Анализ романа-антиутопии «О дивный новый мир» (О. Хаксли)

В двадцатом веке зарубежный писатель Олдос Хаксли представил миру свое произведение, где он описал побочные реалии возможного будущего, неприемлемые и бесчеловечные (по мнению автора). Современники Хаксли читали роман, как страшную сказку, и не верили в столь мрачный сценарий.

Но спустя век, оказалось, что часть описания быта 2500-го года уже становится пророческой. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ антиутопического романа по плану, который заставляет задуматься над возможным будущим всего человечества. 

История создания

История написания романа «О дивный новый мир» проливает свет на интересные факты:

  1. После окончания первой мировой войны писатель переезжает в Санари́-сюр-Мер, коммуну на юго-востоке Франции. Там, в 1932 году О.Хаксли пишет и издает свой самый знаменитый роман-антиутопию. 
  2. Название романа пришло на ум писателю благодаря пьесе У.Шекспира «Буря»: » О чудо! Какое множество прекрасных лиц! Как род людской красив! И как хорош Тот новый мир, где есть такие люди!». Ее не раз будет цитировать Джон, один из главных героев романа.
  3. Тираж мрачного романа О. Хаксли в 28 тысяч копий сразу разлетелся по США и Англии. Около ста лет книга была на первых позициях по продажам и охватывала широкую аудиторию читателей.
  4. Через 27 лет после выхода книги писатель выпустил эссе «Возвращение в дивный новый мир», где проанализировал темпы, с которыми мир, по его мнению, близился к реализации антиутопического сценария. Он отметил, что активная популяризация наркотиков, возникновение и процветание тоталитарных режимов, проблемы экологии и перенаселения земли приближают наступление эры Форда.
  5. Многие имена и фамилии героев являются реальными ФИО политических, научных и общественных деятелей, внесших вклад в приближение нашего мира к образцу из антиутопии Хаксли. Например, имя «Линайна» перекликается с фамилией знаменитого революционного деятеля Владимира Ленина, а подруга героини имеет не менее известную нам фамилию — Троцкая.

Жанр и направление

Произведение «О дивный новый мир» является романом-антиутопией. Антиутопия — это изображение будущего человечества с негативными, страшными последствиями того, что наблюдается уже в настоящем времени. Хаксли довел до гротеска идеологию общества потребления, господствующую в наше время. 

Литературное направление романа «О дивный новый мир» — модернизм. Модернизм — это отступление от классики и эксперименты с новыми литературными формами. Создание нового стиля, но не по стандарту эпохи, а по новым лекалам. В начале 20 века модернизм существенно обновил традиционную культуру и добавил форматы, популярные по сей день. В частности, жанром антиутопии мы обязаны именно писателям-модернистам, в числе которых Джордж Оруэлл («1984») и Евгений Замятин («Мы»).

Композиция и конфликт

Роман состоит из восемнадцати глав, в которых описывается будущее. 

  1. Экспозиция романа — это первые главы, где идет описание мироздания Единого государства. 
  2. Завязка происходит, когда читатель знакомится с главным героем Бернардом, непохожим на всех. Бернард недоволен устоями «нового» мира и понимает свою индивидуальность.
  3. Развитие действий идет через взаимоотношения Бернарда и его подруги Линайны. Они вместе отправляются на выходные в индейскую резервацию, где встречают молодого мужчину по прозвищу «Дикарь». Между Бернардом и Дикарем завязывается беседа, и Бернард предлагает забрать Джона в просвещенное общество.
  4. Кульминация наступает, когда Джона и его мать Линду привозят в «новый» мир. Единое государство и его устои не соответствуют ценностям Дикаря. Он разочарован цивилизованным обществом.
  5. После смерти матери Дикарь уходить жить отшельником на заброшенный маяк, но и так его не оставляют в покое. Не в силах с этим бороться, Джон расстается с жизнью — такой является развязка романа.

Конфликт антиутопии «О дивный новый мир» строится на неприятии некоторых персонажей мироустройства общества потребления, а также на противопоставлении традиционных и современных, присущих обществу потребления, ценностей.

Суть: о чем роман?

В первой половине книги автор знакомит читателя с миром и устройством будущего. Описывается единое государство и его общество, основой для которого является потребление. Символом и богом потребления выступает Генри Форд (изобретатель автомобиля). С его рождения идёт новое летоисчисление.

 В «новом» мире дети появляются исключительно искусственным путем. На этапе развития эмбриона детей разделяют на касты: альфа, бета, гамма, омега и эпсилон. Альфа и бета — самые развитые, управляющие  касты, остальные находятся в подчинении у первых и отстают по всем признакам. Однако каждая каста довольствуется своим положением, восхваляет касты выше и презирает тех, кто ниже. Биологически им прививаются все необходимые навыки, мысли и чувства, которые обеспечивают довольство жизнью во всех кастах. В этом мире под запретом наука, искусство, религия, семья и институт брака. Долгие отношения с одним партнером считаются дурным поведением. Мужчины и женщины «взаимопользуются» и часто меняют пассий. Вместо искусства мы видим массовую культуру с примитивным содержанием, вместо религии — наркотические оргии, вместо науки — следование уже открытым и утвержденным шаблонам. Всех несогласных ссылают на острова, где инакомыслящие никому не мешают.

Психологическими проблемы и негативные чувства заглушают безвредными таблетками  — сомой. «Сомы грамм — и нету драм!» — как гласит один из слоганов, навязанный  жителям «нового» мира. 

Также в первой части книги читатель знакомятся с главным героем  и предметом его симпатий — Бернардом Максом и Линайной Краун.

Во второй половине книги Линайна и Бернард отправляются на отдых в индейскую резервацию — Мальпаис. Там происходит встреча еще с одним героем — Дикарем Джоном, сыном Директора Инкубатория и беты Линды, которая по стечению обстоятельств оказалась среди индейцев двадцать лет назад. Дикарь влюбляется в Линайну. Бернард решает с помощью Дикаря поправить свои дела на службе, где у него назревает конфликт с начальством. Он берет его с собой для исследований и презентует как свое открытие.

Вскоре Джон и Линда оказываются среди общества. Джон, живший с индейцами и перенявший от них (и от томиков Шекспира) традиционные ценности, разочаровывается в «новом» мире, где нет любви, семьи и бога. Через время Джон узнает, что Линайна — распущенная женщина и хочет от него только плотской любви. Он разочаровывается и в ней. Дружба тоже обманывает его доверие: Бернард пользуется Джоном, чтобы завоевать популярность в обществе и расположение значительных лиц.

Линда умирает от передозировки сомы. Тяжело переживая смерть матери, Дикарь пытается вразумить низшие касты и выбрасывает сому в окно, в результате чего его арестовывают. С Бернардом и его товарищем Гельмгольцем, которые бросились на помощь Джону, поступают также. Все они предстают перед высоким чиновником — Мустафой Мондом, который признается, что и сам является инакомыслящим, но сознательно выбрал путь служения новому миру.

В развязке романа Бернарда и Гельмгольца отправляют в ссылку на острова (Бернард очень переживает и молит о пощаде, а его друг воспринимает ссылку как счастливый билет). А Дикарь уходит жить отшельником в заброшенном маяке, где занимается самобичеванием. Но даже в башне он невольно привлекает к себе внимание, отчего ему не дают спокойно жить. Не в силах справиться с всеобщим безумием, Джон вешается.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика героев романа «О дивный новый мир» представлена Многомудрым Литреконом в таблице:

Главный герой Характеристика
Бернард Маркс Главный герой романа. Представитель самой высшей касты —  альфа. Несмотря на это, Бернард отличается низким ростом, не свойственным альфа-кастовикам (виной тому ошибка сотрудника, отвечающего за Инкубаторий).  От этого он больше похож на представителя низших каст. Главный герой меланхоличен, циничен, высокомерен, его поведение вызывает удивление у остальных. Все считают Бернарда человеком «со скверной репутацией». За его спиной говорят, что в Инкубатории ему по ошибке прыснули спирт. По этой причине женская половина оставляет Бернарда без внимания, начальство относится к нему скептично. Из-за этого обиженный Бернард негативно относится к общественным нормам и ценностям. Он занимает линию оппозиции, но на самом деле не хочет покидать общество. В первой половине истории персонаж кажется положительным и сознательным. Однако к концу романа, когда на Бернарда сваливаются долгожданные слава и почёт, о которых он мечтал, выявляется его истинное нутро. Теперь, когда общество принимает Бернарда, он меняет оппозиционное мнение на обратное. Более того, начинают проступать плохие качества Бернарда: трусость и тщеславие. За внимание к себе Бернард готов предать.
Дикарь (Джон) второй главный герой романа. Дикарь Джон, воспитан среди индейцев, живущих вдали он цивилизованного общества, в Мальпаисе. Дикарь рожден от женщины с современными ценностями и поэтому все воспринимают его как сына блудницы. Из-за распущенной матери Джон не прижился среди индейцев, хотя он добр, умен и благороден. Единственной его отдушиной стал том Шекспира, поэтому он впитал высокие идеалы и нормы жизни. Иногда Линда, мать Джона, рассказывала ему о прекрасном мире по ту сторону от индейцев. Джон мечтал увидеть место, где родилась Линда. По стечению обстоятельств Дикарь всё-таки попадает в «новый» мир. Но воспитанный среди людей с традиционными устоями, Дикарь приходит в ужас. Он даже попытался бороться со строем цивилизации. Публично выбросил сому и призвал других одуматься. Но это не возымело эффекта. Окончательно разочарованный в любви и в том самом «прекрасном» мире, о котором рассказывала мать, Джон отправляется жить на заброшенный маяк. Но и там его не оставляют. Не в силах принять устои этого общества Дикарь заканчивает жизнь самоубийством. 
Гельмгольц лектор-преподаватель на кафедре творчества, приятель Бернарда. Гольц, как и Бернард, мыслит по-другому и от этого чувствует себя непонятым и одиноким. Он понимает, что отличается от других. Он спокойный  и вдумчивый. В отличие от Бернарда, Гельмгольц остается положительным и верным себе на протяжении всего романа. Это преданный друг и перспективный творец. В конце Гельмгольца и Бернарда, как и любых других прозревших интеллектуалов, ссылают на остров. Но Гольца это нисколько не пугает. Наоборот, он просит отослать его на остров с холодным и суровым климатом. 
Линайна Краун медсестра из бета-касты, которая работает на заводе по производству детей искусственным путем. Линайна красивая, «пневматичная» женщина. Она  — типичная представительница своего времени — глупая, пустая и развратная девушка с навязанным стереотипным мышлением. Никаких отклонений в сторону, никаких своих мыслей. Линайна — потребительница, не обремененная умом или индивидуальностью. Мужчины смотрят на нее как на объект, «кусок мяса». При этом Линайна сама себя оценивает так же. В неё влюблены поочередно главный герой Бернард и Дикарь Джон. Однако, последний, узнав Линайну поближе, осознает, что между ней и героинями его любимого Шекспира нет ничего общего. 
Мустафа Монд один из десяти идеологов — рассудительный, умный и хладнокровный человек. В прошлом был физиком. Однако в современных реалиях научная деятельность была под запретом. Мустафе Монду пришлось выбирать. Наказание ссылки на остров или служба при Совете Главноуправителей с перспективой роста. Монд выбрал второе. Вначале произведения Мустафа предстает лидером и убежденным сторонником современного мироустройства. Но в конце романа, идеолог делится с главными героями своими сомнениями относительно устоев общества. Он признает, что поменял индивидуальность на блага «нового» мира. 
Линда женщина из бета-касты, когда-то бывшая любовница Директора Инкубатория и мать Джона. До того, как попала в Мальпаис, работала лаборанткой в Зале оплодотворения. К индейцам Линда попала случайно. Она отправилась в путешествие со своим любовником и во время прогулки в одиночестве по неосторожности сорвалась в ущелину. Позже ее нашли жители Мальпаиса и они же принесли ее к себе домой. Вскоре выяснилось, что Линда беременна от Директора, и что она не может вернуться. Индейцы не приняли Линду. По их меркам, она была распутной женщиной, которая уводила чужих мужчин. Из-за отсутствия сомы Линда начала употреблять алкоголь. Когда на свет появился Джон, Линда вела себя по-разному. То отталкивала сына, считая мерзким само появление Джона и их биологическую связь, то в ней просыпался материнский инстинкт, и она рассказывала ему о «новом» мире и заботилась о нем. Оказавшись в «новом» мире, где сома была в неограниченном количестве, Линда только и делала, что употребляла наркотик и забывалась.  В конечном счете, это привело к смерти героини. 

Темы

Тематику романа О. Хаксли «О дивный новый мир» можно разбить на несколько тем:

  1. Главная тема произведения — будущее европейской цивилизации. Хаксли в своем романе обыгрывает возможное будущее, где есть все прелести прогресса от сомы до создания ощущальных фильмов. Однако в этом обществе нет традиционных ценностей, науки и искусства, отчего оно такое пустое и бесчеловечное. 
  2. В произведении поднимается тема искусства. В новом мире, где все равны, запрещено искусство, ведь оно развивает индивидуальность человека и ведет к размышлениям.
  3. Ещё одна тема произведения — любовь. В Единой государстве, где нет родственных связей и долгосрочных отношений, любовь невозможна. Она заменяется на плотское удовольствие с разными партнерами. Ведь если нет настоящей любви, то нет печали и переживаний. Как раз то, что нужно для стабильной работы и всеобщего спокойствия.
  4. Следующая тема, которую затрагивает автор, это — семья. В Едином государстве институт брака отсутствует. Слова «мать» и «отец» — это ругательства. В будущем нет живородящих женщин, а детей выращивают искусственно в Инкубатории. Долгие отношения являются дурным поведением. Никто никому не нужен. Все взаимозаменяемы.
  5. Еще одна тема, которая поднимается в романе — образование. В «новом» мире человека избирательно образовывают на этапе развития в Инкубатории. В зависимости от касты, люди получают определенный набор знаний и навыки. У низших каст нет выбора и возможности развиваться самостоятельно и они никогда не смогут быть умнее альф. Так же как и альфы не смогут знать больше, чем требуется обществу. 

Поскольку антиутопия — это многоплановая и разносторонняя книга, все темы займут не один лист. Если раздел все-таки нужно дополнить, обратитесь к Многомудрому Литрекону в комментариях.

Проблемы

Произведение «О дивный новый мир» выявляет очень важные проблемы общества, такие как:

  1. Противостояние цивилизации и природы. В Инкубатории детям прививают нелюбовь к природе с помощью электротока и сирены. Это делалось из экономических целей, чтобы низшие касты не предпочитали бесплатный отдых на природе платному досугу города или работе. В государстве природа давно подчинена требованиям людей, от этого она лишилась самобытности и стала такой же фальшивой и мертвой, как люди, не замечающие ее.
  2. Общество потребления. В «новом» мире человек ничего не создает, а только потребляет. Благодаря этому в Едином государстве хороший оборот спроса и предложения. Потребляющий человек живет в достатке, у него всё есть и поэтому ему ни к чему не надо стремиться или чего-то добиваться. Благодаря этому, «новый» мир — это мир стабильности, где все довольны и никто не идет против государства или идеи. Идей просто нет. 
  3. Деградация. Человек нового мира не создает ничего нового и живет в достатке, не думая о завтрашнем дне. Он не развивается как личность и не приобретает новые знания. Все это рано или поздно приводит к деградации. Все жители нового мира одинаково глупы и не развиты.
  4. Потеря ценностей. Все традиционные ценности и мораль в «новом» мире сошли на нет. Более того, некоторые запрещены. Поэтому люди сами по себе уже не имеют ценности.

Смысл 

Олдос Хаксли высмеивает «идеальное» будущее: без душевных страданий благодаря таблеткам; кастовые разделения, благодаря которым не надо думать над своей судьбой — она решается в Инкубатории; свободные отношения и связи, ни к чему не обязывающие. Он высмеивает коллективный разум, отсутствие индивидуальности. Все устои «нового» мира не способны привести сознательных и думающих персонажей к счастью — такова основная идея романа «О дивный новый мир». Да и счастья нет в мире, где под запретом любые чувства.

Все методы и ценности единого государства направлены на искоренение тревог и плохих эмоций ради того, чтобы каждый человек-винтик слажено работал и не подрывал стабильности общества. Один из главных идеологов, Мустафа Монд говорит о том, что ради счастья и спокойствия можно пожертвовать индивидуальностью, наукой, искусством. Но так ли это? Главная мысль антиутопии «О дивный новый мир» заключается в отрицательном ответе на этот вопрос. Дикарь, воспитанный в другом обществе, видит, что в «новом» мире счастье искусственное. Оно не наступает в процессе мыслей и стремлений человека. Оно достигается быстро, как утоление голода. Это скорее суррогат счастья, нежели настоящее, глубокое чувство. В этом цивилизованном мире, представшим перед Джоном, человек — это лишь расходный материал, пазл в общем механизме потребления

Критика

Сам автор выразился о своей работе так:

Как писал сам Хаксли, «О дивный новый мир» стал в значительной степени полемическим ответом на предложенную Уэллсом в романе «Люди как боги» модель идеального «научного» общества: «Я пишу роман о будущем «дивном новом мире», об ужасе уэллсовской утопии и о бунте против нее»

Русский философ Николай Бердяев говорил о произведении и о жанре «антиутопия» в целом следующее:

«Но утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать окончательного их осуществления … Утопии осуществимы.  … Жизнь движется к утопиям. И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к не утопическому обществу, к менее «совершенному» и более свободному обществу.»

Современный литературовед Едакова А.А. написала рецензию о романе, в которой отметила:

В произведении О.Хаксли «О дивный новый мир» можно явно увидеть выражение культурного конфликта, его влияние на умы, воздействие на массы. Для более резкого противопоставления писатель ввел отдельного человека другой культуры, чтобы показать, насколько могут отличаться культурные и идеологические ценности, и к чему это может привести.

Неизвестный автор на портале «Лурк» негативно отозвался о том, что антиутопия Хаксли вторична по сравнению с романом «Мы» Замятина, который вышел раньше:

Опубликован в 1932. Одна из самых выразительных антиутопий, описанных в современной литературе. Практически полностью скопипасчена с другой «одной из самых выразительных антиутопий, описанных в современной литературе» «Мы» Евгения Замятина.

В научной работе Володина К.А. встречаются свидетельства о жесткой критике антиутопии Хаксли:

О. Хаксли посвящены сотни работ, во многих из которых его творчество становится объектом жесткой критики, даже отрицается как культурное явление, либо же рассматривается как явление негативное: так, например, [1] рассматривает все творчество Хаксли как свидетельство мизантропии автора, скрываемой с разной степенью искусности в разных произведениях, его цинизма презрения к реальным людям, но и здесь творчество Хаксли предстает как явление значительное и потому опасное.

В этой же работе обозначены интересные наблюдения, касающиеся смысла романа:

О. Хаксли при создании модели будущего «дивного нового мира» синтезировал наиболее обесчеловечивающие черты «казарменного социализма» и современного Хаксли общества массового потребле­ния. Однако Хаксли считал «усечение» личности до раз­меров, подвластных познанию и программированию, не просто принадлежностью какой-то отдельной социаль­ной системы — но закономерным итогом всякой попытки научно детерминировать мир. «Дивный новый мир» — вот то единственное, до чего может дойти человечество на пути «научного» переустройства собственного бытия. 

Автор: Нина Смородина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector