Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» (Ф. И. Тютчев)

Многие литературные деятели признавались в любви «русской природе», у многих поэтов в «послужном» списке есть произведения пейзажной лирики. Обсуждая данный жанр литературы, мы сразу же вспоминаем имя Федора Ивановича Тютчева, так как он является поэтом, который в основном писал о природе и «с помощью» природы. Многомудрый Литрекон проанализировал одно из известнейших произведений автора и предлагает ознакомиться с данным разбором в этой статье. Перед Вами анализ стихотворения «Неохотно и несмело» по плану.

История создания

Стихотворение «Неохотно и несмело» было написано поэтом в начале июня 1849 года, когда он ехал из Петербурга в село Овстуг. 

Это село для поэта много значит, хоть сам он там и не любил бывать. Это село – малая Родина поэта. Федор Иванович родился здесь, в родовом поместье, которое построил ещё его дед, Николай Андреевич Тютчев. Но в 1812 году, когда наполеоновские войска наступали на Россию, семья Тютчевых переехала в село Троицкое, где у них тоже было имение. И с тех пор Федор Иванович очень редко бывал в Овстуге. Про это село он писал: «Места немилые, хоть и родные». Но, несмотря на это обстоятельство, Федор Иванович часто вдохновлялся родными пейзажами и создавал свои удивительные стихи о природе. 

Стихотворение «Неохотно и несмело» впервые было опубликовано в 1850-м году в журнале «Киевлянин».

Жанр, направление, размер

Произведение «Неохотно и несмело» относится к пейзажной лирике. Через манеру описания природы мы ближе узнаем автора, начинаем лучше его понимать, понимать ход его мыслей и его настроение. Федор Иванович часто писал в данном жанре, а точнее в жанре пейзажно-философской лирики, поэтому все произведения поэта «живые», то есть их хочется обдумывать, их хочется проживать, они «красочно» отвечают на важные жизненные вопросы.

Направление стихотворения «Неохотно и несмело» – романтизм. Природа в произведении Федора Тютчева идеальна! Одной из особенностей романтизма является культ природы и поклонение всему естественному, природному, то есть всё, что происходит — красиво и правильно, всё так и должно быть. Гроза – мощное и иногда пугающее природное явление, но в данном произведении оно – источник прекрасного, удивительного.

Размер стихотворения «Неохотно и несмело» – четырехстопный хорей. Данный размер считается самым распространённым в русской поэзии. Произведения, написанные данным размером, одновременно очень эмоциональны и просты.

Рифмовка в стихотворении «Неохотно и несмело» перекрестная, с чередованием женской и мужской рифмы. 

Композиция

Стихотворение «Неохотно и несмело» состоит из 5 четверостиший. Композиция закольцована. Всё произведение можно разделить на 5 сюжетных частей, посвященных определенному образу.

Всё стихотворение – это дорога поэта в село Овстуг, в то место, которое поэт не любил часто посещать, но всегда восторгался его красотами. Стихотворение «Неохотно и несмело» – это путь лирического героя, уровни изменения его настроения. С каждой новой строфой в лирическом герое просыпается всё больший интерес к созерцаемому, краски описываемой природы становятся ярче и насыщенней.

  1. 1 часть – 1-я строфа. Поэт пишет о полях, на которые даже солнце смотрит «неохотно», но вдруг происходит нечто интересное, нарушающее привычный ход вещей, добавляющее описываемым местам привлекательности.
  2. 2 часть – 2-я строфа. Данное четверостишие посвящено «внезапной» внимательности лирического героя к описываемым местам. Он заметил теплый ветер, гром вдали, заметил просторные зеленеющие поля… Для лирического героя гроза оказалась силой, открывшей ему глаза на красоту окружающего его мира.
  3. 3 часть – 3-я строфа, в которой поэт пишет о молнии. Искрящийся разряд приковал к себе внимание лирического героя, который заметил даже «пламень белый и летучий», окаймивший края молнии.
  4. 4 часть – 4-я строфа. Дождь, гром… С каждой новой строфой в лирическом герое проявляется всё больший интерес к происходящему, он наслаждается увиденным, пытается запомнить каждую деталь.
  5. 5 часть – последняя строфа. Это четверостишие перекликается с первым, оно закольцовывает сюжет. Солнце вновь осветило поля, которые не кажутся теперь простыми, они теперь «в центре событий», внимание лирического героя приковано к ним.

Образы и символы

Лирический герой всех произведений Федора Ивановича – это сам поэт, поэтому, рассуждая об особенностях лирического героя, нельзя не принять во внимание характер самого автора. 

Федор Иванович был очень чутким человеком, человеком с «тонкой» душой, человеком, который уважал, отдавал должное всему прекрасному, который любил, восхищался природой. Все эти характеристики также очень близки и лирическому герою разбираемого произведения. 

Основным образом стихотворения «Неохотно и несмело» является предгрозовая природа. 

В этот период всё «наполняется», становится более ярким, более ароматным, более «густым», более значимым. Природа будто вздыхает, будто напоминает о своем всемогуществе, о своей безмерной силе. 

Гроза для поэта – это символ молодости пылкости, легкости и безмятежности. 

Многим известно, что именно это природное явление является любимым у автора. И ведь в этом есть свой резон! Во время раскатов грома и молнии, во время дождевой стены, «тяжелого» неба не приходят в голову суетные мысли, а хочется лишь думать о самом важном, чувствовать самое важное. Душа в такое время сильно сжимается, а затем также сильно разжимается, «дышит», создавая ощущение покалывания, мурашек где-то в груди, сердце начинает стучать трепетно, благоговейно, вокруг всё становится «живым» и родным. Примерно так же сердце трепещет в периоды влюбленности, в периоды ожидания чего-то давно желанного.

Также интересным в разбираемом произведении является одухотворенность всего вокруг: солнце смотрит на поля, причем неохотно и несмело, земля принахмурилась, пробилась струя молнии, гром сердитый и смелый, земля в смятении. Всё это создаёт атмосферу защищенности и причастности. 

Тема проблемы, настроение

Тема произведения «Неохотно и несмело» – природа перед грозой. 

Как уже было написано выше, поэт одухотворил солнце, землю, ветер, всё вокруг. Поэтому смело можно сопоставить природу и человека, а гроза – это «крик» души. 

В жизни каждого человека бывают перенасыщенные моменты, моменты, когда кажется, что выхода нет, что всё давит, всё не так и все не те… Но именно в такие моменты случается чудо, человек для себя открывается с новой стороны, а точнее с «родной» стороны, становится самим собой, успокаивается, расцветает, ему становится безразлична окружающая суета, он смотрит глубже и выше. Так же и природа! Она перед грозой становится максимально прекрасной, максимально яркой, насыщенной, сочной и живой, а после проливного дождя она становится «чистой», обновленной. То же самое и с человеком…

Проблематикой произведения «Неохотно и несмело» можно считать постоянную неподготовленность к грозе, к изменениям в жизни, к очищению и обновлению, страх перед этим «явлением» и даже нежелание его.

Настроение стихотворения «Неохотно и несмело» очень «нарядное». Произведение пышет красками и событиями, его очень приятно и интересно читать. 

Основная идея

Смысл стихотворения «Неохотно и несмело» заключается в том, что всё необходимое для нас обязательно случается, даже если мы этого не хотим, даже если мы этого боимся. И обязательно всё потом станет лучше, чем было, свободней и легче. Вот только понять это, привыкнуть к этому человек не может, это сложно… Мы постоянно пытаемся сопротивляться этому, даже после нескольких положительных исходов, а нужно всего лишь обратиться к природе! Научится её смирению, спокойствию, её умению быть прекрасной и «естественной» всегда. 

В и этом заключается главная мысль стихотворения «Неохотно и несмело» – довериться, отпустить ситуацию и жить!

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Неохотно и несмело» перечислены в списке:

  1. Эпитеты: «неохотно и несмело смотрит», «ветер теплый», «дальний гром», «зеленеющие нивы», «синей молнии струя», «пламень белый и летучий».
  2. Метафора: «молнии струя».
  3. Сравнение: «вихрем пыль летит».
  4. Олицетворение: «солнце смотрит», «принахмурилась земля», «пробилась струя молнии», «раскаты громовые сердитей и смелей», «солнце взглянуло исподлобья», «в сиянье потонула вся смятенная земля».
  5. Часто в произведении встречается инверсия, например, «ветра теплого порывы».
  6. Эллипсис: «дальний гром и дождь порой…», «чаще капли дождевые».
  7. Аллитерация: во второй строфе часто повторяющийся звук «р» намекает на приближение грозы.

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector