Анализ баллады «Людмила» (В.А. Жуковский)
Баллада Василия Жуковского «Людмила», созданная в 1808 году, является переводом произведения поэта-романтика Готфрида Бюргера «Ленора». Однако российский поэт не стремился точно перевести балладу германского коллеги, он лишь передал основные события и адаптировал сюжет к отечественным реалиям. Анализ баллады «Людмила» от Многомудрого Литрекона по плану поможет узнать много нового об этом произведении.
Содержание:
История создания
Баллада «Людмила» была создана известным русским поэтом Василием Жуковским и впервые опубликована в 1808 году. Эта баллада стала одной из самых популярных работ Жуковского. На основе произведения поэта-романтика Готфрида Бюргера «Ленора» Жуковский создал уникальную работу, отличающуюся национальным колоритом и понятную русскому читателю.
«Людмила» завоевала внимание публики красочными описаниями природы, сильными эмоциональными переживаниями героев и мистической атмосферой. Эта баллада стала одной из наиболее популярных работ русской романтической поэзии и открыла новую страницу в культуре России. Переход от сентиментализма к романтизму был совершен благодаря удачной адаптации зарубежных литературных достижений на русской почве.
Баллада «Людмила» Василия Жуковского оказала значительное влияние на последующие поколения русских поэтов и литературных критиков. Её мотивы и темы стали повторно использоваться в различных произведениях, а сама баллада стала объектом изучения и анализа в литературных кругах.
Жанр, направление, размер
Жанр произведения «Людмила» — баллада. Такой вывод можно сделать, обратив внимание на сюжетность, грустный и мистический настрой, наличие нескольких героев, фольклорные элементы, музыкальность.
Направление творчества Жуковского — романтизм. Автор обращается к эстетике и тематике данного культурного тренда, следуя общей европейской литературной традиции того времени.
Размер, используемый в балладе «Людмила», — это четырехстопный хорей.
Композиция и конфликт
В произведении «Людмила» читатель видит линейную композицию: события разворачиваются в хронологической последовательности.
Конфликт обусловлен безверием и отчаянием героини. Она разуверилась в Боге и потеряла связь с ним, из-за чего во сне к ней явились темные силы и сбили ее с пути истинного. Автор противопоставляет религиозное смирение (представленное матерью девушки) и гордыню Людмилы (которая усомнилась в Боге и его воле).
Суть: о чем баллада?
Молодая девушка Людмила ждёт своего возлюбленного с войны, но он все не спешит домой. Героиня даже думает, что он мог и изменить ей в чужой стороне, но отбрасывает мысли и продолжает мечтать о возвращении любимого. Тем временем подруги выходят замуж, а Людмила остается одна и ждет. Войско приехало обратно, но ее возлюбленный не появился. Людмила поняла, что он погиб. Героиня хочет смерти, ведь ей больше не жить, говорит, что царь небесный ее оставил. Мать уговаривает ее не роптать, однако Людмила уверена, что жизнь потеряла для нее краски навсегда. По ее мнению, Господь жесток, а справедливости нет.
Наступила ночь, героиня осталась одна. Тут она услышала, как кто-то прискакал на коне. Оказалось, это ее милый, который зовёт девушку с собой прямо сейчас и отказывается переждать ночь. Причем он ведет себя странно и намекает, что находится в могиле (и туда же зовет возлюбленную). В пути Людмила говорит, что для нее все неважно, лишь бы быть с любимым. Тем временем путь далек, а природа вокруг прекрасна.
Уже приближалось утро, когда они прискакали на кладбище, прямо к могиле возлюбленного. Там Людмилу встретила не романтическая картина с таинственным всадником, а мертвец в гробу, который звал ее. Девушка упала замертво на прах и оказалась погребена с возлюбленным навечно. Так, ее мольбы все же были услышаны.
Главные герои и их характеристика
Людмила — молодая и неопытная девушка, которой разлука с возлюбленным разбила сердце. Сомнения не давали ей покоя: она допускала даже измену со стороны жениха. Неведение томило девицу. Вероятная смерть избранника очень опечалила героиню. Она разочаровалась в жизни и Боге, чем навлекла на себя месть небес: «Царь небесный нас забыл». Ее ропот был услышан, а ее просьбы исполнились буквально: Людмила сошла в могилу вслед за возлюбленным.
«Расступись, моя могила;
Гроб, откройся; полно жить;
Дважды сердцу не любить».
Людмила проявила неблагодарность и осмелилась требовать у Бога своеобразную плату за свое бдение перед иконами. Более того, Людмила усомнилась в религиозных догматах ада и рая:
«Что, родная, муки ада?
Что небесная награда?
С милым вместе — всюду рай;
С милым розно — райский край
За это ей пришлось поплатиться жизнью и бессмертной душой.
Контрастным образом является мать героини. Она предостерегает девушку и является носительницей авторской точки зрения: нельзя роптать на Бога и чего-то требовать. По мнению опытной и мудрой женщины, воля Бога неоспорима:
«О Людмила, грех роптанье;
Скорбь — создателя посланье;
Зла создатель не творит;
Мертвых стон не воскресит».
Мать говорит о том, как важно претерпеть муки, посланные создателем, чтобы усвоить все его уроки и не впасть в соблазн безверия. Страдания очищают душу и посылаются свыше не просто так. А потому человек должен молиться и терпеть, тогда Бог даст и светлые полосы взамен темных.
Призрак жениха — это метафора соблазна. Людмила пошла за греховной мечтой и погибла в ее плену. Привидение окружают мрачные образы: сова, борзый конь, темная келья. Его речь сопровождают завывания ветра и шум бора. Холод сковал ночной пейзаж. Гудит колокол (признак беды). Все эти знаки судьбы предостерегают Людмилу, но она не слушает голоса разума. При этом призрак торопит невесту, чтобы она не успела подумать и усомниться в его туманных речах.
На вопрос о своем доме призрак отвечает уже совсем прямо: это могила на поле боя.
«Там, в Литве, краю чужом:
Хладен, тих, уединенный,
Свежим дерном покровенный;
Саван, крест, и шесть досок.
Едем, едем, путь далек».
Под копытами коня дрожит земля, путников окутывает пыль. На пути им встречается черный ворон — символ смерти. Затем влюбленных сопровождают тени, вставшие из могил. Но все эти знаки Людмила игнорирует. В финале она погибает.
Темы, проблемы, настроение
Основная тема баллады «Людмила» — бунт человека против веры, который окончился смертью души и тела. Героиня роптала на Бога и отвернулась от него, последствия этого решения нам показал автор.
Тематика и проблематика баллады представлены в списке:
- Тема любви и соблазна. Для Людмилы любовь стала величайшим искушением. Она провалила испытание, данное Богом, и пошла за соблазном туда, откуда нет возврата. Любовь очень важна для людей, но она не должна обесценивать жизнь — Божий дар.
- Тема жизни и смерти. Героиня сама пожелала умереть и нарушила естественный закон, данный Богом. Человек не вправе решать, когда покинуть этот мир, ведь у него есть предназначение на Земле. Людмила пошла против создателя и потеряла все связи с миром.
- Проблема веры и безверия. Мать героини транслировала христианские догматы: нельзя роптать на страдания, посланные свыше, нельзя уклоняться от них. А Людмила предалась отчаянию и отвернулась от Бога, за что была наказана. Мораль произведения обозначена матерью героини: «Ад — бунтующим сердцам».
- Проблема отчаяния. Людмила разуверилась в Боге и жизни, позволила тоске завладеть собой и сдалась при встрече с жизненными невзгодами. Поэтому с ней произошло несчастье.
- Тема семьи. Мать до последнего поддерживала и наставляла дочь, но Людмила замкнулась на своих переживаниях и отстранилась от семьи. Смерть лишила ее близких, которых она не ценила.
Настроение баллады «Людмила» мрачное, героиня умирает в финале.
Основная идея
Жуковский заставляет задуматься о том, как важно сохранять веру в любых обстоятельствах и не позволять отчаянию взять верх. Такова главная мысль баллады «Людмила». Смирение и терпение — вот что поможет человеку преодолеть невзгоды:
«О Людмила, грех роптанье;
Скорбь — создателя посланье;
Зла создатель не творит;
Мертвых стон не воскресит».
Вот в чем заключается смысл баллады «Людмила»: важно вверить свою судьбу создателю и придерживаться его заветов, тогда жизнь пройдет так, как задумано свыше. Страдание жизни кратко — по сравнению в вечным бытием. В финале пути людей ждет «рай — смиренным воздаянье».
Средства выразительности с примерами
Тропы и фигуры в произведении «Людмила» позволяют создать атмосферу мрачности и уныния. Их обилие позволяет задать эмоциональный тон повествования:
- Эпитеты: Неверный, трубный, шумною.
- Олицетворения: «Шлемы лаврами обвиты»
- Метафоры: «Прахом панцири покрыты».
Инверсия создает напевность и музыкальность строк: «Вдруг усопшие толпою потянулись из могил…». Лексические повторы призваны усилить драматизм («Краткий, краткий дан мне срок») и ускорить темп. Мы физически ощущаем, как призрак торопит Людмилу, давит на нее. Просторечное восклицание «Чу!» тоже создает эффект накала, сгущения красок.
Аллитерации создают эффект звукового воспроизведения: шепот передают звуки «шшш», топот коня сопровождается большим количеством согласных («т», «п», «н»).
Хорошо
Спасибо!!!