Анализ стихотворения «Осень» (М.Ю. Лермонтов)
Михаил Лермонтов, русский поэт и писатель, живший в начале XIX века, оставил яркое и значительное творческое наследие. Несмотря на то, что его жизнь была короткой, его произведения оказались важным элементом русской литературы. Поэт часто обращался к описанию природы, используя яркие и красочные образы. Он умело сочетал пейзажные зарисовки с чувственной лирикой, что придавало его работам особую выразительность. Многомудрый Литрекон призывает Вас обратить внимание на анализ стихотворения Лермонтова «Осень» по плану. Приятного просвещения!
Содержание:
История создания
«Осень» — одна из первых работ М.Ю. Лермонтова. Она написал ее летом 1828 года (ему исполнилось всего 14 лет). Не верится, что подросток мог создать такое печальное произведение, где ощущаются столь глубокие переживания. Однако Лермонтов и не был заурядным юношей. У него была необычная судьба: лишившись матери в раннем детстве, мальчик потерял и отца, но вовсе не смерть разлучила их. Лермонтов-старший имел напряженные отношения с тещей, бабушкой Михаила. «Неудачный» брак дочери совершился против ее воли. В ранней кончине дочери она винила ее «неподходящего» мужа. Елизавета Алексеевна Арсеньева была богата и влиятельна, поэтому добилась полной опеки над внуком и отстранения отца от воспитательного процесса. Согласно многим версиям, Юрий Петрович Лермонтов и сам не был против такого исхода, так как не мог обеспечить должный уход болезненному мальчику. Как бы там ни было, сам Михаил с детства ощущал тоску и одиночество. Заботливая, но деспотичная бабушка не могла заменить отца и мать. Отсутствие общения с Лермонтовым-старшим больно ранило ребенка. Он чувствовал себя брошенным. Отсюда его склонность к меланхолии и несвойственная отрочеству печаль.
В свои 14 лет Лермонтов уже отличался «дурным характером», о котором не раз напишут его современники. Михаил рос замкнутым, мнительным, желчным юношей. Он нередко конфликтовал с бабушкой, пытаясь отстоять свою самостоятельность. Одиночество, непонимание, борьба — все это утомляло подростка и навевало грустные мысли, ставшие основой стихотворения «Осень».
Работа была опубликована в 1829 году, но не стала его «визитной карточкой». Настоящая слава придет к Лермонтову немного позже — после гибели А.С. Пушкина, когда автор напишет скандальное стихотворение «Смерть поэта» и прогремит на всю Россию.
Жанр, направление, размер
«Осень» — это лирическое стихотворение. Есть мнение, что перед нами незавершенный текст, часть которого безвозвратно утеряна из-за повреждения рукописей. Несуществующий фрагмент даже дает основание (хоть и ненадежное) полагать, что текст принадлежит к жанру элегии. Однако для такого определения не хватает главного — недостающей части, где якобы были расположены философские размышления, дающие право на принадлежность стихотворения к элегии. Сегодня мы можем анализировать лишь то, что уцелело, поэтому стоит относить произведение к пейзажной лирике. Оно написано четырёхстопным хореем с перекрёстной рифмовкой — хоть этот факт сомнению не подлежит. Размер «Осени» типичен для творчества Лермонтова.
А что можно сказать о направлении? Лермонтов был ярчайшим представителем русского романтизма. Даже в этой ранней работе отчетливо виднеются мотивы и образы, свойственные этой культурной эпохе. Одиночество, грусть, зелень «мрачная», месяц «тусклый» — все это говорит о романтическом мировосприятии, где все подернуто поволокой печали и высушено мучительным несоответствием реальности и мечты.
Композиция
По форме «Осень» — три катрена (то есть четверостишия), которые объединены в одну строфу. В стихотворении нет сюжетности и хронологии. Оно зиждется на антитезе — противопоставлении того, как было, и того, как стало:
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Было хорошо, стало плохо — это проявление романтического двоемирия, где идеал (то, как должно быть) расходится с реальностью (тем, как есть).
В каждом четверостишии находит отражение то или иное время дня: автор описал и день (когда не отдыхает пахарь), и ночь (когда прячется от холода зверь), чтобы создать целостную картину осеннего времени года.
Образы и символы
Стихотворение сконцентрировано вокруг образа осени, который противопоставлен летнему времени года. Все изменения заметны в сравнении с тем, как было до: листья «пожелтели», а когда-то были зелеными, пахарь отдыхал меж цветов, а сейчас уже не может — холодно и отцвело все. В каждой строфе ощущается невысказанный протест: все не так, как должно быть! Даже отважный зверь прячется от промозглого тумана, который посеребрил поле. Картину не спасает даже месяц — он «тусклый».
Портрет осени в исполнении Лермонтова вовсе не так красив, как, например, у А.С. Пушкина или Ф.И. Тютчева. В нем нет ничего заманчивого и пленительного. Ели стоят «поникши», зелень у них «мрачная», месяц «тускл», листья просто пожелтели, нет в них и следа золота, о котором обычно пишут поэты. Осень навевает тоску по лету и мысль о том, что стало хуже. Все увядает и портится, автор не находит ничего отрадного, на чем можно было бы остановить взор без невольной критики.
Лирический герой явно раздосадован на осенние перемены. Ему не нравится то, что он видит, и каждая новая черта времени года ассоциируется лишь с негативными эпитетами, выражающими раздражение, уныние.
Темы, проблемы, настроение
Основная тема «Осени» обозначена уже в названии произведения. Автор описывает перемены в природе и даже критикует их, нарочно подбирая отрицательные характеристики для каждого замеченного им явления. Осень Лермонтова грустная, безысходная, мрачная и совсем не романтичная. Нет в ней любовного томления или светлой ностальгии, лишь поникшие ели с мрачной зеленью и желтые (просто желтые, без всяких прикрас) листья, облетевшие с веток. Автор как будто из одного протеста отказывается приписывать листопаду какие бы то ни было яркие эпитеты. Этот отказ тоже выразителен, ведь Лермонтов словно обесценивает главную черту осени, она для него ничего не значит.
Негативное восприятие осени усиливается неудачным сравнением с летом: раньше был полуденный отдых в цветах — теперь нет, раньше зверь свободно бродил по ночам — теперь прячется. Листья стали желтыми, но то ли раньше было? Это противопоставление усиливает раздраженное настроение автора. Он не столько тоскует осенью, сколько тяготится ею и испытывает печаль от одного лишь созерцания неприятных перемен.
Основная идея
Главная мысль произведения «Осень» состоит в выражении авторского взгляда на перемену сезона. Лермонтов, верный своему бунтарству, отказывается от присущей нашей культуре традиции изображать осень романтичной и красивой. Его пора увядания не золотая и не багряная, а желтая, мрачная, унылая. В сравнении с летом она явно проигрывает. Герой не находит в ней даже очарования грусти, он видит лишь тусклые краски, искаженные туманом.
На душе у героя мрак и уныние, созвучные с пейзажем. Он полон сожалений о том, что минуло и уступило место промозглой поре, лишенной выразительности. И день пахаря, и ночь зверя одинаково безотрадны. Такое описание всеобщей любимицы муз сразу же выделяет Лермонтова из сонма поэтов-современников. Таков смысл стихотворения «Осень».
Средства выразительности
Лермонтов активно использовал разнообразные средства выразительности в своем творчестве с тем, чтобы более эффективно передавать свои мысли, эмоции и образы. Они включают в себя:
- Эпитеты: «зелень мрачную», «месяц тускл», «поникши ели», «зверь отважный».
- Олицетворения: «туман серебрит», «ели зелень хранят».
- Антитеза: «Зверь, отважный, поневоле скрыться где-нибудь спешит».
Автор: Мария Сербина