяется его чувствам и переживаниям.

Размер в стихотворении «Подражания Корану» — несмотря на то, что автор преимущественно использует ямб, для девятой части он выбирает амфибрахий. С помощью особой ритмики поэт добивается торжественности звучания.

Композиция

По сути, «Подражание Корану» — это цикл, в котором собраны отдельные стихотворения. Они объединены тематикой и действующими лицами. Каждая часть представляет собой вольное поэтическое переложение некоторых глав из священной книги и эпизодов из жизни пророка Мухаммеда.

  1. В первом стихотворении Творец обращается к своему сподвижнику, напоминая о всех благах, которые тот получил от него «Не я ль в день жажды напоил// Тебя пустынными водами?// Не я ль язык твой одарил// Могучей властью над умами?»). Далее он благословляет пророка на распространение религиозного учения по всему свету.
  2. Второе посвящено приятелям и женам пророка: им устанавливают правила благочестивого поведения.
  3. В третьем содержатся философские размышления, затрагиваются проблемы гордыни, высокомерия людей. В последних строках звучит зловещее предсказание — настанет день, и всех неверных постигнет божественная кара.
  4. В четвертом рассказывается о человеке, который дерзнул сравнить себя с Создателем и был наказан свыше («Но смолкла похвальба порока// От слова гнева твоего»).
  5. Пятое возносит хвалы Творцу и говорит о его великой силе: он с легкостью управляет погодой и способен преображать вселенную.
  6. В шестом описываются победы мусульман при завоевании городов. Храбрых воинов превозносят, малодушных осуждают за трусость, а павшим обещают вечное наслаждение загробной жизнью.
  7. Седьмое основано на главе из Корана, в которой Аллах помогает пророку Мухаммеду скрыться от преследователей в темной пещере.
  8. В восьмом порицаются чрезмерно бережливые благодетели, которые вручают «нищему скупое подаянье». За подобный «жест доброй воли», совершенный не от чистого сердца, поощрения от Творца не стоит ждать.
  9. Заключительное же, девятое, повествует о путнике, который прошел длинный духовный путь: от роптания на Всевышнего до искренней радости при виде его могущества. Сюжет можно разделить на несколько частей:
  • герой страдает в пустыне;
  • Аллах одаривает его желанными водой и тенью;
  • насытившись, персонаж засыпает на долгие годы;
  • пробудившись, он жалеет об утраченном времени;
  • Бог вновь отзывается на молитвы;
  • путешествие продолжается.

Подобная композиция позволяет сжато, но ярко показать моральное разрушение и воскресение личности.

Образы и символы

Основные образы в стихотворении «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») — это конечно же, Аллах (Всевышний и пр.) и неизвестный путник.

Творец воплощает в себе человеческие идеалы: он мудр, справедлив, неизмеримо силен, но при этом крайне милостив. Он приходит на помощь несчастным и тем людям, которые стараются придерживаться праведного образа жизни. А вот неверных и нечестных он может и наказать. 

Когда герой погружается в сон, Бог забирает свои дары: пальма, дававшая тень, истлевает, колодец с водой высыхает, а верная путнику ослица погибает. И только когда скиталец сожалеет о совершенной ошибке, он возвращает ему утерянное.

Образ путника метафорически отражает жизнь обычного человека. Известно немало случаев, когда люди обретали веру после встречи с чем-то фантастическим и находили новый смысл существования.

Кроме того, присутствует лирический герой, наблюдающий за развитием событий. Он не высказывает свое мнение, а лишь смотрит на происходящее со стороны

Темы, проблемы, настроение

Одни из наиболее очевидных тем в произведении «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») — моральное падение и возрождение личности, а также роль Создателя в системе мировоззрения человека (надежда на его покровительство способна придать сил для преодоления трудностей).

Можно выделить и следующие темы: безвозвратно утраченное время и богохульство (в начале персонаж ропщет на Всевышнего), но они выражены не так отчетливо.

В рамках перечисленных выше тем Пушкин поднимает следующие проблемы в стихотворении «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»):

  1. Потребительское отношение к религии — вера в душе скитальца присутствует только тогда, когда ему предоставляются материальные блага. До первого чуда он ощущает себя покинутым, разочарованным, но как только Аллах благосклонно помогает, герой тут же начинает радоваться.
  2. Нравственная деградация — ясно видна на примере судьбы странника. Сначала он приходит к состоянию полного упадка, а потом постепенно «оживает».

Настроение произведения торжественное и возвышенное: человек преображается на наших глазах.

Основная идея

По мнению автора, истинного счастья можно достичь только после переосмысления собственных ценностей. Такова главная мысль в стихотворении «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»). Если человек поймет, что же по жизни он делает не совсем правильно, то через моральное возрождение он получит силы двигаться дальше.

«В крови заиграла воскресшая младость;
Святые восторги наполнили грудь:
И с богом он дале пускается в путь…»

Смысл стихотворения «Подражания Корану» в том, что человек должен работать над собой и духовно развиваться. Только тогда судьба станет к нему более благосклонной. Мир открывается только тем, кто ищет двери.

Средства художественной выразительности

Чтобы вызвать у читателей необходимые эмоции и придать стихам плавность звучания, Пушкин использует различные средства выразительности в стихотворении «Подражания Корану»:

  1. эпитеты («путник усталый», «холодной струей», «тоской безнадежной», «ветхие кости»), 
  2. олицетворения («Горевшие язык и зеницы», «кости встают и рев издают», «заиграла младость»), 
  3. перифраз («владыки небес и земли» в значении Бога), 
  4. инверсия («кладез холодный» вместо «холодный кладез», «заснул он» вместо «он заснул», «кости белеют ослицы твоей» вместо «кости твоей ослицы белеют»).

Интересно то, что Александр Сергеевич употребляет слова из старославянского языка, которые современным людям могут быть непонятны: «алкать» (сильно желать, чувствовать голод), «кладез» (колодец), «глас» (голос), «зыблется» (колыхается). Из-за этих устаревших слов возникает ощущение, что мы действительно читаем древний текст.

Автор: Инна Колокольникова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector