Анализ стихотворения «Одиночество» (И.А. Бунин)

Каждый человек хотя бы раз в жизни испытывал ощущение одиночества, оторванности от других. Невозможности быть с тем, к кому тянется душа. Это сильнейшее чувство часто становилось предметом творческого исследования русских писателей. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом стихотворения И.А. Бунина «Одиночество» по плану.

История создания

Стихотворение «Одиночество» написано в 1903 году и посвящено другу писателя – художнику Нилусу Петру Александровичу. Бунин называл своего друга поэтом живописи. В стихотворении отражены чувства сразу двух людей: самого поэта и его друга. 

Во время написания стихотворения Иван Алексеевич был женат на красавице греческого происхождения, девушке очень молодой, только закончившей гимназию, – Анне Николаевне Цакни. Это был первый официальный брак Бунина, за плечами оставался искренний, но тяжёлый роман с Варварой Пащенко. Анна Николаевна обладала необыкновенной красотой, и Бунин сделал предложение буквально в первые дни их знакомства. Это сказалось на отношениях супругов. Не узнав друг друга до конца, они вскоре разочаровались в браке. И в письме к своему брату Иван Алексеевич писал: 

«До такой степени не понимать ‹…› моего состояния, и не относиться ко мне помягче, до такой степени внутренно не уважать моей натуры, не ставить меня ни в грош, как это делает Анна Николаевна, — это одно непоправимо, а ведь мне жить с ней век.»

Анна не могла разделить интересов писателя, между ними часто возникали разногласия и недопонимание. Это отразилось в творчестве Бунина. Он чувствует себя одиноким в этом союзе. Человек, с которым он хотел прожить век, не может развеять его одиночество. 

Ещё один примечательный факт из истории создания стихотворения – время года и место его написания. Вопреки тому осеннему, навевающему грусть пейзажу, который мы видим в нём, стихотворение написано летом в Константинополе. Этот контраст подчёркивает, что даже лето не смогло изгнать из души автора настроения поздней осени.

Одиночество в творчестве Бунина явилось отражением его внутреннего духовного одиночества. Сначала вызванного материальной неустроенностью, уходом первой возлюбленной, и неудачным браком, затем постоянными скитаниями, и, наконец, эмиграцией во Францию. 

Жанр, направление, размер 

  • Жанр стихотворения «Одиночество» – элегия, так как речь в нём идёт о глубоко личных печальных переживаниях и чувствах лирического героя. Однако это элегия с элементами послания. Герой обращается к ушедшей возлюбленной, как бы желая сообщить ей о своих чувствах.
  • Размер: «Одиночество» написано чередованием анапеста и амфибрахия. Анапест – трёхсложный размер с ударением на последнем слоге. Амфибрахий – трёхсложный размер, с ударением на втором слоге. Рифмовка использована как перекрёстная, так и параллельная. Рифма мужская, так как ударение всегда падает на последний слог в слове.  
  • Тип рифмы интересен тем, что в каждом шестистишии в первых четырёх строках использована перекрёстная рифмовка, а последние две строки – всегда с параллельной рифмой. Такое построение соответствует ходу мыслей героя: последние две строки – это либо переход от описания к более личным переживаниям, либо переход к выводу, решению как в последнем шестистишии: «Что ж! Камин затоплю, буду пить…/ Хорошо бы собаку купить».

Композиция 

Стихотворение «Одиночество» имеет необычную композицию: первая и третья строфы рисуют пейзаж, который созвучен внутреннему состоянию лирического героя. Вторая и четвёртая повествуют об отношениях главного героя и его возлюбленной, и чувствах, которые они испытывают. 

Кульминационные строки соответствуют кульминации чувств героя, выраженной в окрике: «Воротись, я сроднился с тобой!». На протяжении всего стихотворения герой анализирует чувства, которые испытывал и испытывает к возлюбленной. Примечательно, что они даны в динамике. 

Так, во второй строфе он говорит «стала казаться женой», а в последней – «сроднился». Герой понял, что эта женщина по-настоящему близка ему, только когда она покинула его. Это апогей чувства героя, и он выражает его в окрике с просьбой вернуться. Но сам же себя останавливает. Наивысшая точка пройдена, и теперь наступает спад – «Но для женщины прошлого нет…». Герой пережил сильное потрясение, осознал, что возлюбленная близка ему, но после этого напряжения, ему хочется почувствовать расслабление. И он убеждает самого себя, что природа женщины не позволит ей вернуться, даже если он действительно позовёт. 

Образы и символы 

Образ лирического героя в стихотворении «Одиночество», несомненно, символизирует творческого человека. Не важно, художник он или писатель (в стихотворении упоминается мольберт) – это человек с особым мировосприятием, тонко чувствующий. Стоит отметить, что Пётр Нилус был не только художником, но и писателем. У него есть несколько опубликованных статей и сборников. Поэтому Бунин, создавая своего героя, наделил его поэтической душой не только художника кисти, но и художника слова. 

Таким образом, лирический герой «Одиночества» – человек мысли в большей степени, чем человек дела. Это доказывают и его рассуждения, и вывод, к которому он приходит. «Буду пить…», — то есть не бороться, а сдаться. Да и героиню он не пытается вернуть, но лишь ссылается на чувства всех женщин. Такой приём называется синекдоха, когда целое замещается частью. Не для конкретной женщины нет прошлого, а для абстрактной, как бы для всех сразу. И из этого делается вывод, что и для героини нет прошлого. Этого герою достаточно, он не в силах справиться с мыслями о возможном отказе, поэтому решает принять его сразу, заранее. Выносить приговор самому себе иногда легче, чем услышать его от других.

Что же до чувств самой героини, Бунин намекает нам, что она, по всей видимости, противоположность героя. Ей нужно действие. Это подтверждается строками: «Вчера ты была у меня, / Но тебе уж тоскливо со мной». Возлюбленная скучает в его обществе. Видимо, они разные люди, и героиня не в состоянии по-настоящему понять его. Одиночество героя возникает ещё в обществе той, что стала близка как жена, но он переосмыслит это позже. Также с опозданием герой поймёт и то, что, несмотря ни на что, эта женщина стала дорога ему.  

Символична и природа, которая соответствует настроению героя. «Холодная пустыня воды» – знак опустошения и холода, который царит в душе главного героя. Образ следа, оставленного героиней, также очень символичен. Он расплылся, наполнился водой – время его не пощадило. То есть даже след «уходит» от героя. Он один напоминал о прошлой любви. И, конечно, образ собаки как существа, которое будет любить бескорыстно, просто так. Герой надеется, что, хотя бы любовь к собаке поможет ему избавиться от ощущения ужасающего одиночества, никому ненужности. 

Темы и проблемы 

  • В стихотворении «Одиночество» в первую очередь поднимается основная проблема одиночества человека. Как сказал К. Юнг, «одиночество – это невозможность говорить с людьми о том, что тебе кажется существенным». Но почему возникает эта невозможность? Почему другие люди не могут разделить с тобой то, что тебе кажется ценным? Часто это случается в союзе, который изначально был построен людьми, имеющими мало общего. Или теми, кто видел разницу в мировоззрении, но готов был мириться с этим, а позже осознал, что не справится.    
  • Также очевидна основная тема любви — чувства, которое связывает воедино совсем разных людей. Герой – человек тонко чувствующий, ранимый, склонный к размышлениям в тишине и покое. Эта созерцательность помогает ему творить. А героиня не в силах разделить его тишину, не в силах понять. Она скучает. Такой подход не означает, что кто-то из героев прав больше, а кто-то меньше. Правы оба, но в обществе друг друга они чувствуют себя одиноко. Ведь одиночество часто возникает из-за ощущения что тебя не слышат, не понимают. 

Настроение стихотворения «Одиночество» пронизано грустью, ощущением тоски и одиночества. Подобно дороге, которую не видно в темноте поздней осенью, герой не может разглядеть своё будущее. Пока только дождь, мгла и ветер. Но надежда на возрождение остаётся: жизнь умерла только до Весны. Герой надеется на воскресение. 

Смысл 

Главная мысль стихотворения «Одиночество», вероятно, может быть сформулирована так: люди могут чувствовать себя одинокими, это чувство ужасно, но оно не должно лишать их шанса на возрождение. 

Главный герой не стал по-настоящему возвращать героиню, возможно, потому, что в глубине души понимал – они действительно разные люди. Одиночество, которое он испытывает в данный момент, поглощает его душу, терзает его. С этим чувством сталкивается любой, оно абсолютно нормально. И всё же, оно не должно побеждать, в его отношениях победа одиночества над любовью неоспорима. Такова основная идея стихотворения «Одиночество»: герой одинок столько без нее, сколько с ней.

Да, герой отчаялся что-либо изменить, он собирается пить у камина, чтобы хоть ненадолго забыться. Но есть надежда, что он сможет пережить этот период и выйти из него возрождённым. Самого Бунина впоследствии судьба вознаградила вторым браком, в котором он обрёл счастье. 

Средства выразительности 

«Одиночество» – очень выразительное стихотворение, это достигается не только за счёт особого расположения частей и чёткой рифмы, но и за счёт изобразительных средств, то есть тропов. 

Тропы в первой строфе:

  1. «Над холодной пустыней воды» – метафора.
  2. «Жизнь до весны умерла» –метафора, содержащая оксюморон: жизнь умирает. 
  3. Также отмечается большое количество сонорных звуков, что создаёт ощущение монотонности: н, м, л, р – аллитерация. 

Тропы второй строфы: 

  1. «Ненастный день» – эпитет. 
  2. Большое количество шипящих в строфе, можно предположить, что герою трудно даётся произнесение этих слов: «Что ж Прощай! Как-нибудь до весны / Проживу и один без жены». 
  3. Слова «как-нибудь» подчёркивают тяжесть этого времени. До Весны возрождения души герою ещё нужно дожить. 

Тропы третьей строфы:

  1. «Предвечерняя серая тьма» – эпитет. 
  2. Тучи, идущие без конца, – символ безнадёжности.
  3. след, смываемый дождём, – символ потери возлюбленной. 

Тропы четвёртой строфы: 

Эта часть намерена лишена излишних украшений. Присутствует синекдоха – «Но для женщины прошлого нет». Динамика чувств разрешается кульминацией: «Воротись, я сроднился с тобой!», а конечное решение, с которым остаётся главный герой, передаётся с использованием аллитерации шипящих: ж, ш, щ, з. 

«Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой». 

Автор: Таисия Ишниазова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector