Анализ стихотворения «Смерть поэта» (М.Ю. Лермонтов)

Михаил Юрьевич Лермонтов не раз обращался к теме несправедливости и поэзии в своих произведениях. Он тонко чувствовал настроения общества. Не стало исключением и одно из самых его знаменитых стихотворений — «Смерть поэта», разбор которого Вам предлагает Многомудрый Литрекон.

История создания

История написания стихотворения «Смерть поэта» — это довольно интересные факты, которые проливают свет на истинные мотивы автора:

  1. В январе 1837 года трагически погиб один из величайших поэтов того времени – Александр Сергеевич Пушкин. Он скончался через несколько дней после дуэли с Дантесом — сыном голландского посла. Дантес пренебрежительно отзывался о нравственности жены Пушкина и даже досаждал ей своим вниманием, поэтому Александр Сергеевич бросил ему вызов и получил серьезное ранение в живот. Его смерть стала поводом для Лермонтова, чтобы написать стихотворение «Смерть поэта». Его, почитателя творчества Пушкина, потрясла не только смерть человека, находящегося в самом расцвете жизненных сил, но и гибель автора, изменившего русскую литературу.
  2. По мнению некоторых критиков, в произведении Лермонтов выражает протест против политики государственных чиновников и мнения светского общества: весь свет оправдывал поведение убийцы Пушкина. Стихотворение «Смерть поэта» в дальнейшем много раз копировалось и распространялось переписанным от руки. Полная версия стихотворения была подана императору Николаю вместе с вердиктом о революционной направленности поэзии Лермонтова. После этого поэта взяли под стражу, и некоторое время спустя сослали на Кавказ за «непозволительные» стихи. Эпиграф, приложенный к «Делу о непозволительных стихах, написанных корнетом лейб-гвардии гусарского полка Лермонтовым», появляется в одной из копий стихотворения. Он взят из трагедии Ротру «Венцеслав»:

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Смерть поэта» – сочетание сатиры (эпиграммы) и элегии. Посыл произведения грустный и мрачный, в нем затронуты серьезные философские проблемы, но в то же время автор едко и насмешливо критикует светское общество, что больше свойственно эпиграмме, чем элегии. Присутствуют и черты оды: поэт использует множество восклицательных знаков и риторических вопросов, а также употребляет высокопарную лексику, свойственную жанру оды.

Творчество Лермонтова традиционно причисляют к романтизму: и по хронологическим рамкам, и по содержательно-тематическому комплексу. Стихотворение «Смерть поэта» наполнено традиционными для романтизма мотивами — бунтом, протестом и осуждением общества.

Стихотворение «Смерть поэта» состоит из нескольких частей, каждая из которых имеет собственный размер: первая часть – четырёхстопный ямб, вторая – разностопный: пяти-, шестистопный ямб.

Образы и символы

Образ Пушкина в стихотворении «Смерть поэта» — это образ гения, отвергнутого толпой. Его «свободный, смелый дар» гнали, а пожар сердца раздували на потеху. Пушкин в изображении Лермонтова — бунтарь, который «восстал против мнений света». По мнению автора, его обманули, и сам творец напрасно доверился «ложным словам». Ему не стоило входить в светское общество, потому что оно не стоило его таланта.

Поэт аллегорически описывает судьбу Пушкина. Свинец в груди – образ смерти Пушкина-дуэлянта (правда, пуля попала ниже).

Так же появляется образ «ничтожных клеветников», то есть тех, кто порочил имя Пушкина и его жены и поддерживал его убийцу. Эти люди лицемерием добились доверия поэта и специально привели его к трагическому исходу. По мнению автора, их ждет жестокая кара, от которой их не убережет «злословие». Грозный божий суд сулит наказание для тех, кто посмел поднять руку на поэта.

Не остается незамеченным и образ его противника и убийцы – Дантеса: «Смеясь, он дерзко презирал чужой земли язык и нравы». Лермонтов характеризовал его как человека «с пустым сердцем».

Когда Лермонтов говорит про увянувший «торжественный венок», он имеет в виду пышущего бодростью и жаждой жизни молодого Пушкина, чья смерть наступила так внезапно. Также венок символизирует славу и успехи поэта. Образ венка обыгрывается и дальше. Венок жизни и славы сменяется библейским символом, означающим несправедливые муки, принятые Творцом:

В конце стихотворения присутствует антитеза: чёрная кровь клеветников и праведная кровь самого поэта. Лермонтов резко разделяет людей: одни отравляют жизнь другим, потому что сами отравлены желчью и злобой.

Темы, проблемы и настроение

  1. Трагическая судьба поэта в обществе – основная тема этого произведения Лермонтова «Смерть поэта». Образ поэта уже приравнивается здесь к образу Иисуса, о чем свидетельствуют уже вышеупомянутые венки и антитеза «праведной» крови и «чёрной». Дар поэта имеет божественный источник, поэтому убийство божьего посланника автор трактовал на библейский лад, ведь люди снова подняли руку на того, кто нес им свет, добро и справедливость. Лермонтов показывает, что в смерти творца есть вина не только Дантеса, но и всего светского общества, которое потешалось над ним.
  2. Тема поэта и поэзии. Лермонтов подмечает в Пушкине и благородство, и свет его души, и его любовь к правде и справедливости. Он высоко ставит поэта над толпой и обозначает место Пушкина в русской культуре, говоря о том, что его смерть — это потеря национального масштаба.
  3. Тема русской культуры тоже становится важной частью стихотворения. Лермонтов делает акцент на то, что убийца был иностранцем, и не мог понять, как важен был Пушкин для развития русской словесности.
  4. Ближе к середине стихотворения появляется основная проблема в стихотворении «Смерть поэта» – жестокость людей, жестокость толпы. Поэта обманывают и используют, а пожар его души лишь развлекает зевак. Никто из них понимает, что Россия потеряла в лице Пушкина.
  5. Проблема справедливости тоже взволновала автора. Он уже не надеется на земной суд, но возлагает надежду на то, что Бог покарает тех, кто в ответе за гибель поэта.
  6. Настроение стихотворения «Смерть поэта» торжественное и мрачное, особенно в последней строфе, где автор предрекает наказание для губителей и мучителей поэта.

Главная мысль

Основная идея Лермонтова в стихотворении «Смерть поэта» – протест против общества, которое виновато в смерти поэта. Это общество покрывало преступника, способствовало распространению клеветнических слухов и было безразлично к потере великого творца. Лермонтов восстал в этом стихотворении против светских льстецов и лицемеров, которые раздули пламя ревности в груди Пушкина. Движущая сила общества, в котором жил Пушкин, – богачи, приближенные к государю лица — была направлена против честного и смелого поэта, который не раз обличал их пороки. Но их вина глубже рядового преступления, и они поплатятся на Божьем суде и перед потомками, культуру которых они ограбили.

Смысл стихотворения «Смерть поэта» заключается в том, что исчезновение человека искусства, гибель гения — это трагедия для всего народа, и все те, кто повинен в этом преступлении, поплатятся перед историей и перед Богом.

Средства выразительности

Лермонтов в изобилии использует тропы и различные средства выразительности в стихотворении «Смерть поэта». Например, он часто употребляет восклицательные знаки, риторические вопросы и многоточия, чтобы подчеркнуть эмоциональный накал произведения. Кроме того:

  1. В стихотворении присутствует целый ряд ярких и запоминающихся эпитетов: «дивный гений», «свободный смелый дар», «пламенные страсти», «кровавый миг», «глухая ревность», «грозный суд». Именно с помощью этих эпитетов и создается картина, помогающая читателю понять всю остроту переживаний Лермонтова по поводу смерти поэта.
  2. В стихотворении так же присутствуют метафоры. Они призваны сдержать гнев самого Лермонтова: «звон злата», «ловля счастья и чинов», «печать на устах», «взят могилой».
  3. В конце стихотворения присутствует антитеза: чёрная кровь клеветников и праведная кровь самого поэта.

Автор: Кристина Вергара

Читайте также:

комментария 3

  1. Виктор:

    Очень слабый, поверхностный анализ, как из учебника по литературе

    • Самый Зелёный:

      Виктор, мы ориентируемся на школьные критерии оценки и на школьную аудиторию. Дети должны понимать то, что читают. Нет смысла писать сложно и много о том, что проходят один урок.

      • Соня:

        Мне очень помогает, основываясь на ваш текст, пишу анализы для школы. Спасибо!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *