Анализ романа «Джейн Эйр» (Ш. Бронте)

В творчестве Шарлотты Бронте мы можем наблюдать критику ханжески лицемерной и жестокой английской буржуазии, и особенно это отразилось в социально-психологическом романе «Джейн Эйр». Он привлёк читателей образом главной героини – смелой и чистой девушки, одиноко ведущей тяжкую борьбу за существование и независимость, человеческое достоинство и равенство женщин и мужчин. Роман стал важной вехой в истории феминизма, а сам факт, что девушка первой призналась в любви к мужчине, – и вовсе было неслыханным явлением. Сегодня Многомудрый Литрекон подготовил для Вас анализ романа «Джейн Эйр» и готов им поделиться. Обязательно прочтите оригинальный текст, ознакомьтесь с кратким содержанием и переходите к анализу. Приятного просвещения!

История создания

Шарлотта Бронте была дочерью сельского священника из Йоркшира. После смерти матери за детьми (а их было пять дочерей и сын) особо некому было присматривать, у отца не было времени, поэтому четыре дочери отправились в сиротский приют для духовенства. Эта школа стала прототипом для Ловудской школы, которая будет фигурировать в романе. Интересно, что в 1824 году там была эпидемия тифа, а после смена начальников, знакомо?

После выпуска она какое-то время проработала учителем в своей школе, а в 1839 стала гувернанткой в одной Йоркширской семье. Её опыт преподавания и работы гувернанткой тоже нашел отражение в «Джейн Эйр».

В период с 1842 по 1844 год Шарлотта посещала языковую школу в Бельгии. Находясь там, она влюбилась в женатого учителя. Этот жизненный опыт тоже проявился в романе – разве это не напоминает отношения мистера Рочестера и Джейн? А воспоминания о старших сёстрах, Марии и Елизавете, вдохновили Шарлотту на образ Элен Бёрнс, подруги Джейн из Ловуда. 

В 1847 году, под псевдонимом Каррер Белл, молодая писательница отправляет в издательство рукопись романа «Учитель», но его отвергают и просят прислать что-то подлиннее для редакции. За считанные неделе Шарлотта Бронте пишет «Джейн Эйр», куда явно вставляет немного изменённые факты своей биографии. Мир увидел этот роман в конце 1847 года. Книга стала сенсацией, роман имел мгновенный успех и обеспечил автору литературный статус среди других английских писателей того времени. 

Жанр, направление

«Джейн Эйр» Ш. Бронте – социально-психологический; классический викторианский роман, который идеально передаёт дух Англии 19 века: индустриализацию, социальные волнения, строгие традиционные ценности.

Роман также можно назвать «Bildungsroman», то есть воспитательным, потому что посвящён годам становления одного человека. Сюжет крутится вокруг Джейн Эйр на протяжении 20 лет её существования, чтобы подчеркнуть ее взросление после прохождения через изнурительный жизненный опыт в семье, образовании и взрослую жизнь.

«Джейн Эйр» ещё и готический роман. Готические компоненты включены в «Джейн Эйр», чтобы придать викторианскому повествованию больше эмоциональной глубины, таинственности и саспенса. Внушительный Торнфильд – прекрасный пример готической обстановки; он воплощает таинственность и дурные предчувствия своими темными коридорами и скрытыми секретами. Берта Мэзон, таинственная фигура, которая является сумасшедшей женой мистера Рочестера и заточена на чердаке, вводит сверхъестественный элемент, усиливающий жуткую атмосферу. Повествование также приобретает сверхъестественный характер благодаря ярким снам Джейн и тревожным предчувствиям. 

Так как сюжет идёт от первого лица, а первым названием было «Джейн Эйр. Автобиография», то можно смело сказать, что это в какой-то степени жанр биографии. Благодаря выбору Джейн Эйр в качестве рассказчицы, читателю предоставляется непосредственный доступ к самым сокровенным чувствам, мыслям и размышлениям героини; это возможность проследить за тем, как Джейн переходит от жестких ограничений своих ранних лет к стремлению к любви и независимости; это изучение собственной воли Джейн. Бронте использует повествование от первого лица, чтобы привлечь читателей к пониманию Джейн и использовать его как мощный инструмент для иллюстрации различных аспектов человеческого опыта. Она также открывает читателям уникальное и увлекательное окно в социальные и эмоциональные ландшафты Викторианской Англии и взгляд от первого лица.

«Джейн Эйр» относится сразу к двум литературным направлениям: это романтизм и реализм. В центре повествования бунтующий герой, двоемирие, культ свободы человека – это несомненно черты романтизма. Сюжет романа не очень правдоподобен, но это не мешает его относить к реализму, ведь присутствует правдивое и типическое изображение социальной среды, социальных отношений и человеческих характеров.

Композиция

Композиция «Джейн Эйр» проста: перед нами 38 глав, каждая из которых имеет свою композицию. Это экспозицию, завязку, кульминацию, развязку. 

При этом главы можно разделить на блоки, связанные одной темой. Это главы, посвящённые жизни в семье миссис Рид, жизни в Ловудской школе, жизни в доме мистера Рочестера, жизни в Мурхаузе, а затем возвращение к мистеру Рочестеру и финал.

Смысл названия

Название романа никак не выделяется среди других, поскольку является именем и фамилией главной героини – Джейн Эйр. 

Весь сюжет, как уже было сказано выше, крутится вокруг неё, это её биография и описание жизни в промежутке между 10 и 30 годами.

Суть

В этом романе мы видим конфликты между любовью и независимостью, совестью и страстью, а также борьбу молодой девушки и женщины за поддержание чувства собственного достоинства. Все это были основополагающие проблемы в патриархальном обществе викторианской Англии 19-го века.

Главная героиня, Джейн, – тот самый бунтующий персонаж, который выступает против общественных норм своего времени, она борется за своё человеческое достоинство с самого начала и до конца: сначала это её богатая тётка, потом приют и хозяин-самодур, отношения с мистером Рочестером, скитания по большим дорогам, север Англии, обретённые родственники. 

Подробное и точное краткое содержание романа Вы сможете найти у Многомудрого Литрекона.

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе достаточно многогранна и богата, мы наблюдаем множество интересных и неповторимых героев. Сейчас Многомудрый Литрекон постарается рассказать о каждом из них.

  • Джейн Эйр – главная героиня, дочь священника, сирота. Дурнушка, весьма некрасива, о чём говорят чуть ли не все герои на протяжении повествования. Выпускница Ловудской школы для сироток, гувернантка. Умная; сильная личность, борющаяся за свою независимость. Знает французский, латинский, немецкий языки и индустани; прекрасно рисует; умеет играть на клавишных музыкальных инструментах. В конце романа стала женой мистера Рочестера.
  • Эдвард Фэйрфакс Рочестер – главный герой, выделяющийся среди мужских персонажей. Аристократ, богатый наследник, весьма некрасивый мужчина с атлетичным строением тела. Был обманут семьёй и женат на сумасшедшей, но богатой Берте Мэзон. Сильно страдал из-за неудачного брака, поэтому скрывал этот факт. Искренне демонстрировал сильную любовь к Джейн и страстно желал на ней жениться, поскольку видел в ней свой идеал женщины. В конце романа из-за пожара, устроенного Бертой, становится слепым и калекой; принимает предложение от Джейн и женится на ней, понимая, что это не из жалости, а из-за чистой и искренней любви.
  • Адель Варанс – дочь французской танцовщицы Селин Варанс. Была хрупкой, бледной и не более семи-восьми лет. Она почти всю жизнь провела во Франции, из-за чего только недавно начала говорить по-английски, вставляя в речь слова на французском. Её няня Софи, bonne (как говорила девочка), была француженкой. Сама миссис Фэйрфакс плохо понимала девочку, поэтому надеялась, что мисс Эйр всему её научит и без проблем сможет с ней общаться. В итоге очень полюбила Джейн. В конце романа училась в школе и выросла настоящей помощницей.
  • Миссис Рид – жена дяди Джейн. Дала обещание, что будет заботиться о девочке как о собственном ребёнке. Не выполнила своё обещание и до конца своих дней ненавидела племянницу. Скрыла от Джейн, что у той остался дядя, готовый отдать своё состояние в наследство. Именно она отправила главную героиню в ужасный Ловудский приют.
  • Джон, Элиза и Джорджиана Рид – дети миссис Рид, кузены Джейн. Плохо относились к девочке, особенно Джон. В будущем он свяжется с плохой компанией, чуть ли не разорит мать и неожиданно умрёт, возможно даже совершив суицид. Джорджиана выйдет замуж за богатого, но потасканного джентльмена. Элиза пострижётся в монахини и пожертвует своё состояние монастырю.
  • Элен Бёрнс – сирота из Ловудской школы, девочка тринадцати-четырнадцати лет. Подруга и наставница Джейн. Её вера в христианство и доброту человеческого сердца похоронена глубоко в душе, поэтому она не отступит от своей позиции, что бы ни случилось. Джейн не очень тронута такой стойкой религиозностью, однако она оказывает очень сильное влияние на её личность. Умирает из-за болезни.
  • Мисс Темпль – директор Ловудской школы. Добрая женщина, одевающаяся очень элегантно. Хорошо относилась к Джейн и Элен. Научила мисс Эйр рисовать и разрешила весьма рано заняться изучением французского. В дальнейшем стала подругой Джейн. Спустя какое-то время вышла замуж и уехала из Ловуда, чем подтолкнула Джейн найти новое место работы.
  • Мистер Брокльхерст – самодур и владелец Ловудской школы. Известен жестокостью и пытками, которым он подвергает детей в школе. Является прекрасным примером лицемерной фигуры, произносящей христианские проповеди, но практикующей прямо противоположное. Его растрата школьных средств позже подтверждает это общественное впечатление о нем.
  • Миссис Фэйрфакс – экономка в доме мистера Рочестера, добрая старушка, являющаяся его дальней родственницей. Во всём помогает Джейн, была к ней добра. В конце отправлена к родственникам самим мистером Рочестером с пожизненной пенсией.
  • Грэйс Пул – была представлена как швея, на самом же деле помощница мистера Рочестера. Заботилась о Берте, но любила выпить и была весьма небрежной, что привело к побегу сумасшедшей и поджогу дома.
  • Берта (Мэзон) Рочестер – жена Эдварда, сумасшедшая. Красивая женщина, дочь богатого человека. Становится обременительной ношей для мистера Рочестера. Несколько раз сбегала, в конце романа устроила пожар и совершила суицид – сбросилась с крыши.
  • Сент-Джон Эйр Риверс – двоюродный брат Джейн, который спас ей жизнь, когда та просила о еде и ночлеге. Пастор и миссионер. Был молод, красив, лет двадцати восьми или девяти. Правильные черты лица и подбородок афинянина. «Редко встретишь английское лицо, столь близкое к античным образцам». Именно он по кусочкам выясняет, что является родственником Джейн. Предлагал ей обручиться и ехать проповедовать христианство в Индии вместе, но в итоге уехал один. В конце романа в письме говорится, что он предчувствует скорую кончину.
  • Мэри и Диана Эйр Риверс – родные сёстры Сент-Джона и двоюродные сёстры Джейн. Настоящие леди. Спасли жизнь Джейн, когда та просила о еде и ночлеге; имеют с ней те же вкусы. Работали гувернантками в богатых семьях, планировали выучить немецкий язык и преподавать его. В конце романа вышли замуж, счастливо жили в браке и ездили в гости к миссис и мистеру Рочестерам.

Темы и проблемы

Тематика и проблематика романа «Джейн Эйр» помогут читателю лучше понять содержание:

  1. Роль семьи. В центре повествования Джейн – сиротка, которая должна сама бороться с несправедливостью этого мира, что весьма трудно и не раз это показано в романе. Из-за отсутствия поддержки в виде родителей Джейн подвергается жестокости миссис Рид, мистера Брокльхерста, давлению Сент-Джона. Видно, что героиню легко направить в не то русло, принизить, но в конце концов она учится давать отпор. Тут же проблематика семьи. Если бы Джейн не была сиротой и могла бы обратиться за помощью к родителям, многих проблем удалось бы избежать.
  2. Религиозные мотивы. Джейн Эйр узнает, что религия играет важную роль в социальной жизни человека, когда она встречает мистера Брокльхерста, но она также узнает, что этот евангелизм был принят для содействия социальному превосходству, поскольку в нем очень много лицемерия. Она видит, что мистер Броклхерст использует средства детей для себя и при этом плохо обращается с сиротками. Затем она встречает Элен Бернс, чья терпимость превосходит терпимость духовенства, в то время как Сент-Джон проявляет благочестие, чтобы завоевать ее, при этом являясь пастором и миссионером. Все эти люди, так или иначе связанные с религией, дают Джейн определённый опыт. Интересно, что в конце и мистер Рочестер приходит к богу.
  3. Социальный статус. Один из самых ярких мотивов романа. Джейн Эйр почти всё повествование является просто сироткой, дочерью бедного священника и человеком без гроша в кармане. Богатое общество в виде миссис Рид, мистера Брокльхерста, Хелен из Мурхауза и других героев издевается над героиней, постоянно принижая её. Джейн весь роман пытается стать независимой сама, без помощи, даже отвергает подарки от мистера Рочестера. В конце романа, став богатой наследницей, наконец обретает статус и находит себя. В этом же и проблема: общество отвергает всех, кто на него не похож.
  4. Феминизм. В романе показано гендерное неравенство через разных персонажей. Джейн заперта в красной комнате только потому, что она девочка, при этом Джон Рид является невиновным ребёнком. То же самое касается Берты Мэзон, потому что она зависит от Рочестера, её даже замуж отдают просто как вещь, скрывая диагноз. Это показывает, что представление викторианской эпохи о женственности все еще основывалось на лишении приоритетов гендерных ролей. Например, даже Сент-Джон волен выбирать любую карьеру, в то время как, с другой стороны, его сёстрам оставалось быть гувернантками или удачно выйти замуж. Тот факт, что Джейн первая признаётся в любви к Рочестеру, стал чуть ли не сверхъестественным событием для 19 века, это было чем-то нереальным, поскольку до этого предложение всегда было обязанностью мужчины.
  5. Самопознание и самовоспитание. Является весьма важной темой, поскольку проходит красной нитью через весь роман. Джейн трансформируется как личность, и сама это замечает. Достигнув предела на одной ступени социальной лестницы, собирается сразу же переходить на следующую: это жизнь в доме тётки, желание учиться в школе, отличная учёба там же, затем там же работа, работа гувернанткой, поиски лучшей жизни… да, она признаёт, что в момент опустилась на ступень ниже, когда стала сельским учителем, но затем перепрыгивает следующие ступени и обретает семью, счастье и состояние.

Основная идея

Главная мысль романа «Джейн Эйр» – конфликт между любовью и независимостью, совестью и страстью; борьба Джейн за свободу и равенство, социальный статус и критику.

Конфликты между любовью и независимостью, совестью и страстью прекрасно проявляются в отношениях Джейн и ее хозяина, мистера Рочестера. Джейн знает, что любить и выходить замуж за Эдварда морально неправильно и противоречит ее совести, учитывая факт, что он уже женат, но ее страсть трудно контролировать.

Борьба Джейн за поддержание чувства собственного достоинства в основном проявляется в конфликтах с семейством Рид и мистером Брокльхерстом, отношениях с мистером Рочестером.

Тема социальной критики отражена в комментариях Джейн о высокомерии дворянского сословия по отношению к подчиненным классам.

Чему учит?

Роман «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте – это история о силе воли, независимости и любви. Главная героиня, Джейн, прошла через многочисленные испытания и трудности, но осталась верной своим принципам и самоуважению. Она борется за свою независимость и не жертвует своими идеалами ради комфорта или богатства. Роман показывает, что истинная сила лежит внутри каждого человека и что важно быть верным себе в любых обстоятельствах. 

«Джейн Эйр» – это вдохновляющая история о преодолении жизненных трудностей и поиске собственного места в этом мире.

Критика

Роман «Джейн Эйр» стал сенсацией уходящего 1847 года. Для английской публики голос подлинной страсти, написанный женщиной и провинциальной гувернанткой, был весьма неожиданным. Чувство любви между главными героями было написано весьма смело, даже мужчины-авторы того времени не решались на такие смелые поступки. У Рочестера это страсть, сметающая все преграды, у Джейн – страсть, вступившая в борьбу с обострённым чувством долга.

Однако роман вызвал негодование реакционных кругов, ведь там дочь провинциального священника пропагандировала совсем не христианскую мораль. В журнале «Quarterly Review», в 1848, в рецензии говорилось, что автобиография Джейн Эйр – это антихристианское сочинение, порождённое тем же мятежным духом, который проявился в чартизме, а сама Джейн Эйр была крайне неблагодарна и горда, поэтому бог и сделал её одинокой.

В 1854 г. Карл Маркс написал:

«Блестящая плеяда современных английских романистов [Бронте, Диккенс, Теккерей, Гаскелл], которые в ярких и красноречивых книгах раскрыли миру больше политических и социальных истин, чем все профессиональные политики, публицисты и моралисты вместе взятые, дали характеристику всех слоев буржуазии»

Так, роман «Джейн Эйр», одновременно поэтический и беспощадный, стал новым словом в английской литературе XIX века и на сегодняшний момент классикой мировой литературы.

Автор: Анастасия Александрова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *